Вера в людей, философия выбора, роскошь в нищете и при чём здесь мошенники: саратовский режиссер рассказала о новогодней премьере не для детей

Вера в людей, философия выбора, роскошь в нищете и при чём здесь мошенники: саратовский режиссер рассказала о новогодней премьере не для детей
© Театральная мастерская «Грани» / фото с репетиций предоставлены Ией Воробьёвой

В предновогодние выходные в Театральной мастерской «Грани» в Саратове состоятся первые показы премьерного спектакля «Афера в большом городе» по мотивам пьесы Джона Патрика «Дорогая Памела» или «Как бы нам пришить старушку» (в сценической редакции актёра «Граней» Юрия Занина). Информация об этом размещена в соцсетях и на официальном сайте театра.

Пьеса написана в жанре фарса и повествует об одинокой доброй старушке по имени Памела, в квартиру к которой вселяются трое аферистов. Памела внезапно становится центром событий, которые переворачивают её тихий уклад жизни.

Режиссёр этого спектакля и художественный руководитель «Граней» Ия Воробьёва рассказала корреспонденту ИА «Версия-Саратов» о своём восприятии этого произведения, процессе подготовки к премьере, а также — поделилась историей столкновения с настоящими мошенниками.

«В прошлом году в Москве я ходила на «Дорогую Памелу» в Театр комедии. Я попала на спектакль случайно. Я была жутко разочарована, ушла в антракте, и всё гадала, что произошло и почему спектакль у ребят не вышел.

В результате я прочитала пьесу и поняла, что они совершили роковую ошибку, выкинув оттуда (можно назвать его даже главным действующим лицом) Человека Театра. От этого съехал жанр, и всё стало очень плохо: сама тема и ситуации в этой пьесе не смешные — они смешные за счет игры. И эту игру нужно было подавать через игровой театр. За игровой театр, за правила игры там отвечал Человек Театра.

Поэтому я решила защитить честь автора, и вообще пьесы. А ещё — поняла, что нам уже давно нужна хорошая новогодняя комедия именно для взрослых. В Новый год повсюду проводятся ёлки. Детям — счастье, взрослым — тоска. Я решила сделать что-то для моих любимых взрослых (детей на этот спектакль приводить не стоит)», — отметила Ия.

По её словам, русскоязычной версии пьесы оказалась нужна сценическая редакция, чтобы актуализировать материал для современной публики и сместить философский акцент в нужную сторону.

«Дело в том, что эта пьеса написана давно, и Человек Театра как таковой там выписан прекрасно (Горин постарался), но он совершенно не актуален. Та версия персонажа работала на момент железного занавеса в СССР, но сейчас — уже нет.

Я поняла, что на сегодняшний день эта пьеса будет ставиться немного про другое. Мы это, штурмуя, активно обсуждали с актёрами во время «застольного» периода репетиций. И очень захотелось выделить тему выбора. Поэтому Юра Занин написал очень много текста — он переписал и дописал Человека Театра, увеличив эту пьесу значительно.

Тема выбора, неизбежность выбора, за чем идёт этот выбор и к чему ведёт — мы кардинально изменили градус пьесы в эту сторону. Человек Театра здесь будет иметь свою арку роли, свою тему, которую, он будет вести от начала до конца спектакля — тему выбора. И зрителю тоже нужно будет выбирать — внутри себя. Так что это не случайно. Это важная поправочка», — подчеркнула режиссёр.

Также она добавила, что практически сразу знала, кто именно будет задействован в этом спектакле:

«Состав был более или менее ясен сразу, так как в этом сезоне я взяла в театр достаточное количество новых актёров. Моя задача была обеспечить их ролями — это честный обмен. Поэтому в основе своей там весь „молодняк“, плюс два театральных „старичка“. Сомнений у меня не возникало — я хорошо понимала, на что они способны. За время обучения мне становится ясно, кто что может, кто чем горит, и от кого какой толк. А, так как ребята новенькие, они очень заинтересованы в том, чтобы играть».

Декорации и костюмы к спектаклю, по информации от Ии, создавались совместными усилиями, и очень многое было сделано вручную — в том числе, из обыкновенных картонных коробок. Также, согласно концепции спектакля, это имеет большое значение для олицетворения атмосферы, в которой существуют персонажи.

«У нас весь актерский состав монтировал коробки (коварный, между прочим, материал оказался). Только не думайте, что коробками будет заставлена вся сцена. Делать всю сцену из коробок было бы грустно. У этой декорации есть своя символика — тема города.

Мы делали интерьер каждой квартиры небольшого, коробочного города из многоэтажек. Это делал весь театр, ну и, понятное дело, актеры спектакля. Я специально заказывала человечков из пластика у нашего друга театра. Костюмы — часть шью я, часть обшивала Ксения (актриса в этом спектакле), часть мы заказывали у чудесной швеи Екатерины, которая регулярно и очень энергично шьет нашему театру.

Смысл такой, что действующие лица — это такие отбросы общества, которые живут на всем, что не нужно человечеству. То есть люди, не знающие уюта, такие… Благооставленные люди. Поэтому какие-то остатки чужой жизни — на них, остатки чужой жизни — на сцене.

Это тема возможности, жизни в счастье — даже в остатках чужих жизней и в остатках своей собственной. Потому что Памеле уже много лет. И на сцене присутствует как роскошь её прошлой жизни, так и настоящая нищета. Но нищета эта превращается в роскошь — роскошь друзей, окружающих. Ведь ты нищ, когда ты одинок. А, как только вокруг тебя появляются люди, ты становишься богаче. Вот какие-то такие превращения на сцене будут происходить», — поделилась собеседница нашего издания.

Кроме того, Ия отметила, что, поскольку сейчас она проходит профессиональную переподготовку в ГИТИСе, многие репетиции проводятся без неё, и для театра это, в определённом смысле, новшество.

«У ребят репетиции проходят чаще без меня, чем со мной. Я с ними репетирую три-четыре дня подряд, уезжаю в Москву, и они репетируют с помрежем. Теперь у нас есть официальный помреж — Татьяна Рузымуратова, которая доводит процесс до кондиции, держит ребят на медленном огне, в подогретом состоянии. Это очень важно.

На первых стадиях они сами что-то придумывали, сочиняли. Я приезжала, они показывали, я это «чистила». Это любопытный процесс.

Кстати, я вот ставлю спектакль о мошенниках, и тут они недавно оживились. Они создали два фейковых канала в Telegram и просили от моего имени проголосовать за меня по подозрительной ссылке. Половина моих знакомых и совершенно малознакомых мне людей кинулись писать мне, узнавая, что случилось, нужно ли голосовать. В общем, я подумала, что Вселенная одобряет выбор спектакля, раз уж даже мошенники оживились так стремительно. Они, к счастью, редко ко мне обращаются, и, надеюсь, больше не будут.

Я думаю, этот спектакль случится про веру в людей. Веру изначальную и веру в людей конкретных. Это очень моя позиция: давать человеку много душевных авансов, и его задача — их оправдать, вот и всё. Любить людей профессионально — это девиз Памелы и мой. И, когда я прочитала эту пьесу, я поняла, что она (как минимум, часть её) — обо мне, и что очень важно её поставить», — резюмировала режиссёр.

Премьерные показы состоятся 27 и 28 декабря в 18:00, 30 декабря в 19:00, а также — 7 и 8 января в 18:00. Адрес театра: ул. Большая Горная, 324 (здание во дворе).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Оперативные новости и комментарии редакции