Сериалы-XXI. Внеземные пауки против «владычицы морей»

Сериалы-XXI. Внеземные пауки против «владычицы морей»

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Война миров (The War of the Worlds). Великобритания, 2019.

Жанр: научно-фантастическая ретро-драма.

Кто придумал: Питер Харнесс (по одноименному роману Герберта Уэллса).

Кто участвует: Элинор Томлинсон («Джек — покоритель великанов», сериал «Полдарк»), Рейф Сполл («Мир Юрского периода-2», «Ритуал»), Роберт Карлайл («Мужской стриптиз», «На игле», сериалы «Однажды в сказке», «Гитлер: Восхождение дьявола»), Руперт Грейвз (сериалы «Шерлок», «Семья»), Николя Ле Прево («Девушка на качелях», «Украденная слава»), Джонатан Арис (сериалы «Игра», «Благие знамения»).

Мой рейтинг: 7 из 10.

1905 год. В год очередного противостояния Марса британский естествоиспытатель и астроном-любитель Огилви (Роберт Карлайл), живущий в окрестностях Лондона, наблюдает за серией вспышек на поверхности Красной Планеты. Через некоторое время Огилви вместе с соседями — журналистом Джорджем (Рейф Сполл) и его возлюбленной Эми (Элинор Томлинсон) — становятся свидетелями падения странного метеорита. Джордж, вернувшись в Лондон, предлагает главному редактору своей газеты идею статьи о феномене, однако редактор поначалу попросту отмахивается: куда важнее ему кажутся новости об обстреле русскими военными кораблями британских рыболовных судов.

Джордж — хороший журналист, но в своей редакции он на плохом счету: отец его законной жены, влиятельный чиновник, зол на нашего героя из-за того, что тот ушел из семьи к другой женщине. Рассержен легкомыслием Джорджа и его родной брат Фредерик (Руперт Грейвз), помощник военного министра Джозефа Чемберлена (Николя Ле Прево). Лишь после того, как гости из космоса (теперь их уже несколько) проявляют первую агрессию в отношении землян и боевые треножники марсиан движутся на Лондон, сея смерть и разрушения, власти понимают: появился неизвестный враг, с которым трудно совладать…

Сериал снят по мотивам фантастического романа английского писателя Герберта Уэллса  «The War of the Worlds». Журнальный вариант был опубликован в 1897 году, книга вышла годом позже. Уэллс вдохновлялся исследованиями американского астронома Персиваля Лоуэлла, обнаружившего на Марсе следы разумной деятельности — каналы (позже выяснилось, что ученого подвело несовершенство тогдашних телескопов). Влияние на фантаста оказал также и роман Льва Толстого «Война и мир» (под названием «War and Peace» был переведен на английский еще в 1886 году): путешествие героя по Англии, опустошенной пришельцами, и картины разоренного Лондона навеяны эпизодами злоключений Пьера Безухова в полусожженной Москве, которая захвачена войсками Наполеона. Позже, в 1906 году, Уэллс в письме Толстому назовет «Войну и мир» в числе «самых великолепных и всеобъемлющих произведений» из всех тех, которые он «имел счастье прочесть», и пришлет автору экземпляр английского издания «The War of the Worlds». Впрочем, к тому времени книга Уэллса выйдет на русском. Всего же к середине ХХ века роман Уэллса переведут на полтора десятка европейских и азиатских языков.

Увы, с «переводом» романа на язык кино дела обстояли хуже. Права на экранизацию продюсеры «Парамаунта» купили еще в середине 20-х годов, при жизни автора, и даже предлагали снять фильм Сергею Эйзенштейну, посетившему студию в 1930 году. Однако ни создатель картины «Броненосец „Потемкин“», ни американские постановщики в ту пору не брались за проект — он выглядел слишком сложным технически. Первая экранизация романа вышла только в 1953 году — американский фильм Байрона Хэскина (1953). Однако автор перенес действие в пригород Лос-Анджелеса и «передвинул» время действия на полвека вперед. Кроме того, в фильме не было треножников: их заменили (в духе времени) летающими тарелками. В одноименном телесериале (США — Канада, 1988 — 1990) авторы отошли еще дальше от первоисточника: взяли лишь голую идею борьбы с пришельцами, а остальное дофантазировали. Самой масштабной на сегодня экранизацией книги Уэллса является двухчасовая лента Стивена Спилберга (2005) с бюджетом 132 миллиона долларов: действие, понятно, происходит в США в наши дни. Примечательно, что осенью 2019 года практически одновременно с британским мини-сериалом на телеэкраны вышел и американский, с Гэбриэлом Бирном и Элизабет Макговерн в главных ролях. Однако действие перенесено опять-таки в современность, да и инопланетные агрессоры куда сильнее тех, которые были описаны в романе Уэллса…

Вернемся, однако, к британскому мини-сериалу. Действие здесь развивается как бы в двух временных пластах: картины нападения марсиан иногда сменяются решенными в красноватой цветовой гамме эпизодами ближайшего будущего, которое тоже безрадостно. Да, нападавшие в конце концов погибли от земных микробов, однако успели за короткий срок разорить Землю: Англия заросла сорной красной травой и красными марсианскими кристаллами. Нивы не плодоносят, дети не рождаются, перспективы туманны. В этом смысле финал новой британской телеверсии уэллсовского романа, скорее, смахивает на  экранизацию «России во мгле» того же автора. Тем не менее, в конце заключительной серии все-таки брезжит хэппи-энд — зрителям дают надежду на возрождение человечества.

Достоинства этого мини-сериала очевидны. Первое — интересные визуальные решения: например, марсианский треножник меньше похож на машину, а больше — на гигантского паука, и движется он с жутковатой «паучьей» грацией. У Уэллса захватчики внешне смахивали на спрутов, которым было трудно перемещаться по земле на своих щупальцах. В этом же сериале облик марсиан «паукообразен». Следовательно, треножник агрессора можно рассматривать не только как его средство передвижения по планете, но и как экзоскелет. У мини-сериала имеется и еще более важный плюс: кажется, впервые экранные время и место действия приближены к романным. Авторы сдвинули повествование всего на восемь лет. Если в романе захватчики высаживаются на Земле в 1897 году, то здесь на календаре 1905 год. Мы наконец-то в Англии. Создатели пользуются всеми возможностями благодатного викторианского ретро: костюмы, интерьеры, прически — все это «добрая старая Англия», покрытая патиной времени. Правда, авторы чуть корректируют реальность. К 1905 году вдохновитель англо-бурской войны реальный Джозеф Чемберлен (известный своей жесткой «имперской» позицией) уже не занимал официальных постов; в сериале же он руководит вооруженными силами страны и разглагольствует перед журналистами об «империи, над которой не заходит солнце». Когда же пора не речи толкать, а дать отпор врагу, он думает не о спасении отечества. Министр бредит о том, что хорошо было бы захватить марсианскую технику и с ее помощью распространить экспансию британской короны и на другие планеты Солнечной системы…

Недостатки мини-сериала столь же очевидны. Мелодраматический сюжет, выстроенный слишком прямолинейно, только отвлекает зрителя от основной темы. Джордж, главный герой, выглядит слишком анемичным: в тех случаях, когда надо действовать, он впадает в задумчивую рефлексию, а его поступки в заключительном эпизоде иначе как дурацкими не назовешь. На фоне этой тряпки и размазни выигрывают едва ли не все персонажи сериала — прежде всего Эми, Фредерик и Огилви, хотя едва ли авторы намеренно добивались такого контраста. Быть может, если бы на долю Джорджа выпало побольше экранного времени, зритель сумел бы как-нибудь притерпеться к герою. Однако авторы утрамбовали все повествование в скромные три часа. Впрочем, это, пожалуй, относится не к недостаткам, а опять-таки к достоинствам новой телеверсии «Войны миров».