Сериалы-XXI. Вокруг света и тьмы

Сериалы-XXI. Вокруг света и тьмы

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Кобра (Cobra). Великобритания, 2020.

Жанр: политическая драма, детектив, триллер.

Кто придумал: Бен Ричардс.

Кто участвует: Роберт Карлайл («Мужской стриптиз», «Прах Анджелы», сериалы «Однажды в сказке», «Гитлер: восхождение дьявола»), Виктория Хэмилтон (сериалы «Игра», «Виктория и Альберт»), Ричард Дормер («Того», сериал «Фортитьюд»), Дэвид Хэйг (сериалы «Тонкая голубая линия», «Виртуозы»), Эдвард Беннетт (сериалы «Виктория», «Пенниуорт»), Чарли Каррик (сериалы «Башня Познания», «Горячая точка»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

Вспышки на солнце могут быть крайне опасными — не только для отдельных людей, чувствительных к проявлению солнечной активности, но и для целых стран. В этом сериале, например, от выброса солнечной плазмы пострадала почти вся Великобритания, которая в один момент осталась вообще без электричества: сгорели все четыре главных трансформатора, и поскольку запасных оказалось всего три, один из районов страны (а именно Нортумберленд, графство на северо-востоке) надолго обесточен.

Это происходит именно тогда, когда позиции премьер-министра Великобритании, лидера консерваторов Роберта Сазерленда (Роберт Карлайл) не слишком прочны: под него деятельно копает его хитрый однопартиец Арчи Гловер-Морган (Дэвид Хэйг), министр внутренних дел. А тут еще в разгар кризиса к масштабным общенациональным неприятностям премьера добавляются важные семейные: его дочь и ее подруги во время вечеринки развлекались с наркотиками, и в результате одна из девушек, перебрав, впадает в кому и умирает. Если история выплывет наружу, дочь нашего героя могут посадить, а карьере папы будет нанесет сильнейший удар. Не все гладко и у Анны Маршалл (Виктория Хэмилтон), ближайшей помощницы премьера: из ее прошлого выплывает некий странный субъект, отвлекая на себя внимание героини именно в тот момент, когда ей полагается вовсю помогать главе правительства разруливать непростую ситуацию…

 

ПОСТЕР-1

 

Кого только ни играл Роберт Карлайл! От шахтера, вынужденного зарабатывать стриптизом, до короля Джеймса I, от сказочного злодея Румпельштильцхена до Адольфа Гитлера. В этот раз знаменитому британскому актеру предложена роль премьер-министра его страны, и смотреть на Карлайла для поклонников его творчества — отдельное удовольствие. В сериале «Кобра» Сазерленд, пожалуй, — не очень хороший человек и, скорее всего, не самый удачливый премьер в истории страны (по крайней мере, до «железной леди» Маргарет Тэтчер ему далеко). Но деваться некуда: эгоисту придется запрятать поглубже свое эго, а не уверенному в себе руководителю — собрать волю в кулак и принимать весьма непопулярные меры, а затем вести переговоры с людьми, которые к нашему герою, мягко говоря, недоброжелательны и стараются ему навредить.

Участие Карлайла в этом сериале — одна из причин, из-за которых стоит потратить время на весь сезон (тем более что там всего 6 серий — времени это займет немного). Вторая причина возможного интереса зрителя к этому драматическому шоу — показанная без прикрас «политическая кухня» на Даунинг-стрит, 10. Мы увидим, что даже первое лицо государства вынуждено лавировать и балансировать, чтобы не обидеть одних и не дать усилиться другим. Казалось бы, Сазерленд уже в первой серии должен выгнать из своего кабинета саботажника — главу МВД, который постоянно ставит палки в колеса нашему герою. А премьер терпит и ждет: партия-то одна… Не менее интересны тут и героини: хмурая, прямая и резкая Анна Маршалл, которая не боится объяснять премьеру, где тот совершает ошибки и как их исправить, а также руководительница МИ-5 хитрющая  Элеонор Джеймс (Лайза Пэлфри), которая улыбается всем, и до последнего невозможно понять, кому из главных героев сериала она на самом деле друг, а кому враг.

«Кобра» из названия — это не какая-то особая структура в правительстве, а нечто вроде временного комитета по чрезвычайным ситуациям: когда они есть, комитету приходится собираться и заседать, вырабатывая срочные решения, а когда жизнь в стране более-менее налаживается, эта «чрезвычайка» самоликвидируется, вплоть до следующего кризиса.

Кстати, любопытен будет сериал и для поклонников «постапокалиптического» жанра. Здесь, конечно, Англия из-за природной катастрофы не отброшена в каменный век, однако жизнь без электричества (пусть даже и временная) сулит «неслыханные перемены, невиданные мятежи». На пустом месте рождаются, как блоковские «пузыри земли», самозваные лидеры, для которых общенациональная беда — удобный случай прийти в политику, возглавив толпу обозленных (а где-то уже и вооруженных) людей. Без всякой симпатии в сериале выведен и руководитель профсоюза «дальнобойщиков», который готов даже ухудшить и без того сложную обстановку в стране, чтобы выбить некие преференции. И когда премьер-министр во время переговоров срывается и говорит своему визави, КАК он относится к такой «политике», эта откровенность способна сильно осложнить дело, но по-человечески Сазерленда можно понять. Вообще те эпизоды, где премьер ведет себя, как нормальный человек, а не как прожженный политикан, выглядят наиболее любопытными.

К сожалению, у сериала имеются и серьезные недостатки. В первую очередь, они связаны со сценарным материалом. Отдельные герои выглядят такими предсказуемыми, что зритель невольно оказывается умнее и прозорливее персонажей. В первых же критических откликах, появившихся в Англии сразу после премьеры «Кобры», телерецензенты отдавали должное напряженному сюжету, но одновременно отмечали неправдоподобие многих ситуаций. Картины «народных возмущений» выглядят тут штампованными, а «изоляционистские» мотивы протестов, интересно намеченные, быстро затухают. Как ни старались сценаристы, они не сумели отработать все важные сюжетные линии, а какие-то буквально бросили на полпути. Некоторые персонажи, которым как будто следовало проявить себя, необъяснимо уходили в тень. Сюжет подчас развивался так, словно авторы при каждом повороте подкидывали монетку, доверяясь не логике образов, а фортуне.

Возможно, все эти просчеты сценаристы надеются исправить во втором сезоне, однако совсем не факт, что сериал будет продлен. При любом раскладе Роберт Карлайл без работы не останется, да и к роли премьер-министра Великобритании он относится, думаю, с определенной иронией и уж точно не трепетно. В отличие от своего героя, конечно.