Стагнация промышленной сферы, низкая социальная защищенность населения, отток перспективных специалистов в более развитые регионы: саратовские чиновники признали, что тормозит развитие дополнительного образования

Стагнация промышленной сферы, низкая социальная защищенность населения, отток перспективных специалистов в более развитые регионы: саратовские чиновники признали, что тормозит развитие дополнительного образования
здание министерства образования области / © ИА «Версия-Саратов»

В Саратовской области утверждена концепция развития дополнительного образования детей на 2022–2030 годы. Документ за подписью министра образования региона Михаила Орлова опубликован сегодня, 9 февраля.

По мнению разработчиков, на развитие системы дополнительного образования могут оказать влияние ряд социально-экономических факторов, как положительных, так и отрицательных. В плюсы чиновники записали развитый агропромышленный комплекс (якобы 3-е место по России), устойчивая производственная сфера (металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, лесная промышленность), высокий научно-образовательный потенциал, богатое культурно-историческое наследие (храмы, музеи, театры, парки, положительная демографическая динамика Саратовской области (повышение рождаемости), участие в конкурсных отборах на получение федеральных субсидий (технопарки, IT — кубы, центры «Точка роста», новые места дополнительного образования).

Пункт о повышении рождаемости вызывает недоумение. Саратовская область последние несколько лет проваливается в демографическую яму. Последние данные управления по делам ЗАГС подтверждают спад рождаемости, который фиксируется ежегодного как минимум с 2014 года. По итогам прошлого года уровень рождаемости снизился по сравнению с 2020 годом.

В список негативных факторов, которые могут повлиять на развитие дополнительного образования в регионе разработчики концепции записали:
— стагнацию промышленной сферы (высокий уровень износа основных фондов и низкий коэффициент их обновления);
— недостаточный уровень конкурентоспособности, производимой на территории области продукции;
— «старение» научно-педагогических кадров региона;
— низкую социальную защищенность населения;
— отток молодых перспективных специалистов в более развитые регионы.

Чтобы развивать дополнительное образование, нужно выровнять неравномерное распределение современных методов дополнительного образования (IT — куб, технопарк «Кванториум», центры «Точка роста»). В массовом секторе дополнительного образования требуется обновление содержания программ, но оно затруднено по причине устаревшей материально-технической базы.

«Кроме этого, переформатирование дополнительного образования выявило еще одну проблему: старение педагогических кадров системы дополнительного образования детей и неготовность педагогических работников к разработке новых дополнительных общеобразовательных программ и внедрению новых форм их реализации. В системе дополнительного образования Саратовской области занято 5493 педагогических работника, из них в компетенции министерства образования трудится 1781 педагогический работник. Реализация мероприятий целевой модели невозможна без существенного пересмотра организационно-управленческих механизмов в системе дополнительного образования детей», — говорится в документе.

Целью концепции является охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 82% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Более подробно с документом можно ознакомиться ниже.