В последний путь: водители саратовских автобусов рассказали жесткую правду о своей работе

16 июля 2018, 13:16
В последний путь: водители саратовских автобусов рассказали жесткую правду о своей работе
Массовое ДТП на Набережной Космонавтов 22 июня 2018 года / © ИА Версия-Саратов

Почему саратовские автобусы врезаются в столбы, срываются с ручника и сметают все на своем пути, угрожая уничтожить как водителя, так и пассажиров? Зачем общественный транспорт плетется по центральным улицам города и почему в нем отключают кондиционеры, обрекая людей на страшные муки в самое пекло? Мы задали эти и другие вопросы водителям. И они честно ответили, естественно, пожелав остаться инкогнито.

Пугающие ДТП с участием общественного транспорта стали происходить в Саратове все чаще. 22 июня автобус 11-го маршрута покатился без водителя по Московской, наехал на пешехода, затем протаранил иномарку «Форд» и свалился на первый ярус набережной, придавив «Лексус» и «Ладу». Его движение прекратил железный контейнер. Пострадавший получил переломы обеих ног и сейчас проходит лечение.

Незадолго до этого, 19 июня, автобус врезался в столб. Среди получивших травмы — 20 летний водитель, десятимесячный младенец и женщина 64-х лет. И таких аварий с участием общественного транспорта случается по данным ГИБДД более 60 в год.

 

остановка

 

Еженедельно в Саратове есть как минимум один пострадавший пассажир. Не говоря уже о том, сколько обмороков случается из-за невыносимой духоты, царящей в салонах, прозванных в народе «душегубками».

 

Олег, работал водителем автобуса

— Почему поздно вечером и в выходные транспорт не ездит, а в будни его средняя скорость 15 километров в час? Да все просто. Кто будет работать себе в убыток? Водитель должен ежедневно сдавать владельцу ИП, которому принадлежит автобус, план — 4 тысячи рублей. Кроме того, отдавать 500 рублей за медкомиссию, 600 рублей за работу диспетчеров, которые регулируют время выезда на маршрут.

Замечали, троллейбусы по Саратову пустые ездят? Так это работа автобусников. Перед каждым идет автобус, собирающий пассажиров. Водители на связи постоянно. А муниципальному транспорту остаются «бумажные фантики» за проезд льготников.

А еще нужна заправка соляркой — ежедневно 4 тысячи рублей. Средний заработок водителя  больше 2 тысяч рублей за смену. В месяце таких смен 15. Получается около 35 тысяч рублей. Не наберешь план для владельца автобуса — отдашь из своих. Не отдашь — больше за руль не сядешь, «ИПшник» найдет другого работника. И никого не волнует, что на дворе лето и пассажиров мало. Поэтому работает простая схема: чем медленнее едешь, тем больше заработаешь.

 

11 автобус

 

Маршрут, рассчитанный на один час, проезжается автобусом за полтора. Из-за малой скорости автобусов в городе возникают пробки. Объехать ведь такую громадину нереально. Такие места известны всем автовладельцам: улица Московская, улица Чапаева, 50 лет Октября. Действующая система загружает улицы транспортом, создает пробки.

По той же причине экономии в импортных автобусах отключены кондиционеры, где они предусмотрены конструкцией. Ни для кого не секрет, система кондиционирования «прожорлива», а это дополнительные расходы, причем из кармана водителя.

За смену — четыре сотни минус из заработка.

По той же причине водители сами собирают плату за проезд. Не хочешь сам считать мелочь — найми помощника. Но тогда заплатишь еще пятисотку в день.

Возить нескольких пассажиров с окраины поздно вечером тоже смысла мало, больше денег потратишь на бензин. Потому и стоят люди на остановках, ждут. Такая же ситуация в выходные. Основная загрузка автобусов — когда люди на работу стремятся попасть, а в выходные трафик намного меньше.

В чем решение проблемы? Установить вечерний тариф с 20-30 или 21-00. Тогда возить станет выгодно. Доплачивать водилам за работу в выходные. Ведь положена же по Трудовому кодексу двойная оплата тем, кто работает в выходные и праздник. Кроме того, действующий тариф стал смешным после подорожания бензина. Доллар подорожал, а это запчасти. Скоро НДС вырастет. 

 

Александр, работал водителем автобуса

— Водители работают два дня и столько же отдыхают. В эти два дня они находятся на ногах больше 20 часов, на сон остается порой только 2-3 часа. Дело в том, что водители встают в 2-3 часа ночи, в зависимости от удаленности от работы. Перед выездом нужно пройти медкомиссию. Самое главное — «дыхнуть в трубку», пройти тест на алкоголь. Остальное — чистая формальность.

 

остановка1

 

Не припомню случая, чтобы из-за температуры, кашля, высокого давления или недомогания водителя не допускали к смене. Отсюда усталость, невнимательность, раздражительность. Никакого учета времени труда и отдыха водителя не ведется. Вот, за дальнобойщиками присматривают. Если водитель нарушит — сразу начнутся проблемы. Там система в режиме он-лайн через ГЛОНАСС передает всю информацию: сколько провел за рулем, когда останавливался. Почему на городских маршрутах не применить такую же схему? Невыгодно владельцам? Конечно, сразу выручка упадет, ведь нужно будет принять на работу сменщика. Об интересах пассажиров при таком раскладе собственники машин думают в последнюю очередь.

 

Сергей, работал на разных маршрутах, сейчас безработный

— Трудился на разных маршрутах в Саратове, и на ИПшников разных, и нигде мне не предлагали заключить трудовой договор. Ни тебе больничного, ни отпускных, ни отчислений в соцстрах и пенсионный фонд.

Рот открыл, возмутился — сразу санкции. Частники другого найдут, кто без работы давно и кому деньги нужны. Не говорю уже о том, что работа водителя в советские времена считалась вредной и ее представители на пенсию уходили раньше на 5 лет.

 

Водитель Илья

— Пассажиры попадаются разные. Каждый третий льготник не показывает свои документы, стараются всякий раз «просочиться». Когда требуешь предъявить — начинают искать по сумкам и карманам или говорят, что забыли документы дома. Порой в автобус заходит пьяная компания, начинают грубить, хамить. В порядке вещей и такое: могут выйти из автобуса не заплатив. Мне бежать что ли за ними, выбивать деньги?

Случай один запомнился: занесли мне в салон инвалида-колясочника, он пока ехал, наделал в штаны, причем по большому. Тут пассажиры стали возмущаться! И что в такой ситуации делать? Инвалида защищать или пассажиров? Я вышел в салон. Говорю парням: «Пацаны, помогите его вытащить!». Они помогли, еще и похвалили за решение вопроса. А инвалида было жалко.

 

Водитель Гасан

— Почему автобусы «летают», то есть начинают катиться самопроизвольно? Если сказать просто, то систем управления стояночным тормозом в импортных автобусах, например, «Мерседес», которым более 20 лет, две.

Первая — это кнопка на панели приборов, она имеет индексацию «включено». Ее нажимают во время краткосрочной остановки. Эту кнопку называют «пятиминутка». Работает при работающем двигателе довольно долго, до 10 минут. При выключенном — около 5.

 

пятиминутка

Пальцем показана кнопка — «пятиминутка»

 

Когда двигатель заглушен, она тоже «держит» до тех пор, пока воздух не выйдет из системы управления. Двигатель не работает, подкачки воздуха нет, тормоза отключаются сами через несколько минут.

Вторая система — рычаг ручного управления. Он механически блокирует колесо, не отключается, и вполне надежен. Если потянуть его на себя, машина не покатится никогда, если исправна.

 

ручник

Рычаг ручного тормоза

 

Если  водитель вышел, нажав кнопку «пятиминутки»,  которая затем отключилась,  автобус покатится. Такое бывало и со мной, только я успевал запрыгнуть на подножку и дернуть рычаг стояночного тормоза. Он на панели приборов, а не на полу, как в легковушках. Хорошо еще, стекло в двери было опущено, иначе бы не успел открыть дверь и забраться в кабину.

У многих водителей автобусы катились.

Чисто машинально можно нажать кнопку, но забыть про «ручник». Ведь целый день за рулем. А потом пойти, например, купить воды или в туалет. И все!

Сейчас в автохозяйстве автокомбинат № 2 приняли решение отключить «пятиминутки» на всех автобусах, чтобы такого инцидента не повторилось. Считаю — правильное решение. А то ведь водитель не может сам решать, что включать-отключать на чужом автобусе.

 

Акоп, водитель маршрутного такси:

— У меня конечная остановка в Затоне. Там, в бетонном ограждении есть отметина. Стою там, смотрю, как другие маршрутки из Юбилейного ездят. Дорога петляет между дач, обочины практически нет. Едут «Газели» с горы, тормоза перегреваются, отказывают. Вот тебе и очередная отметина в бетоне. А после кто-то с травмами в больнице лежит.

 

маршрутка

 

Состояние дороги ужасное с осени до весны. Только в мае ее отремонтировали, но все равно опасно ездить. Здесь идет огромный поток транспорта, должно быть по две полосы в каждую сторону, а не эта жалкая пародия на дорогу. То же самое и на улице Дегтярной — две полосы мало, очень мало для такого города.

Дороги плохие. Кроме того, машины старые в основном. На новые денег нет у хозяев. Доллар и бензин подорожали, теперь вообще мало чего купить можно. Большая часть автобусов на саратовских дорогах принадлежит частным предпринимателям. Они заключают договор с предприятиями, победившими в конкурсе, проводимом ежегодно администрацией города. Так пусть чиновники следят за ними, как они свои обязательства выполняют.