Многодетная мать из Лысых Гор расправилась со своим гражданским мужем, с которым прожила около 5 лет и воспитывала четверых детей. Почему мать и жена превратилась в жестокого убийцу? Как хрупкая, миниатюрная брюнетка смогла сделать все то, что обычно показывают в HORROR-фильмах? ИА «Версия-Саратов» попыталось найти ответ на эти вопросы, побывав на месте преступления.
Дом в Лысых Горах, где жили тридцатилетняя Тамара Хлусова и двадцатипятилетний Денис Мудров, заброшен с весны. Дверь подпирает осиновый кол. На участке трава выше человеческого роста. Все заброшено, повсюду печать запустения. Трудно поверить, что совсем недавно здесь жила большая семья.
Строение старое, но большое. В нем несколько комнат. Сразу бросается в глаза: у хозяев не было денег на ремонт. Приусадебный участок выходит передней частью на улицу, задней — на русло ручья. Во дворе — туалет из свежевыструганных досок. Он построен в 15 метрах от выхода из жилого дома. Здесь два дня лежал труп Дениса Мудрова. Его подруга жизни пыталась в это время сделать так, чтобы от него самого не осталось никакого воспоминания, даже могильного холмика.
— В дом входить нельзя, — сказал сотрудник Аткарского межрайонного следственного отдела СУ СКР РФ по Саратовской области Иван Тюлькин, показавший место преступления.
Он предупредил, что это будет считаться незаконным проникновением в жилище. Хотя, в окно заглянуть удалось. Там много детских вещей, разложенный диван, посуда, тряпки. Все, как у среднестатистических лысогорцев, живущих по соседству.
Соседи о Денисе и Тамаре говорили неохотно и только анонимно. Одни сказали, мол «алкашня местная». Другие настаивали: «обычная семья». Как бы то ни было, родительских прав Тамару не лишали и вопрос об этом органами опеки не поднимался.
В районной больнице рассказали, что она работала у них санитаркой. Отсюда и ушла в последний декрет. Таких отпусков у нее было четыре (по числу детей). Денис трудился эпизодически, брался за любую работу, но постоянного места не нашел.
— Жили бедно, попробуй, прокорми такую ораву. Работы нет в Лысых Горах, все на заработки ездят в Саратов или в Москву, — пояснили соседи.
Между тем, у Хлусовой много лет назад была другая семья. Жительница села Малая Красавка Лысогорского района Анна вспомнила, что здесь Тамара первый и последний раз официально выходила замуж.
— Тогда ей было 18 лет. У девушки есть родственники в селе, поэтому она нашла свою половину здесь. У них родилась дочка. Затем жизнь не заладилась. Разведенка поехала в Лысые Горы с дочкой. Нажила там еще троих детей, — отметила собеседница.
Ее вспомнили и воспитатели местного детсада: «Обычный ребенок, рассудительный, спокойный».
Кстати, во время следствия всплыли интересные подробности. Оказывается, Денис (а парень-то был крепкого телосложения!) неоднократно приходил к друзьям и показывал неглубокие раны на теле. Говорил: «Тамара накинулась на меня с ножом!». Его спрашивали: «Почему не уйдешь?». Он отвечал: «Люблю!». Хотя удирал частенько — к бабушке в соседнюю деревню Шереметьевку. Жаловался родственнице: «Выгнала!». Она принимала, кормила, а потом внук снова возвращался к жене и детям. Другой раз супруга приложилась по голове монтировкой. Да так, что Денису пришлось идти в больницу. Однажды грозилась зарубить топором.
Тамара частенько проговаривалась знакомым, что «мужик руки распускает». Старшая дочка (ей сейчас 13 лет) во время следствия дала показания и подтвердила: «Отчим бил маму». Соседи также отметили: действительно, во время споров дело до драки доходило.
В суде показали видео, отснятое во время проверки показаний на месте совершения преступления. На нем Тамара в наручниках, голос дрожит.
«Вот тут упала на пол, он бил меня, я схватила кухонный нож со стола, ударила в ногу», — рассказала она и показала свои действия на манекене.
Дети (их возраст на тот момент — 1 год, 2 года, 5 и 12 лет) в это время находились дома. Старшая дочь стала свидетелем преступления, младшие спали.
В том, что случилось между двумя сожителями, разбирался следователь, майор Иван Тюлькин.
По его словам, 21 сентября 2017 года Денис и Тамара пошли к знакомым, там пили пиво. Затем они вернулись домой слегка навеселе, было еще не поздно. Глава семейства лег отдыхать на разложенный диван. Женщина его растолкала и потребовала перелечь на пол. Возможно, намеревалась в очередной раз выдворить в деревню к бабушке. Он накинулся на нее с кулаками, повалил на пол. А потом и она в припадке ярости схватила нож с кухонного стола. Первый удар — в ногу, второй — в спину.
Проверить достоверность сказанного женщиной оказалось невозможно. К уголовному делу приобщена только бедренная кость убитого со следами прижизненного пореза.
Оставшиеся от Дениса куски тела экспертизе не подлежат. Неизвестно и то, как долго он мучился и страдал. По показаниям Хлусовой и ее малолетней дочери, от момента нанесения колотых ранений до смерти прошло несколько минут. Ребенок видел мать, склонившуюся над телом. Ее руки были в крови.
Происходившее позже известно доподлинно. Каждое следующее действие многодетной матери оставило вполне осязаемые улики. В больницу и полицию она не звонила, помощи ни у кого не просила.
Труп пролежал несколько часов в доме, потом она дождалась темноты и потащила его во двор. Сил хватило дотянуть тело до туалета. Там Тамара сбросила его через дырку в полу в нечистоты, а сверху закидала ветками и палками, найденными во дворе.
— В течение следующего дня (22 сентября) жгла труп. Когда костер потух, ей стало понятно — тело не сгорело. Тогда она приготовила цементный раствор, залила им яму сверху. Все это видели соседи, которые думали, что делается ремонт отхожего места. Затем женщина сообразила: придут искать Дениса, увидят свежий раствор, заинтересуются. Хлусова вскрыла еще не застывшую поверхность выгребной ямы, попыталась вытащить труп на поверхность. Ей это не удалось, поэтому стала резать его на куски. Части раскладывала в четыре мешка. Груз потом вывезла на детской коляске на помойку. Сделала две ходки, вместе со старшей дочерью, — рассказал подробности следователь.
Иван Тюлькин
Почти полгода (с сентября 2017-го по февраль следующего года) никто убитого не хватился. Первой тревогу забила бабушка из Шереметьевки. Это она в конце февраля 2018 года написала заявление в полицию об исчезновении внука. С самого начала пенсионерка не очень верила в то, что он поехал на заработки в Москву. Ведь Денис даже во время службы в армии постоянно звонил по телефону, расспрашивал, говорил о себе.
Следователь вспомнил, как раскрыли преступление. Версия о причастности Хлусовой была основной. Все факты не в ее пользу. Последним человеком, кто видел живым Мудрова, оказалась его гражданская жена. Последнее место жительства — у нее в доме. О его планах отбыть на заработки никому неизвестно. К тому же, как только родственница написала заявление, Хлусова скрылась. Она отвезла четверых детей к матери в село Большая Каменка Лысогорского района и отправилась в Москву. В начале марта ее задержали московские оперативники на рабочем месте.
Многодетная мать отпираться не стала, написала явку с повинной. Во время следствия все факты сошлись в ужасную по своей сути картину убийства. Не удалось отыскать только орудие преступления (кухонный нож). Весной 2018 года случился сильный паводок. Выброшенное в ручей за домом оружие унесло потоком воды или затянуло илом.
Все, что осталось от убитого
Процесс проходил в Калининском районном суде. Тамара Хлусова не воспользовалась своим правом на участие в нем присяжных заседателей. Заместитель прокурора Лысогорского района Александр Колдин поддерживал государственное обвинение.
— Грань между убийством и превышением пределов необходимой самообороны иногда тонкая. Здесь все решают факты, вполне конкретные материалы дела, свидетельские показания. В данном случае у меня нет никаких сомнений в правильности квалификации дела по статье 105 УК РФ «Убийство». За свое преступление она по приговору суда получила 8 лет лишения свободы в колонии общего режима, — пояснил Александр Колдин.
— Если бы позвонила в полицию, вызвала врачей, задокументировала побои, позвала соседей, не пыталась уничтожить труп, возможно, все могло бы принять другой оборот. Конечно, многодетная мать «с хвостом из 4 детей», по моему мнению, вряд ли тянет на хладнокровного убийцу. Видимо, все случилось от безысходности. Как им жилось в Лысых Горах? Денег нет, работы нет, куча проблем, да еще и пили, — высказал свое мнение один из саратовских адвокатов, пожелавший не называть свое имя.
Апелляция по делу Хлусовой будет рассматриваться в Саратовском областном суде в конце декабря. Тамара надеется на смягчение приговора.
Четверо детей остались без матери. Старшую дочку забрал на воспитание первый муж Тамары, ее родной отец. Он военнослужащий и живет в другом регионе. Троих детей взяла на воспитание мама Тамары — Марина — из села Большая Каменка. Она оформила опекунство. Два месяца шла подготовка всех необходимых документов. Дети жили все это время в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД РФ по Саратовской области.