В Саратовской области решено существенно расширить перечень штрафов для автобусных перевозчиков. Законопроект еще два месяца назад внес в Саратовскую областную думу прокурор Сергей Филипенко. Однако только сегодня, 16 ноября, он был рассмотрен на заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению.
В Саратове уже давно сложилась очень сложная ситуация с автобусными перевозками. Недовыпуск машин на маршруты превышает 25%. То есть, по данным на начало сентября, 245 автобусов существуют только на бумаге, хотя по условиям конкурсов они должны работать на маршрутах. Автобусы часто перекидывают с одного маршрута на другой, из-за этого пассажиры порой более получаса не могут их дождаться.
Но штрафовать перевозчиков сейчас можно только за невыполнение требований к обеспечению исправной работы установленного в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда. За нехватку автобусов на маршрутах, несоблюдение расписания, отсутствие автобусов на «Яндекс.Картах» и другие нарушения штрафов не предусмотрено.
Поэтому в прокуратуре решили «усилить меры профилактики правонарушений» и дополнить закон области об административных правонарушениях. Кроме того, впервые в регионе задумались о возможности установления дополнительных обязанностей по экологическим характеристикам используемых при перевозках транспортных средств.
«В связи с этим законопроектом с учетом поправок федерального законодательства расширяется ответственность перевозчиков за невыполнение обязательных требований к организации транспортного обслуживания населения, что будет способствовать предупреждению и пресечению нарушения требований законодательства в данной сфере», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Но учитывая, что перевозчикам нужно время на адаптацию, новые штрафы планируется ввести только с 1 сентября 2024 года.
Прокуратура предлагает штрафовать за следующие виды нарушений фирмы, ИП и участников договора простого товарищества, которые возят пассажиров по нерегулируемым тарифам:
— неисправность установленного в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе лиц с ограниченными возможностями, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;
— непревышение установленного максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием движения;
— несоблюдение установленного соотношения максимального количества невыполненных в течение одного квартала рейсов и количества рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации);
— непревышение установленной доли максимального количества невыполненных в течение одного квартала рейсов (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации);
— неосуществление передачи в региональную информационную систему навигации информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
— неинформирование уполномоченного органа, установившего маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, и владельцев автовокзалов или автостанций об изменении тарифов на регулярные перевозки в установленные сроки.
Допущения перечисленных нарушений повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 7 тысяч рублей; на юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей.
Помощник прокурора области Иван Гусев рассказал депутатам, что в ходе рейдов выявлены десятки нарушений расписания, нехватки машин и другие. По мнению представителя надзорного ведомства, законопроект не навредит предпринимателям, так как прошел оценку регулирующего воздействия, к тому же у них будет время подготовиться до осени 2024 года.
В итоге после недолгого обсуждения члены комитета единогласно поддержали законопроект и вынесли его для утверждения на заседание Саратовской областной думы.