Тяжело в деревне без Ютуба

13 ноября 2017, 17:53

У меня есть много друзей, которых я никогда в жизни не видел "вживую". Однако некоторых из них я могу увидеть в любую минуту на экране и узнать от них не только о том, ЧТО происходит в городе, стране и мире, но и как мои друзья относятся к происходящему. А если им вдруг будет нужно мое мнение, они позовут к себе и меня.

И я пойду к ним в гости, не выходя из своей комнаты, и скажу то, что думаю. Для этого мне не понадобятся ни громоздкая аппаратура, ни особые осветительные приборы, ни студия. И я не стану спрашивать разрешения, могу я говорить или мне надлежит молчать. А всё потому что…

Минутку, я, кажется, забежал вперед и начал откуда-то из середины. Начнем тему заново. Есть некоторые уже почти банальности, которые все-таки неплохо обобщить. Итак…

Примерно раз в неделю у меня звонит телефон. Это мой интернет-провайдер. Голоса у него всегда разные, но слова одни и те же: дескать, не хочу ли я, помимо интернета, подписаться еще на телевидение. "Нет, спасибо", – вежливо отвечаю я. "128 каналов!" – искушают голоса. "Нет, спасибо", – повторяю я. "Это недорого!" – настаивают голоса. "Да хоть бы и бесплатно, – говорю я. – Мне не нужно телевидение, я его не смотрю".

Это чистая правда. Мой домашний телеприемник, в принципе, ловит штук десять каналов, но для меня и это много. Последний раз я включал ТВ – именно как ТВ – больше трех лет назад. Хотел посмотреть прямую трансляцию вручения премии "Оскар". Но поскольку как раз в эти дни территория нашей страны еще немного выросла, и не все в мире почему-то приветствовали это географическое чудо, трансляцию "Оскара" у нас на всякий случай отменили.

С той поры я не смотрю телевидение. Не из принципа. Просто не вижу смысла.

Когда-то, задолго до моего рождения, инженер Борис Розинг сделал открытие – первый шаг к современному ТВ. Позже разные другие умные люди, включая гражданина США инженера Владимира Зворыкина, придумали кинескоп и еще много иных технических устройств, благодаря которым идея передачи на расстоянии звука и движущихся картинок одновременно воплотилась в телеящик – сначала сам он был огромным, экран маленьким, а картинка черно-белой. Сейчас она цветная, а телеящик стал плоским, как доска, и, на первый взгляд, вообще состоит из одного экрана. В нашей стране сперва было два канала, и с некоторых пор люди уже не представляли жизни без этого домашнего любимца.

Канадский философ Маршалл Маклюэн еще в начале 60-х объявил, что благодаря ТВ жители всей планеты переселились в одну большую деревню: мы на экран смотрим, как в окошко. А там – катастрофы, перевороты, хоккейные матчи, шоу, в сельпо завезли крупу, пастух Мефодьич ведет коров на пастбище и бабка Нюра, сидящая на завалинке, открыла новый пакет с семечками… Короче говоря, кипит жизнь в ее многообразии. "Всё на дому, самый полный обзор – отдых в Крыму, ураган и Кобзон", – перечислял герой песни Владимира Высоцкого. И радовался: "Мне словно дверь в целый мир прорубили!"

Создатели ТВ воображали, что их детище станет глобальным средством коммуникации, но не существует такого изобретения, которое нельзя было бы использовать во вред людям. Электричество стали использовать для казней, средство от кашля превратили в наркотик, полезный инсектицид – в газ "Циклон-Б", и даже мирными полиэтиленовым пакетом и бельевой прищепкой, как выяснилось, можно доставить ближнему ужасные страдания, не совместимые с жизнью. Что уж говорить о телеящике!

Домашний любимец заматерел и из мирного щеночка превратился в опасную зубастую тварюгу. В нашей стране, где всё делается с перехлестом – лечить так лечить, гулять так гулять, стрелять так стрелять! – это стало особенно заметно в начале третьего тысячелетия. Кинескопу решительно все равно, ЧТО показывать – хоть оперу "Евгений Онегин", хоть рекламу средства от перхоти, хоть передачу Андрея Малахова, хоть политические шоу, где ведущий и гости (специально отобранные) соревнуются друг с другом в ненависти к окружающему миру. И этим информационным атакам обычному человеку бывает трудно противостоять. "Что ему книга последняя скажет, / То на душе его сверху и ляжет: / Верить, не верить — ему всё равно, / Лишь бы доказано было умно!" – иронизировал Некрасов в "эпоху Гуттенберга". Что уж говорить о новых временах, когда буквы, напечатанные на бумажном листе, en masse заменяются звуками и образами!

"Товарищ, верь!" – приказывает ТВ. И товарищ верит…

К счастью, осенью 1969 года в мире кое-что произошло: был изобретен прообраз интернета. Два десятилетия спустя возникла Всемирная Паутина. В начале нулевых годов третьего тысячелетия возникли видеохостинги – то есть веб-сервисы, позволяющие загружать и просматривать видео в браузере. В 2005 году был основан Ютуб (YouTube). Отныне каждый желающий мог выкладывать в сети видеозаписи – свои и чужие. К этому времени веб-камерами были оснащены все ноутбуки, и все более-менее современные смартфоны могли записывать клипы любого объема.

В отличие от журналиста профессионального издания, видеоблогер может "включаться" в любое время суток. Не ждать очереди. Не зависеть от верстки. Не соблюдать дресс-кода. Смеяться или плакать онлайн. Не "включать" честность по приказу свыше, а просто быть честным. И высказывать свои суждения – хоть о новостях, хоть о политике, хоть о рыбалке, – не боясь оказаться "перпендикулярным" всему миру. Ну получит он больше дизлайков, чем лайков. Ну отвалится от него некоторое количество подписчиков. Не самая большая беда – по сравнению с глобальным потеплением, например.

Закончилась ли эра ТВ с появлением видеохостингов? Разумеется, нет. Телеиндустрия с ее безбрежными техническими возможностями, спутниками, студиями, профессиональными камерами, толпами обученных профи, большими деньгами и уникальным видеоконтентом по-прежнему существует и собирает миллионные аудитории. Кроме того, есть страны, где интернетом – в отличие от ТВ – пока охвачена сравнительно небольшая часть населения (в России, например). На фоне этой огромной махины отдельно взятый видеоблогер, у которого есть только компьютер с веб-камерой, выглядит муравьем у подножья горы…

Но! Муравей способен поднять груз, в пятьдесят раз превышающий его собственный вес. Вот так и видоблогер: если он умен, наблюдателен, информирован, если он не обделен совестью и здравым смыслом и если у него нормально подвешен язык, то он способен заменить, пусть частично, телевизионных новостников и аналитиков. Благодаря всё тому же Ютубу, который может показать мне сюжеты, сделанные на "официальном" ТВ, я еще раз убеждаюсь в том, что здесь и сейчас оно мне не нужно. Эта "дверь" – не на улицу, а в затхлый чулан. Отличный звук и качественная картинка не "перевесят" убогого содержимого ящика, не помогут зависимому, трусливому, лживому ТВ, готовому промолчать о действительно важном и часами обмусоливать ерунду.

Когда-нибудь, наверное, всё изменится. ТВ в нашей стране перестанет быть оружием массового поражения мозгов, а видеоблогеры – одинокими рыцарями в самодельных доспехах. Но когда настанет это прекрасное будущее, я не знаю. Так что пока я захожу на Ютуб, смотрю ролики, сделанные Мишей, Юрой, Сашей с Мариной, смотрю программы с участием Алексея, Николая, Леонида и других – и не вижу всему этому альтернативы. Такая уж ситуация сегодня в нашем селе, уважаемый мистер Маклюэн…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции