Сериалы-XXI. Здравствуйте, мы ваши предки!

29 сентября 2019, 07:36
Сериалы-XXI. Здравствуйте, мы ваши предки!

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Пришельцы из прошлого (Fremvandrerne). Норвегия, 2019.

Жанр: фантастический детектив с элементами триллера.

Кто придумал: Йенс Лиен, Анна Бьёрнстад и Эйлиф Скодвин.

Кто участвует: Николай Клеве Брок («Алиби», «Полубрат», «Макс Манус: Человек войны»), Криста Косонен («Бегущий по лезвию 2049», сериал «Пули»,), Аугуста Эва Эрлендсдоуттир («Лига справедливости», сериал «Документалистика сегодня»), Стиг Хенрик Хофф («В белом плену», сериал «Лиллихэммер»), Стиг Ристи Амдам («Разлом», сериал «Оккупированные»), Одджин Тьюн (сериалы «Третий глаз», «Валькирия»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 9 из 10.

В один прекрасный — или злосчастный — день к нам в XXI век начинают прибывать люди из прошлого. Это происходит по всему миру, но поскольку сериал «Fremvandrerne» — норвежский, речь пойдет о событиях именно в этой стране. Проход открывается в некой точке Северного моря, недалеко от района Бьёрвик. Под водой происходят загадочные зеленые вспышки, после чего из воды выныривают обалдевшие гости из разных эпох: кто из каменного века, кто из времен викингов, а кто из сравнительно недавнего XIX столетия.

Почему это происходит и каков «механизм» перемещения, никто не знает. Ученые теряются в догадках. Но раз уж таких пришельцев всё больше, с ними надо что-то делать. Сначала медики их обследуют (не являются ли они носителями каких-то древних болезней), затем гостям надо как-то объяснить устройство нынешнего мира, научить современному языку, социализировать, где-то поселить, предоставить работу, дать льготы и так далее. Словом, пришельцы из прошлого — это такие мигранты, только из четвертого измерения. Многие с трудом вписываются в сегодняшнюю реальность, приносят в XXI столетие свои привычки, не всегда приятные и порой сильно раздражающие (вообразите, например, крестьянина из XI века в мегаполисе из стекла и бетона). Но деваться некуда: современным людям надо сосуществовать с так называемыми «трансвременниками».

Сериал начинается с двух событий. Первое: береговая охрана обнаруживает в море труп женщины с «первобытными» татуировками (быстро становится понятно, что она не утонула, а убита). Расследование поручено детективу Ларсу Хааланду (Николай Клеве Брок). Он хороший профи, но ему приходится постоянно бороться с сонливостью при помощи наркотика, который он тайком покупает у соседа по дому. Событие номер два: в полиции Осло — отныне новый сотрудник. Впервые полицейскую академию закончила гостья из прошлого, Альфхильдр Энгинсдоттир (Криста Косонен). И поскольку дел много, а кадров не хватает, героиню в первый же ее рабочий день «прикрепляют» к Ларсу. Мол, раз уж новая сотрудница — из эпохи викингов, ей и заниматься убийством очередной гостьи. Так главным героям сериала приходится стать напарниками. Хааланд — дока в современных методах сыска, зато у Альфхильдр отлично развиты обоняние, осязание и интуиция. Люди двух эпох объединяются, чтобы раскрыть дело. И оно, как нетрудно догадаться зрителям, оказывается очень непростым и непредсказуемым…

Да-да-да, главный сюжетный ход сценаристов, прямо скажем, совсем не нов. Более того, он основательно затерт от частого употребления на экране. В разные годы напарниками современных кино- и телекопов уже побывали разные экзотические существа: гном («Мой новый напарник»), динозавр («Теодор Рекс»), робот (сериал «Почти человек»), мертвец («Полиция мертвых») и так далее. В недавней «Яркости» напарником героя Уилла Смита становится, к примеру, полицейский-орк. Пожалуй, ближе всего к сюжету норвежского сериала оказывается фильм (а после и сериал) «Чужой народ», где бок о бок с обычным копом в полиции служит коп из числа инопланетян, оставшихся без родины. Их приютила наша планета, жители которой, впрочем, тоже не рады гостям — особенно таким, которые сильно отличаются от нас. И черт его знает, каких сюрпризов от них можно ждать?

Что ж, хотя создатели сериала «Fremvandrerne» не являются первопроходцами, в этом нет никакой беды. Если сценаристы талантливы (а они талантливы), заезженный прием отлично работает и позволяет конструировать множество трагикомических ситуаций. Оставим собственно детективный сюжет за рамками этой рецензии — пусть будущий зритель сам узнает, кто и по какой причине совершил упомянутое убийство. Не будем касаться здесь и типичных проблем, связанных с парадоксами путешествий во времени (если героя в молодом возрасте «выдернули» из эпохи и перенесли сюда, означает ли это, что все его потомки теперь должны исчезнуть и история будет развиваться по-другому?).

 

НОВЫЙ ЖИТЕЛЬ ОСЛО

 

Сыщики совместными усилиями в финале приблизятся к истине, не сомневайтесь. Однако куда любопытнее наблюдать за разнообразными мелочами и деталями этого мира, где невольно смешались эпохи. Как будут выглядеть различные стадии адаптации гостей к нынешним условиям? В какой момент человек, прибывший из времен охотников на мамонтов, начинает осознавать, что мобильный телефон — это не колдовство? И как быть выходцу из тьмы веков, узнавшему, что профессия не нужна и надо переучиваться? В сериале, например, Альфхильдр так и не научилась толком владеть огнестрельным оружием, зато может поразить преступника метким броском камня с расстояния в тридцать метров. Она уже знает о существовании женских гигиенических средств, но зачем тратить деньги на такую роскошь, если привычный мох ничего не стоит? Ну и так далее.

Отдельный пласт сюжета особенно интересен именно скандинавскому зрителю. Почему? Ну вот представьте, например, что волны времени вынесли в нашу эпоху римского солдата, когда-то заколовшего великого Архимеда. Или инквизитора, который сжег Джорджано Бруно. Или — возьмем отечественный пример, — если бы учтивый француз, подстригающий соседский газон, оказался бы Жоржем Дантесом — убийцей Пушкина. Как бы наши современники отнеслись к таким людям? Это я к тому, что в норвежской истории король Олаф II, погибший в далеком 1080 году, был канонизирован и стал одним из почитаемых святых Норвегии. Теперь вообразите, что однажды выясняется: скромный бородатый разносчик пиццы по имени Томми (Стиг Хенрик Хофф) в своем времени оказался тем самым авантюристом Ториром Собакой, который и убил Олафа. Правда, во время перехода Торир потерял память, но теперь она постепенно к нему возвращается, и…

Вот вопрос: несет ли этот герой ответственность за свои поступки почти тысячелетней давности — в другой жизни и при обстоятельствах, о которых нам, сегодняшним, уже мало что толком известно? (А может, король Олаф не был таким уж душкой?) Или правы те, кто увольняет с работы разносчика пиццы, устраивает демонстрации с призывами отомстить за святого — благо теперь есть возможность? Судя по финалу последнего эпизода сериала, сценаристы взялись за тему всерьез и подобные парадоксы истории станут важной частью сюжета следующего сезона. Ждать его осталось около года. Для истории это пустяк.