Пошли на дно: почему речные перевозки в Саратове провалились вопреки обещаниям губернатора Радаева

12 августа 2018, 08:11

3 августа стало известно, что аукцион на организацию речных пассажирских перевозок по направлению «Саратов-Балаково-Хвалынск», объявленный областными чиновниками не состоялся из-за отсутствия участников. Так жители города на Волге снова утратили возможность воспользоваться своими водными богатствами. Между тем, губернатор Валерий Радаев обещал, что уже в этом году все будет по-другому. Так что же пошло не так? Где простаивают катера, и почему никто не может на них покататься? В этом разобралось наше издание.

В последнее время подчиненные все чаще подводят саратовского губернатора. Только на днях Валерий Радаев критиковал их за темпы работ на стадионе «Авангард», который должен был стать «лучшим в России». Реконструировать спортсооружение начинали под чемпионат мира по футболу, но до сих пор так и не сдали объект в эксплуатацию.

На несостоявшиеся речные торги, о которых говорилось выше, тоже возлагались большие надежды. Было много планов в стиле «территории лидерства»: развитие туристической отрасли и тому подобное.

Глава региона, в разгар прошлогодней избирательной кампании на второй губернаторский срок, обещал восстановить экскурсионные туры по Волге. И даже совершил первое плавание на судне с подводными крыльями — «Восход» — вместе со студентами саратовских вузов. На том самом «Восходе», что стоит сейчас в сухом доке.

 

DSC_3561

Губернатор на экскурсии со студентами / © saratov.gov.ru

 

Кроме прочего, Радаев предложил производить скоростные пассажирские суда на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе. Планы эти, похоже, так и остаются только в мечтах. Как и в случае с «саратовским айфоном», который глава региона предлагал выпускать на местном заводе СЭПО в 2016 году.

 

завод

Губернатор на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе / © saratov.gov.ru

 

А пока вопрос буксует, водный транспорт закупают в Москве. Причем, судя по всему, не самый лучший. На днях стало известно, что в столице ушли под воду суда на подводных крыльях «Ракета-185» и «Ракета-191», которые якобы планировали доставить в Саратовскую область. Об этом пишет сайт Cruiseinform.ru.

Итак, новые суда до саратовских берегов пока не доплыли — предпочли просто уйти на дно. А что же с тем транспортом, который уже имеется в наличии? Почему его хозяева решили не участвовать в чиновничьем аукционе?

Для начала посмотрим, что власти требовали от потенциальных подрядчиков. Победитель аукциона должен был выполнить 100 рейсов — до Хвалынска и обратно. Протяженность маршрута — 440 километров. Цена билета в один конец до Хвалынска — 660 рублей. За это чиновники готовы были заплатить из областного бюджета 25,75 миллиона рублей.

По оценкам некоторых участников рынка речных перевозок, цена вопроса — вполне приемлемая. В чем же тогда дело? Может в неудовлетворительном состоянии причалов на территории Саратовской области? Осенью прошлого года наше издание подробно рассказывало об этой проблеме. Представители отрасли считают, что это — лишь одна из причин того, что речной аукцион не состоялся.

 

причал

Один из типичных саратовских причалов — в Широком Буераке

 

Нам удалось побеседовать с заместителем директора ООО «СПК «Метеор» Александром Беликом. Компания, в которой он работает, как раз планировала организовать пассажирские речные перевозки по маршруту «Саратов-Балаково-Хвалынск». Собеседник рассказал, что фирма арендует два катера — «Метеор» грузоподъемностью 120-125 пассажиров и «Восход», рассчитанный на перевозку 60 человек — собственником которых является Иван Петров.

— Петров в прошлом году взялся восстановить существовавшие когда-то в нашем регионе речные перевозки. Он приобрел в мае 2017 году в Перми два катера, которые своим ходом пришли в Саратов. Здесь они были подняты из воды и до сих пор стоят на барже в районе Мостоотряда, рядом с энгельсской стороной автомобильного моста Саратов-Энгельс, — отметил Белик. — Затем было создано наше СПК «Метеор», начавшее подготовку к перевозкам. Кроме прочего, на катера был найден и нанят экипаж, по 3-4 человека на одно плавсредство.

 

стоянка

Катера на стоянке в Энгельсе

 

Замдиректора признался, что найти специалистов было трудно, поскольку работать на такой технике якобы могут только люди, рожденные и обученные в СССР.

— Она произведена в 1988–1990 годах. Состояние катеров удовлетворительное, корпуса из нержавеющего материала. Дизеля М-400 сделаны на Ленинградском предприятии «Красная звезда», в рабочем состоянии. По меркам речного флота это еще не самые старые судна, они эксплуатировались вплоть до 2000 года, — рассказал речник.

По его словам, у собственника не хватило финансовых ресурсов на то, чтобы подготовить корабли к навигации. Во-первых, нужны деньги на отладку всех технических систем катеров — что-то нужно заменить, что-то отремонтировать. Во-вторых, как отметил собеседник, причалить в настоящее время можно только в Саратове. В Балаково и Хвалынске сделать это без установки дебаркадеров якобы не получится. А это — огромные расходы, которые собственник не потянет.

 

Авито Метеор3

Сразу после несостоявшихся торгов, «Метеор» и «Восход» выставили на продажу на «Авито»

 

— Поэтому на торги не заявлялись. Будет правильно, если торги проводить в 2018 году на следующий — 2019 год. Начать перевозки с середины лета невозможно, технику нужно было готовить раньше. И о какой себестоимости перевозок может идти речь, если навигация начинается в апреле, а на дворе август? Затраты окупаются за сезон навигации, а осенью и зимой — только расходы. Других желающих заняться таким затратным бизнесом, в регионе нет, — заметил Александр Белик.

Интересно, что сразу же после того, как речной аукцион был признан несостоявшимся, в интернете появилось объявление о продаже двух катеров — «Метеор» и «Восход». Стоимость товара не уточняется. Продавцом значится тот самый Иван Петров…

 

Авито Восход

 

Впрочем, представитель СПК «Метеор» Белик по этому поводу настроен оптимистично. Он заявил, что договор аренды между Петровым и СПК, зарегистрированный в Регпалате, действует до 2030 года.

— Даже если их продадут другому собственнику, договор аренды останется в силе, — считает замдиректора.

Более реально на происходящее смотрит директор компании-перевозчика Геннадий Каширин. Он отметил, что договор аренды, как и любой такой документ, может быть расторгнут — такие статьи в нем предусмотрены. Чем это может закончиться? Купит  катера какой-нибудь москвич, увезет к себе в имение — от дачи к даче кататься. А саратовцы опять окажутся «у разбитого корыта»?

 

Авито Метеор

 

В беседе с корреспондентом ИА «Версия-Саратов» Каширин отметил, что причальные стенки в Балаково и Хвалынске физически существуют. Они находятся в федеральной собственности, управляет ими фирма из Чебоксар. Причаливать к ним для высадки и посадки людей, по его словам, нельзя, требуется первоначальная реконструкция существующих стенок или же установка дебаркадеров. А это вопросы и ремонта, и аренды земли, и найма обслуживающего персонала.

Кроме того, дизеля на катерах находятся в рабочем состоянии, но перед началом эксплуатации агрегатам нужна профилактика. Это, опять же, значительные расходы. Двигатели в нынешнем состоянии не смогут отработать даже часть навигации.

Вопрос о себестоимости пассажирских перевозок при таких расходах, поставил руководителя в тупик.

— Ее бессмысленно считать в нынешних условиях, когда торги объявлены практически в середине навигации, к ней не готовы ни техника, ни причалы, — пояснил он.

И Каширин и Белик надеются на конструктивный диалог с региональными властями.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства области на наш вопрос: «Почему аукцион объявили в середине лета?», ответили, что потратили очень много времени на подготовку необходимых документов. По словам чиновников, о предстоящих торгах знали все перевозчики, работающие в бассейне Волги, в том числе и местные. Однако никто не откликнулся.

Следующий подобный аукцион должен состояться с расчетом на организацию перевозок в 2019 году. Вносить изменения в документацию закупки не планируется. Кроме того, чиновники минтранса области считают: «На всех остановочных пунктах маршрута имеются причальные сооружения, которые могут быть использованы для подхода и стоянки судов».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции