Сериалы-XXI. Вставайте, граф, закат уже полощется…

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Дракула (Dracula). Великобритания, 2020.

Жанр: мистика и ужасы с элементами драмы и мелодрамы.

Кто придумал: Марк Гэтисс и Стивен Моффат (по мотивам романа Брэма Стокера).

Кто участвует: Клас Банг («Квадрат», сериал «Правительство»), Долли Уэллс («Сможете ли вы меня простить?», сериал «Роскошная комедия Ноэля Филдинга»), Морфилд Кларк («Капкан», «Интерлюдия в Праге»), Джонатан Арис (сериалы «Тутанхамон», «Война миров»), Джон Хеффернан (сериалы «Пустая корона», «Улица Потрошителя»), Марк Гэтисс («Кориолан», сериал «Шерлок»), Лидия Уэст (сериал «Годы»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Венгрия, позапрошлый век. Послушницы женского монастыря дают убежище изможденному, похожему на скелет бедолаге. Человек представляется юристом Джонатаном Харкером (Джон Хеффернан) и рассказывает сестре Агате (Долли Уэллс) свою душераздирающую историю: оказывается, он добрался сюда из соседней Румынии, где находился в замке местного графа Дракулы (Клас Банг). В замок он прибыл по делам и всего на пару дней, но задержался надолго и стал свидетелем жутких происшествий. Надо ли говорить, что в полускелет Джонатан превратился из-за графа, который не кто иной, как четырехсотлетний вампир, высасывающий кровь у людей — постепенно или сразу…

Как вы уже поняли, сценаристы Марк Гэтисс и Стивен Моффат, знаменитые на весь мир благодаря своему сериалу «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем, в этот раз решили замахнуться на Брэма нашего Стокера, произведя на свет очередную экранизацию — в виде мини-сериала (три полуторачасовых эпизода). Почти сотню лет тому назад, когда столп немецкого экспрессионизма режиссер Фридрих Мурнау первым задумал перевести на целлулоид историю графа-кровососа, вдова Стокера, как известно, не дала ему согласия. И тогда Мурнау просто-напросто переименовал персонажей (главный антигерой стал, например, Орлоком) и перенес место действия, а сам сюжет оставил почти без изменений.  Сегодня, когда слово «Дракула» — коммерческий брэнд и при этом, за давностью лет, уже никому не принадлежит, глупо давать антигерою псевдоним: нынешние авторы сценариев уже совершенно свободны в своих интерпретациях классического сюжета о вампире.

Справедливости ради заметим, что феномен вампиризма был описан в литературе задолго до Стокера. Впервые такие кровососы были упомянуты в далеком 1654 году папским библиотекарем Леоном Алацци. В 1819 году доктор Полидори (более известен как киноперсонаж «Готики» Кена Рассела) написал повесть «Вампиры». В русской литературе кровососы также присутствовали — у Пушкина, например, есть отдельное стихотворение «Вурдалак» (1835), где, правда, чудище существует лишь в воображении главного героя. А вот у Алексея К. Толстого в повести «Упырь» (1841) кровосос явлен воочию и творит свое черное дело. Роман Брэма Стокера вышел значительно позже — в 1897 году и благодаря хорошо выстроенному сюжету (упакованному в эпистолярный формат) в духе мрачной готики и жутковатой визуализации подробностей кровавых злодеяний графа, пришелся по вкусу европейской публике — этим, собственно, и была обусловлена уже упомянутая попытка Мурнау пересадить графа с литературной почвы на кинематографическую.

Роман стал основой более 160 фильмов, хотя любопытны лишь некоторые. Например, первая официальная экранизация — «Дракула» (1931) с Бэлой Лугоши в роли графа (актер потом еще не раз его сыграет). Или «Дракула» 1958 года с Кристофером Ли (отметится в ролях еще полутора десятков Дракул). Из фильмов сравнительно недавних назовем картину «Дракула Брэма Стокера» (1992), снятую Фрэнсисом Фордом Копполой (с Гэри Олдманом), и пародию «Дракула мертвый и довольный» (1995) Мэла Брукса: благодаря Лесли Нильсену граф превратился в старого идиота, окруженного идиотами помоложе.

Если уж искать аналогии для сериала Гэтисса и Моффата, то названная выше картина 1995 года будет для сравнения наиболее подходящей — с той очевидной разницей, что Мэл Брукс творил в жанре киноиздевки, конкретно метил в фильм Копполы и пригласил на роль графа популярного комика (чтобы было посмешнее), а нынешние экранизаторы экономят на юморе (за него в мини-сериале отвечает, собственно, сам Марк Гэтисс — как актер, в роли адвоката), и в качестве мишени выбран не один только фильм Копполы. По сути, объектом иронического постмодернистского переосмысления становится чуть ли не весь корпус разнообразных киновоплощений романа, и авторы даже временами забредают на чужие территории (так «оживающая» отрубленная кисть руки судового кока — оммаж «Семейке Аддамс», а сам сюжет второго эпизода, о путешествии на корабле «Деметра», — явная попытка подружить роман Стокера с «Десятью негритятами» Агаты Кристи).

Три эпизода мини-сериала — это практически три полнометражных фильма, в каждом из которых место действия довольно строго локализовано и внимание авторов сосредоточено на одной сюжетной линии (первая серия — злоключения Джонатана Харкера и метаморфозы Дракулы, вторая — путешествие в Англию на корабле «Деметра», третья — любовь графа, которая оказывается роковой для всех). Рецензенты, раздраконивая (часто справедливо) сюжетные натяжки мини-сериала, ломились в открытую дверь. Они обижались за первоисточник, принимали лукавую игру со штампами за умножение этих штампов и отказывались судить «Дракулу» 2020 года по законам постмодерна, хотя было ясно, что после стольких интерпретаций эта уже просто не может стать буквалистской.

Что ж поделать? За прошедшие десятилетия всё давно было пройдено: и превращение охотника на вампиров Абрахама Ван Хельсинга в женщину, и перенесение истории в современность (даже в далекое космическое будущее), и попытки «политкорректно» добавить в кадр афроамериканцев, и попытки героев «в лабораторных условиях» изучить свойства вампиров, и навязчивый фрейдизм в качестве бэкграунда, и связанные с этим сексуальные перверсии (похоже, нынешний граф бисексуален), и еще много всего — пожалуй, остановим перечисление, чтобы ненароком не впасть в грех спойлерства. Все прежние выкрутасы «дракулианы» освоены авторами сериала 2020 года со тщанием, и можно лишь удивляться, как из сора всей эклектики вырос более-менее логичный и непротиворечивый (насколько это вообще возможно для постмодерна) сюжет. Отдельное спасибо авторам за хороший кастинг. Датский актер Клас Банг (который тут напоминает гибрид Белы Лугоши со Стивеном Сигалом и Кайлом Чандлером) уместен в роли графа-кровососа. Долли Уэллс органична в роли протагониста; прочие тоже не портят ансамбля.

Единственное, что мешает автору этих строк оценить мини-сериал выше восьми баллов по десятибалльной шкале — это скомканный финал. Похоже, Гэтиссу и Моффату поначалу было твердо обещано как минимум четыре эпизода, но когда съемки третьего уже давно перевалили за середину, продюсеры решили сэкономить и потребовали от создателей за десять финальных минут закруглить сюжет. Если это так, то обиженные на продюсеров сценаристы выполнили пожелание с явным отвращением, скрыть которое невозможно. Дурацкая гибель «нильсеновоского» вампира в фильме Мэла Брукса выглядит в разы логичней и убедительней, чем суетливое и нелепое завершение четырехсотлетней биографии Дракулы-2020. Признаться, очень жаль. Граф был достоин лучшей участи.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции