Сериалы-XXI. Великолепные обманщики

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Иллюзия (Deception). США, 2018.

Жанр: детектив с элементами боевика и триллера.

Кто придумал: Крис Федак.

Кто участвует: Джек Катмор-Скотт («Плохая партия», «Дюнкерк»), Ильфенеш Хадера (сериалы «Миллиарды», «Черный список»), Ленора Кричлоу (сериалы «Смерть в раю»,  «Быть человеком»), Джастин Чон («Сумерки», сериал «Доктор Кен»), Лайла Робинс (сериалы «Схватка», «В поле зрения», «Клан Сопрано»), Амори Ноласко (сериалы «Побег», «Преследование»), Винни Джонс («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш»), Стефани Корнелиуссен (сериалы «Мистер Робот», «Легенды завтрашнего дня»), Джек Девенпорт («Пираты Карибского моря», сериал «Вспомни, что будет»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Кэмерон Блэк (Джек Катмор-Скотт) — знаменитый иллюзионист, почти такой же популярный, как его коллега Дэвид Копперфильд. Девиз нашего героя: «Нет ничего невозможного». Ловкость рук и качественный реквизит помогают ему эффектно обманывать публику. Но самый ловкий трюк подарен Кэмерону природой: он может исчезать в одном месте и сразу появляться в другом просто потому, что у него есть брат-близнец Джонатан (тот же Катмор-Скотт), о существовании которого никто не знает.

 

ПОСТЕР

 

В первом же эпизоде сериала происходит непредвиденное: автомобильная катастрофа, труп женщины на шоссе, обвинения в неумышленном убийстве и тюрьма. Эти злоключения выпадают на долю Джонатана. Хотя он говорит, что он не совершал преступления, что его подставила таинственная незнакомка (Стефани Корнелиуссен),  доказательств нет. Секрет близнецов становится общим достоянием, Кэмерон вынужден остановить концертную деятельность, чтобы найти незнакомку и реабилитировать брата. И раз уж злодейка, судя по всему, владеет приемами из арсенала иллюзионистов, поймать ее способен только другой мастер иллюзий. Поэтому Кэмерон предлагает агенту ФБР Кей Дэниэлс (Ильфенеш Хадера) профессиональную помощь…

Здесь нам не обойтись без небольшого экскурса в историю приключенческого жанра. Еще во времена Артура Конан Дойла стала ясно, что какой бы закрученный сюжет ни придумал автор, наблюдение со стороны за действиями государственных стражей порядка нам быстро надоедает. Хороший полицейский — это чиновник, обремененный тысячью инструкций; государственным сыском правит ритуал: шаг вправо или шаг влево — и герой сползает с правового поля в опасную трясину вседозволенности. Если же попадается нетривиальное преступление, государственная машина начинает буксовать. 

В отличие от полицейского частный сыщик обладает свободой маневра, но у него и полномочий меньше. Он может найти истину, но чтобы задержать негодяя, даже Холмсу нужно останавливаться и ждать инспектора Лестрейда. Дистанция между разгадкой и наручниками уместна была лишь в неторопливом XIX столетии, где не было транспорта быстрее кэба, а наилучшую коммуникацию обеспечивали телеграф и велокурьеры. Век спустя стало ясно, что приключенческий жанр нуждается в апгрейде: по сюжету, у преступника меньше шансов ускользнуть, если условный Холмс с условным Лестрейдом сразу станут напарниками. Частный сыск обеспечит приток нетривиальных идей, а полисмен — необходимый ритуал, техническую мощь и, если нужно, подкрепление. 

Но что придет на смену холмсовской дедукции? Какие ноу-хау гражданских напарников пригодятся служащим государственной Фемиды? В начале XXI столетия формат телесериала — как зрелищного вида искусства — требовал экзотики. На телеэкранах возникли «Числа», «Менталист», «Белый воротничок» и «Касл» — наиболее заметные примеры жанрового апгрейда. В первом из названных драматических шоу полиции помогал гениальный математик, во втором — опытный физиономист и интуитивист, в третьем — мошенник с хорошим знанием повадок «высоколобой» преступности, в четвертом — писатель, чья необузданная фантазия часто позволяет копам найти верный ответ.

Сценаристам, правда, всякий раз приходилось придумывать и важный повод, из-за которого «свободный художник» готов был сотрудничать с госструктурой, и вескую причину, по которой консервативные стражи порядка соглашались работать рука об руку с сомнительными гражданскими лицами (в «Касле» автору детективов, желающему принимать личное участие в расследованиях, приходилось даже использовать знакомство с мэром Нью-Йорка, чтобы уговорить полицейский департамент).

