Сериалы-XXI. Вернуть отправителю

Сериалы-XXI. Вернуть отправителю
© vokrug.tv

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Манифест (Manifest). США, 2018.

Жанр: фантастика с элементами детектива и мелодрамы.

Кто придумал: Джефф Рейк.

Кто участвует: Мелисса Роксбур (сериалы «Стрела», «Путешественники»), Джошуа Даллас (сериалы «Однажды в сказке», «Доктор Кто»), Афина Карканис (сериалы «Перевозчик», «Лотерея»), Джек Мессина (сериал «Удивительная миссис Мейзел»),  Парвин Каур (сериалы «Штамм», «Американские боги»), Дэрил Эдвардс (сериалы «Хорошая жена», «Схватка», «Голубая кровь»), Мэтт Лонг (сериалы «Служба новостей», «Безумцы»), Марк Менчака (сериалы «Родина», «В поле зрения»). 

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Две сотни авиапассажиров, следующих из Кингстона в Нью-Йорк, пересаживаются на другой лайнер (рейс 828), желая немного сэкономить на билетах. Во время путешествия самолет ощутимо трясет, и пассажирам говорят про зону турбулентности. Однако, похоже, именно в эти минуты воздушный корабль ныряет в какую-то загадочную аномалию. Сразу после посадки лайнера в нью-йоркском аэропорту выясняется, что прибытия рейса 828, собственно, давно никто не ждет: самолет таинственно пропал с радаров больше пяти лет назад, а теперь вдруг так же неожиданно материализовался. При этом люди внутри ничуть не постарели и сами не могут понять, каким образом мир вокруг них внезапно стал старше.

ПОСТЕР

За те пять лет, пока пассажиров рейса 828 считали погибшими, много всякого успело произойти. Родные вернувшихся рады, конечно, вновь обрести тех, кого уже давно оплакали. Однако люди, по сути, вернулись в мир, где их уже перестали ждать и списали со счетов. У многих нет работы, жилья, их место в жизни уже занято другими. Люди с рейса 828 делают вид, будто остались прежними. Но они лгут сами себе: они — уже другие. Неким мистическим образом они отныне связаны между собой. У некоторых начинаются странные видения, кто-то обретает экстрасенсорные способности, кто-то слышит голоса. Главные герои сериала — ученый Бен Стоун (Джошуа Даллас) и его сестра, офицер полиции Микаэла (Мелисса Роксбур), — тоже были на том рейсе. Они пытаются склеить из осколков свою личную жизнь (у Бена семья, у Микаэлы жених) и одновременно разобраться с собой. Им важно понять, ЧТО с ними происходит и какой в этом смысл.

Слово «манифест» в названии сериала может слега запутать отечественного зрителя: мы привыкли связывать с этим понятием какие-либо программные политические документы (типа «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса). Здесь, однако, речь идет о довольно специфическом термине Passenger Manifest: это пофамильный перечень всех пассажиров и данные по багажу каждого. Иными словами, нам заранее дают понять, что истории Бена и Микаэлы, при всей их значимости, — только пазлы одной большой головоломки. Чтобы эти пазлы сложились в общую картину, авторам сериала нельзя упускать из виду и других людей с рейса 828. Таким образом, постепенно вырисовывается сложная многофигурная композиция. По ходу сюжета мы, например, узнаем, кто и зачем основал Церковь Возвращенных, каким образом «провал во времени» помог в разработке нового средства лечения рака, какой секрет скрывала стюардесса и почему так встревожен капитан авиалайнера. Одна из важных историй, цементирующих сюжет, связана с образом Кэла Стоуна (Джек Мессина) — маленького сына Бена. Зритель быстро догадывается, что юный пассажир самолета странным образом замыкает на себе судьбы прочих героев. Но о том же догадываются и люди из правительства, тайно изучающие «феномен 828»…

Да-да, всё верно, без тайной организации нам не обойтись. «Люди в черном» с военной выправкой и почти неограниченными полномочиями мрачно маячат где-то на заднем плане и подстраивают протагонистам пакости разной степени тяжести. Но они ли тут главные злодеи? Напомним: когда в произведении (романе, фильме, сериале и пр.) происходит нечто необъяснимое и одновременно масштабное, меняющее повседневную жизнь людей, пытливые умы ищут адекватную версию случившегося. Количество вариантов невелико. Либо люди имеют дело с редким явлением природы, недоступным (пока) для понимания современных ученых. Либо ситуацией управляет добрая (злая) воля сверхмогущественных инопланетных (потусторонних) сил. Либо перед нами — прямой результат засекреченного правительственного эксперимента, не обязательно удавшегося.

Первую из возможностей — как самую неинтересную для развития сюжета — авторы отметают почти сразу. А вторая и третья, по воле сценаристов, вплоть до финальной серии конкурируют почти на равных. Ведь если самолет исчез (и вернулся) из-за тайных опытов государства, «люди в черном», руководимые инфернальной дамой по прозвищу Майор (Элизабет Марвел), должны следить за своими подопечными (особенно когда «что-то пошло не так»). Если же над землянами экспериментируют некие внешние силы, то правительство обязано тем более надзирать над пассажирами и экипажем: а ну как под видом людей коварные братья по разуму (или сам дьявол) заслали чужаков (демонов)? Короче говоря, при любом раскладе от опеки Большого Брата героям подобных сюжетов не отвертеться. Авторам «Манирфеста» даже приходится идти на некие ухищрения (не всегда логичные), чтобы сделать опеку чуть менее тотальной. Героям, согласитесь, и так непросто расшифровывать смысл «призыва», звучащего в мозгу, а если сценаристы не позволят им иногда отрываться от «хвоста», проявляя свободу воли, сюжет может встать намертво.

Джефф Рейк, создатель сериала, принимал участие в сценарной разработке нескольких криминальных и судебным драм (в том числе «Практики» и «Юристов Бостона»), однако не может похвастаться обширным опытом в жанре телефантастики. Тем не менее, на его счету все-таки имеется сериал «Люди будущего», главные герои которого с юности обладают экстрасенсорными способностями. Надо думать, Рейк к тому же внимательно читал Стивена Кинга (для сюжетов этого писателя, как известно, характерно переплетение приземленно-будничного с невероятным) и смотрел некогда популярный сериал «4400» (где речь тоже идет о внезапных и необъяснимых «возвращенцах» из прошлого).  Создатель «Манифеста» не пренебрегает спецэффектами, но и не перебарщивает с ними — каскада разнообразных фокусов в духе «Героев» не ждите, однако семейно-любовные драмы главных персонажей непредсказуемы и не дадут заскучать. Таким образом, в «Манифесте» фантастика неизбежно соседствует с мелодрамой, а динамика с рефлексией. Из-за этой близости темп то и дело меняется, а зрителю все время приходится быть начеку.

 

МАЛЬЧИК КЭЛ

 

Ну и, конечно, интересно следить за мальчиком, сыном Бена. Мелкий, большеглазый, круглоголовый, он являет собой сочетание внешней беззащитности и внутренней силы (не таящей в себе угрозы). Джек Мессина в роли Кэла — прекрасная находка ответственных за кастинг; юный актер наилучшим образом попадает в образ, придуманный сценаристом (не без влияния того же Кинга). Если второй сезон будет снят, то именно Кэл, скорее всего, отодвинет отца и тетю с сюжетного фронтира и перетянет главное внимание на себя.  Похоже, мальчик крайне важен для инициаторов «феномена 828» — кем бы они ни были.