Вмешательство в улику: почему в Марксе больше года не могут возбудить уголовное дело по факту ДТП, в котором погиб велосипедист

Вмешательство в улику: почему в Марксе больше года не могут возбудить уголовное дело по факту ДТП, в котором погиб велосипедист
© ИА «Версия-Саратов»

Рассказываем историю одного трагического ДТП, обернувшегося «войной» потерпевших с полицией. Авария случилась больше года назад. Есть столкновение со смертельным исходом, есть человек, не отрицающий своей вины, но до сих пор нет уголовного дела. Почему? Вместе с родственниками умершего мы попытались выяснить это.

9 августа 2017 года ранним утром 63-летний Александр Чернявский со своей сожительницей направились на работу. Позавтракали, сели на велосипеды и поехали по привычным пустым улицам города Маркса. Ничто не предвещало беды, все произошло в считанные секунды.

«Ехали как положено, по правой полосе, по краю проезжей части, буквально по зеленой зоне. Он впереди, я позади него, на расстоянии двух метров. На перекрестке улиц Куйбышева и 10-й Линии я услышала звук от автомашины позади нас. Спереди машин не было», — уже потом сообщила спутница Чернявского — Галина Хакимова — в объяснительной записке в полиции.

Что произошло дальше — она не поняла. Все было слишком стремительно. Позже выяснилось, что автомобиль «ВАЗ-2105», за рулем которого находился 21-летний парень по имени Алексей, развернуло на дороге. Боком «пятерка» ударила мужчину-велосипедиста, после чего легковушка слетела с проезжей части и перевернулась на крышу.

Сбитому Александру Чернявскому тут же вызвали «скорую», но он скончался по пути в больницу. В редакцию ИА «Версия-Саратов» обратились сын погибшего Дмитрий Чернявский с супругой Светланой Трясогузовой. Они рассказали, что уже более года ждут возбуждения уголовного дела по факту трагического ДТП.

— Сразу после аварии мы были сильно заняты похоронами. Времени на то, чтобы следить за ходом расследования по факту ДТП особенно не было. Но мы знали, что водитель «пятерки» дал признательные показания. Место, где все произошло — это прямой участок дороги, без светофоров и «лежачих полицейских». Оно прямо создано для того, чтобы разогнаться. Так, видимо, и произошло — автомобиль сбил свекра, а потом еще и на крышу перевернулся. Думаю, скорость была не маленькая, — заметила Светлана.

В ноябре 2017 года, по словам родственников погибшего, они получили первое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

 

Светлана и Дмитрий

Светлана Трясогузова и Дмитрий Чернявский

 

— Позиция следствия вначале была такой: водитель написал признание, что колесо автомобиля попало в лужу, автомобиль повело. Нас эта позиция успокоила, что правосудие свершится, все под контролем. Все очевидно: предположительный виновник ДТП не скрылся, да еще и признался. И тут приходит этот отказ от возбуждения уголовного дела! Мы сильно удивились. Написали жалобу в прокуратуру Маркса на действия следователя. Прокурор возвратил материалы проверки обратно следователю, — рассказала Светлана Трясогузова.

По словам собеседников ИА «Версия-Саратов», с тех пор, как марксовские полицейские занимаются проверкой по факту смертельного ДТП, уже было назначено и проведено несколько автотехнических экспертиз.

Дмитрий Чернявский, сталкиваясь с бесконечной чередой отказов в возбуждении уголовного дела, стал изучать документы и заметил «странности» — нестыковки в результатах экспертизы.

— Нижняя шаровая опора на момент аварии, по данным независимой экспертизы, была целая. А в экспертном заключении, проведенном по запросу полиции, она оказалась сломанной, — заметил сын погибшего.

— Мы заподозрили некорректность экспертизы, подумали, что экспертов подкупили. Пришли в Главное экспертное бюро на Кутякова, 10 и начали выяснять подробности. Оказалось, что эксперт осмотрел машину действительно со сломанной шаровой. Специалист предположил подмену колес и шаровой во время транспортировки или хранения автомобиля участника ДТП. И нам сказали — ищите проблему в другом месте, — добавила Светлана, предположив, что кто-то предпринял «вмешательство в улику».

Родственники погибшего велосипедиста считают, что цель таких экспертиз — доказать, что на момент аварии автомобиль был неисправен, из-за чего водитель и не справился с управлением.

— У нас, как у потерпевших, нет злости, нет кровожадности, мы не жаждем отправить этого парня — водителя — в колонию-поселение. У нас претензии к полицейским города Маркса. Кажется, что они не помогают нам найти правду, а занимаются чем-то другим. Претензии к следствию, а не к мальчику. Он-то совершил преступление по неосторожности, — поделились родственники Александра Чернявского. На вопрос о том, почему так затянулась проверка, они предположили, что «либо статистику улучшают, либо подкупили кого-то».

— Поведение родственников молодого человека нас натолкнуло на мысль о коррупции, иначе почему это не превращается в уголовное дело? Либо некомпетентность, либо коррупция. Две-три сотни тысяч рублей — примерно мы знаем эти тарифы в маленьком городе, — рассказали о своих подозрениях члены семьи погибшего.

Дмитрий и Светлана ходят с документами по разным инстанциям. Недавно в следственном отделе полиции вынесли очередное промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое также отменили, назначив дополнительную проверку. При принятии одного из решений об отказе в возбуждении уголовного дела молодому водителю отдали автомобиль-улику. На нем он успел уже несколько раз нарушить правила.

Корреспонденту ИА «Версия-Саратов» удалось связаться со следователем Ильей Шабановым. Он подтвердил, что ведется проверка.

— Все материалы переданы для экспертизы. Как будет экспертиза, так будут и результаты. Мы с вами немного некомпетентны обсуждать эти вопросы. В любом случае, как будет основание для возбуждения уголовного дела — дело будет возбуждено, — заявил следователь.

Пока же, как гласит официальное постановление об отказе, в действиях водителя Алексея отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ.

Сам молодой водитель в пояснительной записке после аварии рассказал, что 9 августа 2017 года он ехал один на своем автомобиле по делам. Был трезвый, автомобиль — технически исправен. Накануне он проверил состояние машины на СТО. Все оказалось в порядке, кроме протекторов шин. Изношенную резину он собирался поменять в конце сезона. В то утро парень заметил двоих велосипедистов на улице 10-я Линия, которые двигались по правому краю проезжей части.

«Я решил обогнать данных велосипедистов и принял влево, так что левые колеса и часть автомашины находились на встречной полосе движения. Встречных машин не было. Я начал притормаживать перед светофором, в 3-5 метрах от автомобиля находилась лужа, наверно после дождя. Когда передние колеса наехали на лужу, заднюю часть автомашины начало заносить влево, думаю из-за старого протектора на шинах. Я продолжил торможение, попытался выровнять автомобиль. Но заднюю часть занесло вперед, автомобиль сбил первого велосипедиста», — вспоминал о случившемся водитель Алексей в отделе полиции.

Его объяснительную записку, приобщенную к материалам проверки, предоставили родственники погибшего Александра Чернявского. Документ завершается словами: «Считаю, что в данной дорожной ситуации виноват я, так как не мог справиться с управлением автомашины, так как должен был рассчитывать скорость и управлять, учитывая все внешние и внутренние факторы. О содеянном сожалею, свою вину в совершенном ДТП признаю полностью».

Мы попытались выяснить, почему по факту ДТП со смертельным исходом до сих пор идут проверки. И каким образом полицейские намерены проводить очередную экспертизу, учитывая, что автомобиль уже давно был передан в пользование сбившему велосипедиста водителю. Для этого пришлось направлять официальный запрос информации в ГУ МВД по Саратовской области — другой вариант общения стражи правопорядка исключили.

В итоге из ведомства прислали ответ, в котором сообщается, что материал проверки по факту ДТП в Марксе находится в производстве СО ОМВД России по Марксовскому району. «В ходе проверки проводятся все необходимые проверочные мероприятия, в том числе судебные экспертизы. По результатам проверки будет дана правовая оценка действиям водителя и принято решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством», — говорится в документе.

Мы продолжим следить за развитием событий.