Неделю назад в рекордные сроки — за два дня — в Саратове переименовали проспект Кирова в проспект Столыпина. В четверг в Telegram-канале спикера Госдумы Вячеслава Володина провели опрос об изменении названия главной пешеходной улицы, в пятницу члены комиссии по топонимике единогласно поддержали эту идею, а уже в понедельник рабочие под оркестр и аплодисменты студентов установили новую табличку. Жители областного центра до сих пор продолжают спорить, нужны ли были такие изменения городу. Мы решили спросить об этом у тех, на кого непосредственно повлияло такое решение — собственников бизнеса на проспекте. Они рассказали нам, как узнали об этой инициативе и столкнулись ли уже с бюрократическими или иными проблемами. Напомним, ранее чиновники обещали, что жителям и бизнесу переименование ничего не будет стоить.
Владелец здания бывшего кинотеатра «Пионер» Алексей Колесников: «При опросе нужно было учитывать и мнение людей старшего поколения, которые интернетом у нас не пользуются»
Переименование проспекта произошло так быстро, что я даже не успел на это отреагировать, это было очень неожиданно. К личности Кирова у меня неоднозначное отношение, но и заслуги Столыпина, на мой взгляд, не такие уж и великие. Пока мне трудно сказать, какое название лучше.
Сказать, что по переименованию проспекта был всенародный референдум, я не отважусь. Telegram-канал Володина, в котором проводили опрос, имеет незначительный охват среди жителей Саратова. Я ничего не знал об этом опросе, где решалось изменение название проспекта. Если я об этом толком ничего не знал, и мои друзья тоже, значит опрос был плохо организован. Я думал, что это просто идея, которая пока выносится на обсуждение, чтобы народ с этим пожил, обсудил между собой. Ведь большинство людей такие же, как и я — обыватели. Прежде чем свое мнение сформировать, я пообщаюсь с товарищами, родственниками. Тут решается название центральной улицы города. Старое название так много лет было, что к нему привыкли. Если мы хотим восстанавливать в городе не только здания, но и топонимику, то по идее эта улица должна называться Немецкая. Насколько бы людям понравилось бы это название сейчас, не знаю.
Я считаю, что изменение названия проспекта должно было произойти не спонтанно, не быстро, и должно было реально согласовано жителями. А не так, что в течение недели решили, назвали и всё. Прошлись студенты с флагами и вроде как продемонстрировали поддержку.
У нас вообще в Саратове недостаточно хорошо организована система мониторинга общественного мнения по вопросам, касающихся города. У нас есть ресурсы, но их же нужно продвигать. Если вы хотите знать реальное общественное мнение, то нужно над этим поработать, чтобы люди пользовались этим ресурсом. Опрос мог бы пройти и в интернете, можно было бы провести альтернативное голосование и было бы понятно. При опросе нужно было учитывать и мнение людей старшего поколения, которые интернетом у нас не пользуются. Это же не их вина, что они не пользуются интернетом. Но они живут в этом городе и их мнение тоже важно. Формально в этот раз, наверное, были соблюдены какие-то процедуры, кто-то, наверное, высказался, помимо депутатов, но решение получилось «скороспелое».
С бюрократическими проблемами я пока не сталкивался из-за переименования проспекта, да и не предвижу их. Сейчас я с этим пока не столкнулся, поэтому масштаб проблемы мне оценить трудно. Я понимаю, что придется в документах наименование улицы менять, но не знаю пока, насколько эту будет хлопотно. Я к этому был не готов и у меня отношение к этому еще не сформировалось. Хотя могу предположить, что какие-то хлопоты будут неизбежны. Тут еще вопрос в том, во сколько это всё обойдется. Если это — вопрос нескольких тысяч рублей, то я оплачу, эта суета бюрократическая будет стоить дороже. Но если дороже нескольких тысяч, то это — другое дело. Раньше это было не так важно, а сейчас с доходами у всех не очень, каждую копейку приходится считать. Но меня как бизнесмена и предпринимателя это не особенно расстраивает. Ну плюс-минус будут дополнительные расходы.
Собраний с нами как с предпринимателями по этому поводу никто не проводил. По крайней мере меня никуда не звали, я об этом не слышал. Мне никто не звонил по вопросу компенсаций из-за переименования проспекта. В моем представлении чем больше власть общается с народом и предпринимателями в том числе, тем лучше. Есть многие вопросы, которые снимаются простым общением. Когда есть решение, но нет общения, то тут возникает недопонимание.
Заместитель директора салона красоты Елены Фроловой Алина Букина: «Это произошло в такое тяжелое время, когда мы боремся за каждый рубль и за каждого клиента»
О решении переименовать проспект мы узнали из новостей. Первая реакция — шок. Это настолько неожиданно произошло, никто нашего мнения не спрашивал. Нас заранее об этом никто не оповестил, нас никто не опрашивал — ни сотрудников, ни клиентов. Я не знаю ни одного человека, который бы сказал, что переименовать проспект Кирова — это хорошая идея.
Мы были против. Мы уже привыкли, что у нас мало кто спрашивает мнение, но это был не тот случай, когда в этом была первая необходимость. И так это сделали быстро. Как минимум тем людям, которые живут на проспекте, собственникам помещений нужно было хотя бы вручить опросные листы, уведомить их об этом, провести голосование среди заинтересованных лиц, которые к этому причастны.
Дело не в том, какая табличка будет висеть, мы очень уважительно относимся к Петру Аркадьевичу Столыпину и ничего против него не имеем, но проблемы есть более глобальные в Саратове. У нас весь город перерытый, много свалок, миллион задач, которые нужно решать, а мы занимается изменением названия проспекта.
Это произошло в такое тяжелое время, когда мы боремся за каждый рубль и за каждого клиента. Сначала у нас был карантин по ковиду, в салоны красоты никто не ходил, потом у нас увеличились в десятки раз траты на СИЗы, дезинфицирующие средства. Никто нам эти траты не погашает и льготы не делает. Сейчас из-за санкций подорожали расходники, мы работали на зарубежных медицинских препаратах. Мы итак пытаемся выкручиваться. Плюс еще выплаты зарплат сотрудникам никто не отменяет и выплаты налоговой. Теперь еще дополнительные расходы пойдут из-за переименования проспекта.
Нам предстоит много работы: нужно перепечатывать полиграфию, платить деньги за изменение адреса на сайте, перепечатывать визитки. Теперь нам нужно менять всю нашу рекламу, перезаписывать рекламные ролики, где указан теперь уже несуществующий адрес. У нас отпечатаны договора, карточки на медицинские услуги, где записан старый адрес. Хоть власти и говорят, что юридический адрес в документах не нужно будет переделывать, но в любом случае изменение всех документов, которые мы с клиентами подписываем, тоже стоит денег. Даже сама табличка на входе с адресом стоит денег. Будет много финансовых затрат. Кто их нам будет возмещать?
Даже если мы сейчас скажем, что власти нам должны возместить затраты, то это будет из бюджетных средств. То есть мы все равно будем сами платить за это, на это пойдут наши налоги. Это вместо того, чтобы благоустраивать дворы, улицы, дома, решать городские проблемы. Чиновники же не из своей зарплаты это будут возмещать. У нас сейчас итак полно задач, которые нам нужно решать, а мы должны заниматься этим. Зачем нужно было создавать проблему на ровном месте, а потом искать средства, чтобы ее решить?
Во сколько нам обойдутся эти изменения, мы пока не считали. Пока мы еще ничего не предпринимали, потому что пока еще не все информационные ресурсы поменяли название проспекта. Неофициально нам в общедомовом чате сказали, что собственникам не надо менять прописку и так далее, но как юридическому лицу мы пока еще не знаем, нужно ли нам менять лицензию, уставные документы. Возможно это не будет стоить денег, но будет стоить времени. Нам даже не объяснили процедуру, что мы теперь должны делать, в такой ситуации мы впервые.
Владелец сети кофеен «Кофе и шоколад» Андрей Табояков: «Если мне скажут что-то выплачивать, мне это естественно не понравится, почему я должен это делать»
Мне кажется, что господин Столыпин сделал для нашей страны больше положительного, чем господин Киров. К переименованию проспекта я отношусь нормально, хотя старое название Немецкая было больше к месту. Улицу же раньше несколько раз переименовывали.
Если потребуется переоформлять документы, то, конечно, к этому я отрицательно отношусь, потому что это какие-никакие затраты будут. Но не факт. Думаю, какие-то вещи будут сделаны на автомате, это же не от нас зависит. Та же самая лицензия, ее точно не будем переоформлять, это делается без нашего участия. Государство переименовало улицу, оно и будет менять. По поводу учредительных документов или устава на сегодняшний момент тоже не возникает никаких сложностей. Но если кто-то будет продавать недвижимость, особенно если идут сделки, наверно какие-то сложности будут.
Я задавал вопрос своему финансовому директору, она мне сказала, что у нас таких трудностей не будет. Что будет через год-два — в данной ситуации прогнозировать очень сложно. Какие-то вещи будут зависеть от властей, без каких-то дополнительных оплат. Но я в тему эту пока не погружался, у меня пока таких вопросов не возникает, надеюсь, дополнительных финансовых потерь не понесем. Если мне скажут что-то выплачивать, мне это естественно не понравится, почему я должен это делать. Но я пока с этим не сталкиваюсь.
Пока это больше похоже на шум, конкретики нет никакой. Я говорю про себя, про других людей ответить не могу, но если это кого коснется, то этих людей я однозначно буду поддерживать. Но нужно погрузиться в эту тему, чтобы понять, действительно ли там нужны будут дополнительные финансовые затраты или это — страшилки.