В Арбитражном суде Саратовской области в январе 2025 года стартует рассмотрение искового заявления правительственного комитета культурного наследия региона к правительственному же ГКУ «Управление капитального строительства» (УКС). Первые вдруг решили понудить вторых через суд «провести работы по сохранению культурного наследия». Речь идёт о руинах, полученных в ходе неудавшейся реконструкции здания театра оперы и балета в центре Саратова.
Комитет намерен обязать УКС, являвшееся заказчиком реконструкции, «в течение 90 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по консервации объекта культурного наследия регионального значения „Театр оперы и балета, 1864 г., 1959–1961 гг.“, расположенного по адресу: г. Саратов, Театральная площадь, д. 1 в соответствии с нормами действующего законодательства». Предварительное заседание по делу назначено на 13 января 2025 года.
Некоторые наблюдатели удивились — с чего это вдруг две структуры одного областного правительства не могут между собой договориться миром? Зачем комитет культурного наследия, возглавляемый министром Владимиром Мухиным, пошёл в суд? Ведь тот же министр Мухин просто мог прийти в кабинет к председателю комитета по реализации инвестпроектов в строительстве Валерию Пруцкову, подведомственной организацией которого является УКС, и сказать коллеге: а давайте спасать то, что осталось от театра?
Но тут стоит понимать, что на протяжении последних лет, пока здание театра фактически уничтожали, обращаясь с предметом охраны этого памятника архитектуры как с мусором, комитет Владимира Мухина попросту не делал НИЧЕГО. Ничего, чтобы спасти здание. Ничего, чтобы не допустить того ужаса, в который теперь ввергнут объект культурного наследия. И это ничего установила проверка Счётной палаты РФ.
Ещё в феврале 2024 года ИА «Версия-Саратов» рассказывало о предварительных итогах работы федеральных ревизоров в регионе. Выяснилось, что представители комитета культурного наследия не проводили проверок на объекте, в который было вложено огромное количество федеральных средств.
Хотя подрядчик — ООО «Адепт Строй» — некоторое время вовсе мог находиться на объекте без разрешения на проведение работ по сохранению ОКН. Есть вопросы и к тому, как был организован демонтаж конструкций здания — серьёзно могли пострадать колонны, являющиеся предметом охраны объекта культурного наследия. А технику и строительный мусор тут хранили в одном месте, вперемешку с элементами декора театра.
«Судя по всему, всё это не очень смущало ведомство Мухина. Или же сотрудники комитета и вовсе закрывали глаза на происходящее. Аналогичным образом, кстати, председатель комитета культурного наследия несколько месяцев не замечал сомнительную стройку на проспекте Столыпина, вторгшуюся в границы памятников», — отмечали мы в февральской публикации, которую можно прочесть по ссылке.
Уже в апреле 2024 года стали ясны масштабы произошедшего со зданием театра. Счётная палата сообщила об утрате элементов декора, являющихся предметом охраны, а именно:
— стилизованных балясин ограждений парадных лестниц;
— мутул под выносной плитой карниза антаблементов;
— колонн с капителями;
— орнаментного лепного декора.
В ходе демонтажа скульптурной композиции в нише главного фасада была утеряна её часть. Также частично отсутствуют колонны главного входа и ризалиты восточного объема здания; венчающие карнизы; карниз антаблемента с модульонами; художественные рельефные вставки; подлинные деревянные входные двери с тянутыми наличниками; гранитный цоколь с гранитным кордоном; ограждение двух парадных лестниц — гипсовые стилизованные колонки с ионическими капителями, с деревянными поручнями перил; лепные тянутые настенные и потолочные карнизы сложного профиля, дентикулы, колонны вестибюля и лепной фриз; пилястры, колонны с ионическими капителями, роспись плафона, фриз с многофигурными барельефами; свод с распалубками и лепным декором и полукупольный свод с кессонным декором в буфетных залах второго этажа; подлинные паркетные полы.
В соответствие с проектной документацией, сохранение этих архитектурных элементов являлось обязательным условием при выполнении работ. В итоге подрядчику ООО «Адепт Строй» было назначено наказание — штраф в размере миллиона рублей. К тому моменту фирма уже была признана банкротом.
Учитывая весь этот кошмар, которому подвергся памятник архитектуры на глазах у всего города и профильного комитета культурного наследия, становится понятным, почему теперь ведомство пошло в суд. Чтобы хотя бы так, хотя бы задним числом, публично продемонстрировать свою заинтересованность в сохранении ОКН в регионе.
Но не слишком ли поздно это сделано? И не стоит ли компетентным органам присмотреться к тому, что произошло со знаковым объектом культурного наследия — зданием саратовского театра оперы и балета — и какой вклад в это сделали представители комитета, обязанные сохранять памятники архитектуры на территории Саратовской области?
Мы продолжим следить за развитием событий.