Волки, вода и снежные бури: рассказываем про работу инженеров, обслуживающих «вышки» сотовой связи в Саратовской области (зачастую это — большое приключение)

Кто из вас, открыв утром глаза, не хватается за смартфон, планшет, ноутбук, чтобы проверить мессенджеры, соцсети или электронную почту? Это стало нормой современной жизни. Мы привыкли к постоянному наличию мобильной связи и не думаем о технической стороне вопроса. Как оно работает, нас почти не волнует. Скорее мы зададим вопрос «Почему не работает?!», если связь вдруг пропадет. И «вдруг» здесь ключевое слово. За бесперебойную мобильную связь отвечают инженеры базовых станций (БС). Тех самых «вышек», «башен» и «антенн». Как оказалось, эта работа полна приключений и испытаний для характера. Большая высота, большой снег, большая вода, волки — малая часть того, с чем приходится сталкиваться полевым инженерам связи.

 

Ясная голова и крепкие нервы

«Да, отсидеться в офисе не получится, — смеется наш собеседник Алексей Костов, — Работать в „полях“ придется сразу. Меня с первого дня начали знакомить с самыми отдаленными уголками Саратовской области, дали возможность любоваться на красоты родного края с высоты птичьего полета. Здесь я прокачал выносливость, перенося тяжелые блоки оборудования и инструменты. И находчивость, решая разные задачи: как найти самый короткий путь к базовой станции на пересеченной местности, например, или как переместить оборудование по снегу, имея 2 пары лыж».

Алексей Костов работает инженером базовых станций компании «МегаФон» вот уже 9 лет. Как рассказывает сам, прошел путь «от сохи, от отвертки» до руководителя службы эксплуатации сети. Сейчас в команде 33-летнего Алексея Костова 12 полевых инженеров. Говорит, что попасть в их ряды непросто. Кандидаты проходят длительный отбор и строгий испытательный срок.

«У компании высокие требования к кандидатам. Здесь нужны специальные технические знания. Задача связи — передавать информацию от источника к абоненту без ошибок и искажений. Задача инженера БС — настроить оборудование, запрограммировать устройства так, чтобы они предоставляли данные и поддерживали связь. Телефон при этом должен четко ловить сеть, а интернет в нем просто «летать». Инженер БС должен уметь строить алгоритмы, понимать, как связать все элементы сети. Поэтому все ребята у нас с высшим образованием: технический университет, СГУ (физфак) и т. д., — рассказывает Костов. — Кроме того, должно быть желание постоянно учиться новому. Из практических навыков обязательно нужно уметь водить автомобиль и иметь водительские права. На выезды мы ездим сами. Нужно уметь хорошо ориентироваться в сетке дорог на местности, чтобы в случае экстремальной ситуации, проложить верный маршрут к месту, где находится базовая станция. Иногда все это вместе превращается в занимательный квест.

1
Алексей Костов

При жалобах на ухудшение качества связи от абонентов, нужно ясно представлять схему прохождения радиосигнала, где могла возникнуть проблема. В голове приходится держать конфигурацию множества узлов связи, чтобы определить, какой узел сейчас работает неправильно. Ну и крайне необходимо быть готовым работать в экстремальных условиях: на высоте, в снег, в дождь, в палящий зной».

 

Время приключений

Сами инженеры шутят, что их работа — мечта пятиклассника.

«Мы лазим по крышам, штурмуем разные высоты от 60 до 100 метров, много проводим времени на природе, путешествуем по области, пробираемся через густые заросли или глубокие сугробы. Застреваем в грязи, плаваем на лодках. Романтика одним словом, — улыбается Алексей Костов. — Зато не поправишься, лишних килограммов точно не наберешь, укрепишь здоровье, натренируешь ноги и разовьешь легкие».

Нередко, по словам нашего собеседника, полевые инженеры попадают в неожиданные ситуации — от экстремальных до курьезных:

«Пару лет назад в Аткарске высоко поднялась вода, было подтопление. Одну из наших станций тоже затопило. Изначально нам сообщили, что одна из площадок остановилась. Не целиком, а просто какое-то из устройств на станции выдает ошибку. Учитывая, что эта БС покрывает целый район города и там крупное и важное сетевое оборудование, решать проблему нужно было срочно и быстро. Ведь в условиях подтопления от наличия мобильной связи зависят самые важные и критические вопросы, например, прибытие скорой медицинской помощи.

 

2

 

До станции помогли добраться спасатели — перевезли наших ребят на лодке и оставили. Потом обещали за ними вернуться. Так вот, уже на месте инженеры обнаружили, что станция на 40-50 сантиметров погрузилась в воду и остановившееся устройство под ней.

Связистам пришлось, не жалея сил спасать от воды все оборудование, поднимать повыше, вылавливать утопленное. Менять его, налаживать. Сначала они работали вдвоем. Потом к ним приплыла другая пара инженеров. Уже сами на лодке. Помогли все донастроить. Обратно поплыли на лодке вчетвером. Спасателей, к сожалению, так и не дождались, у них и без нас было дел по горло, речь шла о человеческих жизнях.  

 

 

Ну, а в остальном вода серьезных проблем не доставляет. Разве что в сильный дождь весной или осенью рискуешь застрять где-нибудь в поле и потом долго вызволять машину. В исключительных случаях приходилось пешком идти до ближайшего населенного пункта за помощью. После таких приключений ребята, бывало, только под утро возвращаются назад.

Зимой тоже весело бывает. На некоторые базовые станции в Озинском, Алгайском и Ершовском районах мы зимой добираемся на лыжах. Несмотря на то, что в основном базовые станции находятся поблизости от населённых пунктов или по крайней мере недалеко от трассы, последние 300-400 метров приходится добираться от транспорта своим ходом. Зимой, конечно, тяжело от специального защитного обмундирования. Но у нас хорошие охотничьи лыжи. В одной паре сам идешь, вторую приспосабливаешь как полозья, грузишь на них оборудование и инструмент и тащишь за собой. А там, уже по погоде, если больше 10-15 см снега с оборудованием добраться до БС уже совсем не просто. А после обильного снегопада, когда снега по пояс, — становится героической задачей. Но самое неприятное это степные зимние ветра. Порой мерзнут ноги, кисти рук и даже глаза — единственное открытое место, если не спрятать их под лыжными очками. Чувствуешь себя примерно, как полярник в Антарктиде. В этом году попробуем заменить лыжи новыми снегоступами. В них, может быть, побыстрее будем двигаться — заодно и согреемся. 

 

3

 

Наша работа порой дарит нам уникальную возможность познакомиться с дикой природой чуть ближе. В Новоузенском районе, например, если задержаться на станции до ночи, можно встретить волков. К счастью, несмотря на грозный вид, они ни разу не проявили открытой агрессии. Но даже если видишь силуэт волка на приличном расстоянии, холодок по спине все равно пробегает. Слышно вой, и видно, как огоньки волчьих глаз светятся в темноте. Так что нескучная у нас работа, и очень важная».

 

Без «белых пятен» на карте покрытия

По словам Алексея Костова, сейчас 12 инженеров вполне достаточно, чтобы обслуживать порядка 1000 объектов различных поколений связи, которые были построены на территории Саратовской области компанией «МегаФон». Двое инженеров постоянно находятся в отдаленных от столицы области районах — в Балаково и в Балашове. Самая дальняя базовая станция у оператора расположена в 370 километрах от Саратова. Это Озинский район — Заволжское МО.

4

«За последние годы компания полностью обновила оборудование. Это уже не масштабные установки, для обслуживания которых раньше требовались строения размером с небольшой вагончик, а компактные модули, сравнимые, ну скажем с обычным шкафом для одежды — говорит наш собеседник. — Кроме того, «МегаФон» активно модернизирует и развивает сеть, так как количество информации, передаваемой по ней, постоянно растёт. Суммарный прокачиваемый объем пакетного трафика в сети 4G. исчисляется уже сотнями терабайт в сутки. В период самоизоляции, когда люди массово переходили на удаленную работу, нагрузка на сети резко возросла, но качество наших услуг связи при этом нисколько не снизилось. Чтобы обеспечить хорошие скорости, мы точечно вводили новые базовые станции и увеличивали емкость.

А ведь еще 9 лет назад, помню, как в начале еще своей работы в компании приезжали в село, которое было расположено в низине. На подъезде к нему, на возвышенности, постоянно стояло много машин. И люди вокруг ходят, по телефонам разговаривают. Просто в самом селе связи не было, а здесь, на холме, была.

Сегодня искать место повыше нет необходимости. Вокруг нас очень много БС, способных предоставить отличный сигнал даже в глубинке.

Кстати, в крупных городах Саратовской области МегаФон в этом году продолжает развивать сверхскоростную сеть LTE Advanced. Это значит, что передача данных у абонентов происходит на максимально возможных скоростях. Есть локации, где скорость превышает 100 Мбит/сек, но нужно учесть, что многое в вопросах скорости интернета зависит и от пользовательского устройства абонента. 

 

5

 

Те редкие неполадки, которые сейчас возникают на сети, мы, конечно, можем устранить дистанционно прямо со своего рабочего места. Но всё же, если требуется физическая замена какого-то оборудования или детали, то без выездов на место никак не обойтись. Поэтому наши лыжи всегда готовы к выезду».

МегаФон — лидер по числу базовых станций в России. 248 000 объектов связи (по данным Роскомнадзора за 1 квартал 2020)

С начала 2020 в Саратовской области МегаФон запустил и модернизировал больше 140 базовых станций 4G.

В нашем регионе доля площадок с высокоскоростным интернетом 4G составляет 73% от общего числа базовых станций.

По оценке экспертов международной исследовательской компании Ookla МегаФон четвертый год подряд признается лидером по скорости мобильного интернета в России, в том числе в Саратовской области. Средняя скорость скачивания в 4G сетях региона составляет чуть больше 27 Мбит/сек.

С середины 2020 года интернет стал работать еще быстрее у абонентов МегаФона в районных центрах. Скорость загрузки интернет-страниц в Калининске, Самойловке, Озинках, Дергачах, Пугачеве, Аткарске, Петровске, Новоузенске и т. д. уже сравнима с абонентами Саратова, Энгельса и Балаково. МегаФон обеспечивает быстрый интернет и в селах. В Орловском Марксовского района скорость скачивания сейчас даже обгоняет областной центр.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции