День в истории: в мире основали Чикаго, а в России под руководством Сталина собрали народный автомобиль

4 декабря 2013, 08:30
День в истории: в мире основали Чикаго, а в России под руководством Сталина собрали народный автомобиль

В мире

4 декабря 1674 года у юго-западной оконечности озера Мичиган иезуит Жак Маркетт основал для зимовки миссионерский пост. Впоследствии на этом месте вырос американский город Чикаго, ныне третий по числу жителей и второй по финансово-экономическому значению город США. Название Chicago (Чикаго) - это измененное французами слово из языка местных индейцев майами-иллинойс "shikaakwa", которое означает "дикий лук". Статус города он получил в 1837 году.

В 1673–1675 годах Маркетт и скупщик пушнины Луи Жолье с отрядом из пяти помощников отправились в грандиозную экспедицию, пройдя на каноэ около 4 тыс. км по рекам Среднего Запада и сделав массу открытий. Первыми из европейцев они добрались до северной части бассейна Миссисипи. Они же и закрепили за рекой это название, которое на одном из индейских наречий означает "Великая река". Кроме того, французам первым удалось установить, что реки, берущие начало к западу от Великих озер, несут свои воды не к Тихому океану, а к Мексиканскому заливу Атлантики.

В России

4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1968 года - Автомобильный завод им. Ленинского комсомола, АЗЛК) был собран первый легковой автомобиль "Москвич-400". Четырехместная "легковушка" развивала максимальную скорость 90 км/ч и, за исключением некоторых отличий, представляла собой почти точную копию немецкого автомобиля "Opel Kadett K-38". Инициатором выпуска нового советского автомобиля выступил сам Иосиф Сталин.

"Opel Kadett K-38" понравился Сталину еще до войны. В 1940 году на показе в Кремле образцов зарубежных и перспективных отечественных легковых автомобилей вождю не понравился двухдверный "КИМ-10", который был спроектирован по модели компактного автомобиля "Ford Prefect". Зато "Opel" его привлек. Именно таким представлялся Сталину советский народный автомобиль.

Конструкторы соединили шасси "Ford" с кузовом четырехдверного "Opel Kadett" и сделали два четырехдверных прототипа под маркой "КИМ-10-52". Однако из-за Второй мировой войны проект был отложен. После победы в июле 1945 года по приказу Сталина из советской зоны оккупации Германии были полностью вывезены в Москву оборудование и документация бранденбургского автозавода фирмы "Opel", на основе которых и был изготовлен "Москвич-400". В 1947 году началось серийное производство автомобиля.