Сети 5G, eSim и «большие данные»: эксперты Tele2 рассказали о перспективах развития телеком-рынка в России

В Москве 16 апреля прошел XV ежегодный международный форум операторов связи «Телеком 2019», который организует издание «Ведомости». На форуме выступили лидеры мнений, руководители крупнейших компаний на рынке, ключевые ньюсмейкеры отрасли.

5G в России

Основной темой первой стратегической сессии «Новый телеком, расширяя границы отрасли» стало внедрение сетей пятого поколения в России. За день до этого Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение отказать операторам в продолжении исследования отдельных полос радиочастот в диапазоне 3,4-3,8 ГГц. Именно эта частота, по мнению экспертов, оптимальна для развития 5G-сетей.

На стратегической сессии руководитель аппарата ГКРЧ Денис Ляшенков сообщил, что в августе–сентябре будет проведена экспертиза решения о возможном выделении частот. «В России большие сроки на получение разрешений: от 55 дней. Получение полного разрешения может растянуться до 6 месяцев», — признал Ляшенков.

72DA0B9C-94E3-41B0-982A-3876B3010200-26444-000006A305F9ACDE

Представители ведущих операторов сошлись во мнении, что одной из основных проблем развития сетей пятого поколения в России является нехватка спектра частот, в этом вопросе важна поддержка регулятора.

«Уже понятно, в каком направлении движется мир. Если мы не хотим отставать, то необходимо расчищать спектр 3,4 — 3,8 ГГц. Именно здесь появится новая экосистема, именно здесь у нас уже есть первый опыт», — рассказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. Он пояснил, что Tele2 поддерживает идею создания единого инфраструктурного оператора для развития сетей 5G, на базе которого будут работать различные операторы связи.

«5G — это не только телеком, это вся наша цифровая экономика. Именно поэтому активное участие государства просто необходимо», — заметил генеральный директор Tele2. Эксперты сошлись во мнении, что запуск сетей пятого поколения даст толчок развитию разных отраслей экономики, ведь многие из них тесно связаны с развитием мобильного интернета. Обычным пользователям в ближайшие два-три года тоже могут понадобиться более высокие скорости, которые может обеспечить технология 5G, поскольку цифровизация способствует формированию совершенно новых сервисов и услуг.

Сергей Эмдин рассказал еще об одной актуальной новинке в сфере телекоммуникаций — технологии eSim, которая может прийти на смену традиционным SIM-картам.

«Новая технология расширяет возможности подключения абонентов: им не нужно идти в салон связи оператора, достаточно будет лишь обеспечить доступ устройства к интернету. При этом eSim не сломается и не потеряется, как это может произойти с физической SIM-картой. Главное требование для обеспечения безопасности подключения — идентификация абонента — будет также соблюдено, как и в случае с физической SIM», — отметил Эмдин.

Он сообщил, что Tele2 уже провела тестирование технологии, которая позволит цифровым сервисам стать по-настоящему цифровыми.

Меморандум Ericsson и Tele2

Эмдин Толстой
Себастиан Толстой и Сергей Эмдин / Tele2

Еще одним заметным событием «Телекома 2019» стало подписание меморандума о сотрудничестве компаниями Ericsson и Tele2 в рамках создания цифрового решения для марикультурной отрасли. Подписи под документом поставили президент Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии Себастиан Толстой и генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. Компании создали совместный проект на базе IoT для помощи фермерам, занимающимся марикультурой (направление аквакультуры, занимающееся разведением или выращиванием водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб и иглокожих). Это первый подобный проект в России. По словам Сергея Эмдина, продукт Ericsson и Tele2 предоставляется «под ключ» и помогает фермерам контролировать множество параметров в садках, где выращивается аквакультура, что позволит снизить риски потери продукции и повысить эффективность бизнеса.

Технологии использования «больших данных» в телеком-отрасли

Скворцова
Светлана Скворцова Tele2

Для второй сессии форума была заявлена тема «В ритме инноваций. Технологии будущего как драйвер отрасли: инвестиции, монетизация, use cases & forecasts».
На сессии обсудили развитие облачных технологий, передачу и хранение больших объемов данных, внедрение «интернета вещей» (концепция вычислительной сети предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой). Отрасль развития «больших данных» влияет не только на работу промышленных концернов, крупных предприятий и банков, но и на жизнь простых людей. Участники сессии сошлись во мнении, что для развития этих технологий в России также необходимо развитие сетей пятого поколения.

Big data (инструменты, подходы и методы обработки огромных объемов данных) или сбор данных активно используется банками и страховыми компаниями. Эти же данные используются для развития нейронных сетей. Крупнейшим игроком рынка «больших данных» в России является государство.

Точку зрения власти на сессии представил руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко. По его словам, метеорология, контроль транспорта, телеметрия работы предприятий — это все относится к big data. Онищенко предположил, что в обозримом будущем небольшую часть собранных данных откроют для бизнеса, но продавать эти данные не будут. «Данные без соответствующей обработки мало что значат», — заключил глава правительственного центра.

0012A9F2-C231-4B86-BC40-35B9497198BF-26444-0000067943326771

«Данные сами по себе ничего не значат, главное — умение извлекать из них знания. Мы умеем работать с данными, извлекать знания, использовать их для повышения эффективности наших задач», — отметила директор по стратегическому планированию Tele2 Светлана Скворцова.

По прогнозу президента Ассоциации участников рынка больших данных Анны Серебряниковой, рынок «больших данных» и «интернета вещей» в ближайшие годы вырастет в 10 раз.

Tele2 использует продукты технологии big data для оказания лучшего сервиса клиентам компании — подбор оптимальных предложений, открытие салонов, строительство сети. Как сообщила Светлана Скворцова, компания предлагает аналитику big data для потребления не только внешним организациям, прежде всего, банкам, но и муниципальным органам. По словам Скворцовой, сейчас Tele2 сотрудничает с 8 регионами. Аналитические исследования используются для учета и контроля массовых перемещений граждан, оптимизации уборки городских территорий, расчета туристических потоков и планирования транспортной инфраструктуры.

Компания использует не персональные, а агрегированные обезличенные данные.
«Tele2 анализирует только данные в агрегированном виде. Так мы понимаем, какие тенденции существуют, и как мы можем их прогнозировать. Мы защищаем все персональные данные клиентов (в соответствии с многими законами — 152 ФЗ, Тайной связи, Тайной переписки и пр.) и соблюдаем сами нормативы по агрегации», — пояснила директор по стратегическому планированию Tele2.

Инновации в розничном телеком-рынке России

Майстренко
Игорь Майстренко Tele2

В заключительной части форума участники «Телекома» рассказали о новациях на розничном рынке телекоммуникаций в России. Сейчас в стране около 260 млн активных SIM-карт.

Операторы для успешных розничных продаж все чаще используют персонализацию, то есть конкретные предложения для каждого клиента. Для формирования таких предложений используются «большие данные». Еще одной новинкой в отрасли стало использование роботов для обзвона и продаж по телефону. Зачастую абоненты не догадываются, что с ними общается бот, а не живой человек.

Отдельно участники сессии обсудили современный формат когда-то традиционных для розничной торговли салонов связи. При современных темпах роста онлайна и цифровизации этот сегмент рынка требует изменений. О масштабных изменениях в стратегии открытия салонов связи рассказал директор по продажам и развитию массового сегмента Tele2 Игорь Майстренко.

Tele2 строит эффективную розницу в сотовой отрасли, делая ставку на франчайзинг. Для выбора места размещения салонов используется аналитика big data.

BD4A2702

Tele2 представила инновационную для отрасли концепцию розничной сети, которая уже запущена и применяется при открытии новых торговых точек. В салонах связи нового формата решено полностью отказаться от бумаги, а все сотрудники пользуются планшетами. В залах установлены интерактивные витрины, которые позволяют покупателям видеть не только характеристики гаджетов, но и отзывы с «Яндекс.Маркет». Ценники тоже цифровые.

«Мы его называем „трижды digital“, потому что в нем три больших цифровых истории — это цифровой ассортимент, цифровые коммуникации и цифровой сервис. За каждым этим тезисом стоят конкретные вещи, которые можно потрогать. Они говорят о том, как изменяется розница», — пояснил Игорь Майстренко. Такие салоны уже открылись в Москве и Ярославле.

Для развития розничной торговли Tele2 также активно использует коллаборации, у компании уже около 40 салонов-кофеен и более 500 постаматов.

«Яркий тренд, который мы видим, — это то, что технологии меняют привычки. Мы для себя уже в прошлом году заметили, что можем подключать потребителей без бумаги и предоставить им возможности самообслуживания, были запущены SIM-терминалы. Сейчас и мы, и представители „большой тройки“ идем к тому, что механика розницы и потребительского поведения практически уйдет в онлайн, когда оффлайн станет точкой получения опыта и ознакомления с новыми товарами», — заключил директор по продажам и развитию массового сегмента Tele2.

B48EE433-3751-4082-BF76-CC045D6DF7CA-26068-00000649794AE6BD
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции