Слава богу, ты ушла: как Саратов пережил очередную зиму с рвущимися трубами и снежными завалами

Слава богу, ты ушла: как Саратов пережил очередную зиму с рвущимися трубами и снежными завалами
© ИА «Версия-Саратов»

Закончилась очередная саратовская зима. Самое время подвести итоги, как город с ней справился. Хорошо ли вывозился снег, рвались ли трубы, стояли ли многокилометровые пробки. Ведь каждый год город нам делают все краше и краше. Планируют строительство пляжей, организуют пешеходные зоны. А кто же позаботится о комфорте жителей?

 

Не везет им с трубами

Коммунальная авария, случившаяся накануне первых дней весны, из-за которой половина населения Саратова на два дня осталась без воды и тепла в сильные морозы, серьезно разозлила людей.

В Саратове и раньше зимой отключались вода и тепло. Не в таких масштабах, но все же.  Предшественнику Михаила Исаева на посту мэра — Валерию Сараеву — с трубопроводами тоже «не везло». Да и всем предыдущим градоначальникам, пожалуй. 

В январе 2016 года, как раз при Сараеве, случился порыв на магистральном водоводе на Вольском тракте из-за чего без воды больше чем на сутки остались 220 тысяч человек. Это 882 многоквартирных дома, 51 учебное заведение и 60 детских садов Ленинского и Кировского районов. Тогда была серьезная угроза отключения отопления, но его не случилось. На котельные организовали подвоз технической воды, чтобы подача тепла не прекращалась. И в тот раз действительно все обошлось. В мэрии потом рассказывали, что «такой масштабной аварии не было с 2009 года».

Но в конце того же 2016-го избежать проблем с подачей тепла в квартиры не удалось. В декабре, из-за порыва на теплотрассе, в центре города без горячей воды и отопления остались около 5 тысяч человек, 4 многоэтажных дома, 5 объектов социальной сферы и 6 учреждений. И тогда это был нонсенс — зима, морозы, а жилье не отапливается. И властям прилично досталось народного гнева, так как не во все квартиры тепло вернулось через обещанные сутки.

Сейчас сообщения о том, что в каком-то районе Саратова 3-5-10 тысяч человек остались без водоснабжения или отопления на день-два — новая норма. Вот, в декабре 2020 года больше 50 домов в Ленинском районе не отапливались сутки, потому что была авария на трубопроводе. Вот январь 2021 года — без отопления более сотни домов в центре Саратова из-за порыва. А вот февраль, и без тепла и воды остались свыше 400 тысяч человек — половина населения города. Просто случилась авария на насосной станции КВС. И версия износа оборудования — далеко не последняя в определении причин.

Трубы рвутся, потому что сгнили. Это известный факт. Еще в 2007 году, когда Саратовским водоканалом руководила Лариса Абрамова, в одном из своих интервью местной прессе она заявляла об изношенности сетевого хозяйства на 80%. По ее же словам, для исправления ситуации, восстановления, замены, модернизации сетей предприятию выделяется слишком мало денег. 

Как раз при Ларисе Абрамовой, главе города Олеге Грищенко и тогдашнем сити-менеджере Вячеславе Сомове случилась упомянутая выше авария на насосной станции в 2009 году. Как позже установили эксперты, причиной выхода оборудования из строя стало старение. Авария тогда была чуть меньше по масштабу: пострадало 300 тысяч человек, оставшихся без воды почти на двое суток.

Только через 8 лет городские власти решились (не без давления сверху) передать водоканал со всеми потрохами в концессию на 30 лет. К 2017 году на сетях ежемесячно фиксировалось уже по 550 порывов. Поэтому многомиллиардные (13,5 млрд) вложения инвесторов в водопроводное хозяйство города выглядели единственным шансом выбраться из этого коммунального ада.

Прошло три года, но город по-прежнему в этом аду. И с кого людям спрашивать? Аварий на сетях не становится меньше, а тарифы ожидаемо растут.

 

И придет спаситель

Так совпало, что Михаил Исаев стал главой администрации города буквально за месяц до знакового соглашения с ООО «Концессии водоснабжения — Саратов» (УК «Лидер»). Несмотря на то, что подготовка к подписанию договора была проведена без него, создавалось впечатление непосредственной причастности Михаила Исаева к концессии.

 

потоп

«Водохранилище» на пересечении улиц Рахова и Белоглинская в Саратове. 1 марта 2021 года. Из-за этой коммунальной аварии на сетях КВС останавливалось движение троллейбусных маршрутов / фото из группы «Говорит Саратов» в социальной сети Facebook

 

Возможно, был какой-нибудь расчет на формирование положительных ассоциаций: пришли, дескать, спасители — инвесторы и новый мэр, чья персона стала для большинства неожиданной и воспринята была, мягко говоря, скептически.

Кандидатуру Михаила Исаева продвигали и раскручивали как ту самую, которая должна устроить всех участников многолетнего внутрирегионального политического противостояния — и городских, и областных, и федеральных. В свое время успел побывать на каждом из этих уровней.

Но вот, по прошествии времени, мы все успели убедиться (а некоторые искренне разочароваться), что этот мэр ничем не отличается от тех, кто был до него. Даже Вячеслав Володин практически в каждый свой визит в Саратов, все больше раздражается результатами администрирования Михаила Исаева. Выговоры за точечную застройку, за массовый вывод земли из городской собственности, за ларьки в охранных зонах, за городской транспорт и за многое другое стали регулярными.

«Мэр, который не может организовать работу — это беда. Мэр, который просто отсиживается и ждет, когда прилетят средства — это большая беда», — говорил он.

Этой зимой Володин часто выговаривал Исаеву за нечищеные дороги. Так же как и прокуратура, и горожане, которые с периодичностью примерно раз в неделю были вынуждены простаивать по несколько часов в многокилометровых пробках.

 

Снежное проклятье

Как трудно в Саратове бороться с «капризами погоды» в виде снега, Михаил Исаев на собственном опыте узнал еще в первую свою мэрскую зиму. Хотя тут для каждого градоначальника зима — сущее проклятье. Всегда, абсолютно всегда в этом городе не хватает дворников, техники для расчистки и вывоза снега, мест для его складирования и, конечно, денег на вот это все.

Вспомнить хотя бы сити-менеджера Вячеслава Сомова. Он тоже в свое время был обескуражен. «Такого снегопада 20 лет не было, — говорил Сомов в 2010 году. — Вывезли всего 2% и больше отваливать некуда».

Сомов, как мог, выкручивался. Нехватку дворников пытался компенсировать добровольцами. Призвал в их ряды сотрудников саратовских предприятий. И даже показал пример: взял лопату в руки и с другими муниципальными работниками кидал снег вокруг администрации. Был осмеян, как никчемный администратор. Организовать, мол, надо было, а не самому лопатой махать.  

 

дороги

Вызволение из снежного плена на улице Вокзальная в Саратове. 11 февраля 2021 года. Было прервано движение трамваев / фото из группы «Саратов онлайн» соцсети «ВКонтакте»

 

Для нынешнего мэра Михаила Исаева первое большое испытание снегопадами было зимой 2018–2019 годов. Несколько недель город и область буквально засыпало. В Саратове в результате было практически полностью парализовано движение транспорта. Из-за нерасчищенных дорог коммунальщики перестали вывозить мусор. Измученные люди просили власти ввести режим ЧС и вызвать на подмогу военных. Была даже петиция об этом, которую подписали более 32 тысяч человек. Потом население требовало отправить в отставку и губернатора Валерия Радаева,  и мэра Саратова Михаила Исаева. Никто из них, конечно, увольняться не стал. И никаких угрызений совести, судя по всему, не испытывал. Все на месте: и начальники, и, как видим, проблемы.

Казалось, тогда Михаил Александрович извлек урок, разработал стратегию и запасся техникой. По крайней мере, уже после первого снега в ноябре 2020-го был объявлен режим повышенной готовности. Можно было подумать, что снег будут ловить и вывозить еще до того как он коснется земли. Но что-то пошло не так.  

Сложилась классическая ситуация: снег валил, дворников, лопат и спецтехники не хватало. И даже не на все имеющиеся в распоряжении машины смогли найти людей.

Городские службы не справлялись с вывозом снега. Люди застревали в сугробах, не могли добраться до дома, простаивали в 10-бальных пробках.

А потом пошел дождь, и ударили морозы. Саратов превратился в каток, а у чиновников, кажется, начали сдавать нервы.

 

***

Да, в ближайшее время снег растает, и проблемы прошедшей зимы постепенно забудутся. Да, в аварии на насосной станции КВС вроде бы разобрались и назначили виновных:  администрация Саратова подала в суд на ООО «Концессия водоснабжения-Саратов» и намерена взыскать 1,8 млн рублей в качестве компенсации убытков. Но в глобальном смысле ничего не изменилось.

Смена действующих лиц никак не влияет на цикличность одних и тех же событий: коммунальные аварии, снежные завалы, отключение воды/тепла, 10-бальные пробки, точечная застройка, ларьки, разбазаривание городской земли. Ширятся только масштабы.