«В титрах всех, кто мешал, поименно поблагодарим»: автор проекта о голодающем Поволжье рассказал о странной реакции представителей саратовского музея на съёмки фильма

«В титрах всех, кто мешал, поименно поблагодарим»: автор проекта о голодающем Поволжье рассказал о странной реакции представителей саратовского музея на съёмки фильма
Съёмочная группа / © Евгений Иванов

На днях была завершена первая экспедиция проекта «Голод», рассказывающего о голодании миллионов жителей страны в 20-х годах прошлого века. Съёмочная группа объехала несколько регионов России, побывав в отдалённых районах Челябинской, Оренбургской, Самарской, Саратовской областей и Башкирии. Как оказалось, в Саратове авторы проекта столкнулись со странным отношением к их работе со стороны представителей местного краеведческого музея.

Ранее мы рассказывали о том, что писатель, телеведущий и профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский, заместитель главного редактора «Эха Москвы» Максим Курников и режиссер Татьяна Сорокина решили снять документальный фильм о страшных событиях 1921–1922 годов. Тогда только по официальным данным от голода умерло около 5 миллионов человек. Саратовская область оказалась в числе регионов, где небывалое бедствие нанесло наибольший ущерб.  

По словам Архангельского, фильм будет повествовать «о страдании и гуманности, о справедливости и о боли». «В начале 20-х годов XX века в городах и деревнях, которые ещё несколько лет назад бурно росли и богатели, начался такой голод, что люди готовы были отдать всё ради еды, а иногда и охотились друг на друга», — говорится в описании проекта на краудфандинговой платформе Planeta.ru, где авторы ещё в сентябре 2020 года объявили сбор средств на съёмки фильма.

Изначально планировалось собрать 3 миллиона рублей до 1 апреля 2021 года. Однако уже сейчас, за три дня до завершения кампании, пользователи перечислили на реализацию проекта почти 5 миллионов рублей.

Помимо истории о голоде, постигшем жителей Поволжья, документальный фильм будет повествовать о тех, кто помогал бороться с этим кошмаром. А это, в частности, правительства других стран (в том числе — американское), за помощью к которым обратились советские власти, а также иностранные частные благотворители. Возможно, с этим аспектом истории связаны сложности, с которыми авторам проекта пришлось столкнуться уже в ходе своей первой съёмочной экспедиции.

Подробнее о том, как это было, рассказал на своей странице в соцсети Facebook Александр Архангельский. Он поблагодарил всех, кто в ходе экспедиции помогал съёмочной группе. А так же тех, «кто мешал, последовательно и планомерно».

«В разных регионах под разными предлогами с нами вежливо знакомились полицейские, интересуясь, что это мы снимаем, на чьи деньги и для кого. Из раза в раз они были все более осведомлены (знали, в какой компании — в другом городе — арендованы машины, знали некоторые имена), подчеркивали, что ни в чем нас не обвиняют, но машину и коптер осмотреть все-таки хотели бы.

В лютую метель по всему селу нас разыскивали люди из администрации, которых озадачили нашими съемками возмущенные представители казачьего сообщества. А некоторым краеведам (не всем!) велено было не говорить об американской помощи. Мы можем похвастаться целой коллекцией отказов, с самыми изощренными формулировками», — отметил Архангельский.

Например, в Саратовском областном музее краеведения, по словам писателя, съёмочной группе заявили о якобы готовящемся переезде. «Так совпало, поэтому выставки там проходят, но всё, что касается голода, оказалось уже упакованным в коробки и опломбированным», — поделился опытом общения с саратовскими музейщиками Александр Архангельский.

Отметим, что информации о каком-либо запланированном переезде краеведческого музея на его официальном сайте ИА «Версия-Саратов» обнаружить не удалось. В августе 2020 года сообщалось о том, что музей может быть закрыт для проведения масштабной реконструкции. Однако точные сроки не оговаривались. На данный момент, судя по сайту музея, учреждение работает в штатном режиме и проводит выставки (в том числе с экспонатами из собственного фонда).

Впрочем, препятствия, вставшие на пути съёмочной группы, по всей видимости, не сильно расстроили авторов проекта: «Но всё это — именно тот случай, когда хотели, как всегда, а получилось лучше. Мы планировали то, что лежало на поверхности, а благодаря препятствиям находили новые, более интересные решения. Но зачем было столько внимания уделять съемочной группе, занятой событиями 100-летней давности? Неужели только потому, что мы собираемся рассказать о помощи и взаимодействии с американцами, английскими квакерами, миссией Нансена? Странно как-то», — написал Архангельский.

В комментариях к этому посту автору предложили включить в документальный фильм сцены, на которых демонстрируется странная реакция некоторых деятелей на проводимые съёмки. Однако он отверг такую идею: «Нет, это фильм не про нас». Впрочем, писатель пообещал не оставить тех, кто принял проект в штыки, без внимания.

«В титрах всех, кто мешал, поименно поблагодарим», — ответил он.

Фото из первой съёмочной экспедиции проекта «Голод» со страницы Евгения Иванова в соцсети Facebook.