Эксперты проанализировали ведущие издания на наличие мата

9 апреля 2013, 15:23
Эксперты проанализировали ведущие издания на наличие мата

В связи с принятием закона, вводящего штрафы за распространение в СМИ материалов, содержащих нецензурную брань, эксперты компании Public.ru решили провести исследование более 4600 средств массовой информации на предмет того, насколько часто встречаются в них матерные слова. Лидером среди печатных СМИ, при учете публикаций с января 2010 по апрель 2013 года, оказался журнал "Коммерсантъ-Власть" (17 публикаций за указанное время), на втором месте — "Новая газета" (10 публикаций) и приложение "Коммерсантъ-Weekend" (9 публикаций).

Для анализа использовались "самые популярные табуированные формы четырех слов, обозначающих: женщин "легкого поведения", мужские и женские репродуктивные органы и нецензурное обозначение акта любви". Эксперты пришли к выводу, что в интернет-СМИ нецензурная лексика встречается гораздо чаще, чем в печатных, однако это обусловлено характерными особенностями сетевой прессы. В сети по количеству матерных слов лидировали закрытый в феврале 2013 года портал Openspace.ru (150 публикаций),  Chaskor.ru (67 публикаций) и Grani.ru (65 публикаций).

Однако, как отмечают эксперты, наибольшее количество мата встречается в соцсетях, твиттере и блогах, которые официально не считаются СМИ.

Авторы исследования упоминают, что довольно часто нецензурная лексика присутствует в материалах, описывающих культурные события: флешмобы, инсталляции, лозунги, фрагменты театральных диалогов или же исторические документы, многие из которых сейчас не обходятся без крепких выражений.

Но, как признают исследователи, наиболее часто табуированная лексика звучит в непосредственных цитатах прямой речи респондентов, в том числе депутатов, министров и чиновников. "Надо отметить, что в абсолютном большинстве казусных случаев СМИ смягчают или "запикивают" вылетевшее "крепкое словцо", заботясь о нравственности читателя и репутации власти", - отмечают авторы. "Даже беглый анализ публикаций дает понимание, что закон о наказании СМИ за использование мата является явно избыточной мерой - подавляющее большинство средств массовой информации и так избегает обсценной лексики", - заключают они.