Как видим, сериал о фокуснике в команде ФБР возник не на пустом месте: руководство телеканала ABC даже полагало, что «Иллюзия» сможет занять место ушедшего на покой «Касла». Основания для оптимизма имелись: фокус, подготовленный профи, — это всегда эффектное зрелище, а фокус плюс детектив дадут двойной эффект. В свое время имел успех английский сериал «Джонатан Крик», где в тандеме с журналисткой, пишущей о криминале, работал помощник фокусника и сам мастер трюков. Правда, у англичан получались, по преимуществу, камерные эпизоды в духе детективной классики («запертая комната» и пр.), а создатели «Иллюзий» задействовали острые сюжеты более «глобального» свойства (ближе к финалу героям приходилось даже спасать демократию в Восточной Европе, выручая прогрессивного кандидата в президенты одной из стран).

 

429857

 

Создатель сериала Крис Федак — не новичок в профессии; на его счету драматические шоу «Чак», «Вечность», «Легенды завтрашнего дня». Выстраивая разветвленный сюжет, Федак ориентировался не только на истории о необычных напарниках: он оглядывался еще и на шоу типа «Воздействия» или «Виртуозов», где положительными героями становились благородные жулики — тоже, кстати, мастера красивых иллюзионных гаджетов. Понятно, что суперфокусник не работает без собственной команды. Свиту Кэмерона образует особая троица специалистов: угрюмый здоровяк Гюнтер Густафсен (Винни Джонс) может сотворить из ничего необходимый реквизит, вертлявый маленький  Джордан Квон (Джастин Чон) «заведует» вычислениями, а еще способен проникнуть в любую щель. Наконец, Дина Кларк (Ленора Кричлоу) — эффективный  менеджер, которая может направить деятельность всей команды в нужное русло. Смотреть на слаженную работу команду иллюзионистов всегда приятно, результат всегда впечатляющий, а поскольку фокусы героев помогают оставить в дураках плохих парней, приятное соединяется с полезным. Конечно, команда Блэка не слишком жаждет работать в связке с ФБР, да и сам Кэмерон предпочел бы иную аудиторию. Но без помощи Бюро у него нет никаких шансов законно вызволить брата, а своих подручных нужно постоянно загружать любимой работой — иначе они заскучают и разбегутся. 

Особый интерес вызывает главная злодейка — уже упомянутая Таинственная Женщина, эдакая современная Мориарти, амальгама красоты и коварства. Да, она лично не стоит за каждым преступлением, которое распутывают агент Дэниэлс и группа Блэка (это выглядело бы натяжкой), но многие дерзкие ограбления и убийства — на ее совести. Незнакомка настолько умна и коварна, что она периодически пытается рассорить Кэмерона и Джонатана, и далеко не всегда ее попытки безуспешны. Судя по финалу первого сезона, во втором эта героиня должна была вообще выдвинуться на первый план. Но… Как говорится, сценарист предполагает, а продюсер располагает. Сезон «Иллюзий» начался с отличными рейтингами, но к концу число зрителей уменьшилось вдвое.

Почему это произошло? Загадка. Авторы до последнего сохраняли хороший темп и не исчерпали еще всего запаса трюков (чего стоит, например, иллюзионный «перенос» в другой район Нью-Йорка здания Эмпайр Стейт Билдинг!). Может, зрителю хотелось, по примеру «Касла», некоего «утепления» личных отношений Кэмерона и Кей? В общем, боссы канала АБС побоялись, что авторам не удастся вернуть аудиторию и просто-напросто закрыли сериал. Обидно, что теперь мы так и не узнаем, как зовут Таинственную Женщину. Уже после объявления о закрытии «Иллюзий» Крис Федак в интервью Entertainment Weekly так и не признался, как же зовут незнакомку, зато намекнул, что у нее есть совсем уж засекреченный босс. Во втором сезоне он должен был бы проявить себя и обозначить свои истинные намерения, после чего сюжет стал бы еще интереснее…

Увы, этого не случилось и уже не случится. Впрочем, и в сериалах, прекращенных раньше времени, тоже есть своя прелесть. Они уходят от нас на взлете, не успевая приесться, обветшать, превратиться в самопародию. Обиженный зритель злится не на авторов шоу, а на тех, кто его прекратил — то есть на недальновидных руководителей телеканалов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции