Писатель Роман Арбитман рассказал об иллюстрациях советской фантастики

На продолжающемся в Саратове Дне еврейских знаний писатель и публицист Роман Арбитман рассказал об иллюстрировании фантастики в СССР.

"Большинство из вас читали книги советской фантастики. Это целый мир. Предыстория такова. Стиль иллюстрации менялся по мере изменения отношения к фантастике. В 20-е годы доминировал конструктивизм", - начал Арбитман, показав обложки книг таких авторов, как Илья Эренбург, Джим Доллар, Владимир Маяковский. Другим видом стали иллюстрации в виде сказочных мистических историй. 

Со второй половины 50-х фантастику издают в сериях детской и юношеской литературы. "Иллюстрации балансируют на грани подростковой литературы", - пояснил Арбитман и показал обложку книги братьев Стругацких. "Разные издания "Отеля "У погибшего альпиниста" вошли в детскую серию, которую обрезали в соответствии с ограничениями юношеского возраста. Для иллюстраций характерны шаблонность и отсутствие метафор".

Роман Арбитман представил на слайдах обложки серии "Библиотека приключений научной фантастики", которая выходила в небольшом формате. У книг тисненая обложка. После войны в этой серии издавались писатели-современники.

"Эту серию перекинули в детскую литературу. Любой автор мог принести рукопись. Так в эту серию попала книга Стругацких "Страна багровых туч". Потом Стругацкие поработали в издательстве, занимаясь подготовкой книг. В разные годы выходили книги известных советских писателей, например Ивана Ефремова, Кира Булычева, Анатолия Днепрова. К фантастике было другое отношение, на многое закрывали глаза. В книге Юрьева "Белое снадобье" затронута тема наркотиков. Некоторые авторы специально адаптировали свои книги под эту серию. Например, Толстой с "Гиперболоидом инженера Гарина". Думаю, если бы Толстой не уродовал свои книги, то его бы все равно выпустили. Книга "Обитаемый остров" братьев Стругацких привлекала внимание. Ему предложили сделать одного из героев немцем, чтобы, возможно, свалить на него какие-то поступки", - сообщил Арбитман.

Всего в серии вышло более ста наименований фантастических книг. Библиофильство в СССР перестало быть элитарным, а стало массовым. В начале 90-х годов выпуск серии прекратился, но многие издательства стали издавать похожие серии. "Но в эту реку второй раз невозможно попасть. Обложка осталась похожей, но подбор книг другой", - отметил писатель, резюмируя выступление словами, что "фантастика - это особый мир, к которому мы лишь прикоснулись".

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции