Строительство мостов и развязок, платные парковки, многомиллиардные вложения: мэрия год спустя презентовала транспортную программу до 2030 года

Строительство мостов и развязок, платные парковки, многомиллиардные вложения: мэрия год спустя презентовала транспортную программу до 2030 года
© ИА «Версия-Саратов»

Администрация Саратова обнародовала новую транспортную схему, которая подразумевает комплексное развитие транспортной инфраструктуры областного центра до 2030 года. Документ опубликован сегодня на сайте мэрии.

Изначально схему должны были подготовить еще год назад, однако работа затянулась. У мэрии возникли претензии к подрядчику, возникли дополнительные траты. В итоге вместо декабря 2018 года чиновники заявили о готовности документа только в декабре 2019 года. Автором значится московское ООО «Строй Инвест Проект».

Эксперты отметили, что в пиковые часы дороги в Саратове характеризуются высокими уровнями загрузки. «В центральной части города систематически формируются дорожные заторы, время поездки на легковом транспорте увеличивается в 2-4 раза по сравнению со свободными условиями движения», — уточняется в транспортной схеме. Сейчас уровень автомобилизации (количество легковых автомобилей на 1000 жителей города) составляет 251 легковых автомобилей. В составе парка транспортных средств легковые автомобили занимают 62%, из них иномарки — 49%. Уровень автомобилизации в городе превысит 270 легковых автомобилей на 1000 жителей уже в краткосрочной перспективе. А к концу 2030 года уровень автомобилизации может превысить 298 легковых автомобилей на 1000 жителей.

«Чтобы обеспечить эффективность транспорта большой вместимости, необходимо обеспечить его высокое наполнение (до нормативных значений). Для этого перед проездом транспорта большой вместимости необходимо выдержать интервал 5-10 минут, в течение которого никакие другие маршруты и транспортные средства не должны проезжать перед транспортом большой вместимости и собирать пассажиров», — раскритиковали транспортники дублирующие маршруты.

Например, свыше 97% трамвайного маршрута № 5 дублируется маршрутом автобуса № 38; свыше 67% связей трамвая № 8 дублируются автобусом № 3, работающим с трехминутным интервалом; маршрут трамвая № 4 на 46% дублируется автобусом № 46, работающим с интервалом 4 минуты. Эти автобусы забирают пассажиропоток и снижают эффективность трамвайных маршрутов, что приводит к их убыточности и создает риск ликвидации наиболее экономичного, экологичного и безопасного трамвайного и троллейбусного транспорта.

вело 2030
Развитие велодорожек

Составители транспортной схемы проанализировали задержки электротранспорта с 2012 по сентябрь 2019 года. Так, 85% задержек приходится на троллейбус и 15% трамвай. Основная причина задержек — заторы на дороге, причем в обоих направлениях и на протяжении всего маршрута. Основные причины задержек трамвая — это столкновения транспорта на рельсах, нарушение правил ПДД (выезд транспорта на полосу трамвая), и плохое состояние полотна.

Стратегия развития транспорта предполагает три варианта: минимальный, оптимальный и максимальный. Минимальный вариант подразумевает вложение 8,5 млрд рублей, оптимальный — 69,3 млрд рублей, максимальный — 135,7 млрд рублей.

Минимальный вариант развития транспортной инфраструктуры подразумевает минимизацию объемов капиталовложений, в основном, за счет сокращения объемов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры. В минимальном варианте просчитано повышение пропускной способности улично-дорожной сети, в основном, за счет локальных мероприятий по организации дорожного движения. Так, предполагается реконструкция улиц Астраханской и Танкистов, Большой Горной в районе подхода к мостовому переходу. Предусмотрено строительство новой улично-дорожной сети на территории старого аэропорта, а также развитие улично-дорожной сети, дублирующей проспект 50 лет Октября. В минимальный вариант также входит строительство развязки на Стрелке.

Оптимальный вариант предусмотривает строительство дополнительных многоуровневых транспортных развязок. В оптимальный вариант развития включено развитие улицы Большой Садовой и формирование обхода центральной части города. В рамках мероприятия планируется строительство путепроводов через железнодорожные пути, которые свяжут улицу Чернышевского с улицей Профсоюзной, Большую Садовую с улицей Танкистов. Эти путепроводы повысят транспортную связанность территории города.

Также оптимальный вариант включает строительство южного обхода города, строительство нового моста в Энгельс, развязки на проспекте 50 лет Октября для сокращения задержек при движении по магистральному участку общегородского значения.

3 варианта
Три варианта развития

«В оптимальный вариант также входят мероприятия по развитию инфраструктуры системы транспорта общего пользования, включая мероприятия по созданию первой линии метрополитена и системы легкорельсового транспорта, что потребует масштабной реконструкции и модернизации подвижного состава. Развитию системы транспорта общего пользования будет способствовать развитие единого парковочного пространства на территории города. Комплекс мероприятий будет включать создание платных парковок в центральной части города, что снизит нагрузку на улично-дорожную сеть со стороны личного автомобильного транспорта и увеличит спрос на перемещения транспортом общего пользования», — отмечается в программе.

Максимальный вариант самый дорогостоящий и предполагает реализацию всех проектов, финансирование которых будет осуществляться за счет частных инвестиций. Одним из таких мероприятий станет строительство мультимодального грузового терминала в районе грузового речного порта Саратова.

«В рамках данного сценария будет реализован проект строительства мостового перехода от пересечения улиц Чернышевского и Новоастраханского шоссе (после строительства путепровода) через Волгу. Данный мостовой переход создаст дополнительную связь между Саратовом и Энгельсом, однако частное финансирование проекта и требования к его окупаемости приведет к необходимости введения платного проезда», — отмечается в документе.

В максимальном варианте развития предполагается ограничение въезда личного транспорта в центральную часть города, масштабную модернизацию оборудования и внедрение интеллектуальных транспортных систем с целью адаптивного управления транспортными потоками в режиме реального времени.

Также программа подразумевает поэтапное развитие велосипедных и пешеходных маршрутов, Реконструкцию и оборудование 12 тысяч парковочных мест, включая внеуличные наземные открытые парковки общего пользования. Также на месте снесенных и вновь создаваемых объектов капитального строительства будут строиться многоуровневые паркинги. К 2025 году планируется организация платного парковочного пространства в центральной части города.

Ниже приведены таблицы из транспортной схемы: