Индустрия кинопроката в России в нынешнем году так и не смогла восстановиться до уровня доковидного 2019 года. По прогнозам участников отрасли из-за ограничений и оттока зрителей она недополучит до конца года порядка 15 миллиардов рублей. Ассоциация владельцев кинотеатров недавно направила письмо премьер-министру, в котором просит продлить меры поддержки. В Саратове на этом фоне началось какое-то свое и как всегда особенное «кино». Представителям власти и ностальгирующим горожанам вдруг резко понадобились для всеобщего блага кинотеатры, которые прекратили показывать фильмы еще в 1990-х или закрылись в последние годы из-за роста конкуренции со стороны крупнейших национальных киносетей. Причем растет число тех, кто предлагает просто отобрать у бизнеса здания, до которых 30 лет всем не было никакого дела.
На днях президент России Владимир Путин заявил, что российская экономика «полностью преодолела спад», спровоцированный пандемией коронавируса, а ВВП страны вышел на докризисный уровень. Индустрия кинотеатров — тот сектор экономики, где этого пока не произошло.
Удар ниже кассы
2019 год стал рекордным для рынка кинопоказа России за всю историю наблюдений: совокупные сборы составили 852 миллиона долларов. В кинотеатрах было продано без малого 227 миллионов билетов, что позволило РФ стать крупнейшим рынком кинопроката среди стран Европы.
В начале 2020-го у отрасли были надежды на повторение успехов 2019-го, поскольку почти каждая крупная студия готовилась к масштабной премьере, и это сулило кинотеатрам новые большие сборы.
Однако уже в марте из-за коронавируса правительство РФ ввело полный запрет на работу кинотеатров, концертных площадок, театров и других общественных пространств. Производители фильмов стали массово отменять и переносить премьеры.
Кинотеатры в нашей стране были закрыты на срок от 4 до 9 месяцев. Работать им разрешили лишь с большими ограничениями.
Совокупные кассовые сборы фильмов в нашей стране обвалились с 55 миллиардов в 2019-м до 22-х миллиардов рублей в 2020-м, а количество проданных билетов упало почти на 60 процентов. В мире кассовые сборы по сравнению с 2019 годом рухнули на 72 процента. Не так много отраслей экономики столкнулись с таким сокрушительным обвалом доходов, который заранее не мог предвидеть никто.
Фильм про выживание
Осознать глубину падения сборов в Саратовской области помогает статистика единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). В частности, данные по сборам за 8 месяцев (с 1 января по 1 сентября) за последние несколько лет.
В 2015 году сумма валовых сборов от платного показа фильмов на территории Саратовской области за этот срок составила 282 миллиона рублей. В 2016-м — 351 миллион, в 2017-м — 390 миллионов, в 2018-м — 369 миллионов.
В 2019-м году сборы выросли до 432 миллионов рублей. А в 2020-м провалились ниже отметки в 200 миллионов.
В текущем году за 8 месяцев работы кинотеатры собрали 314 миллионов рублей. Это, конечно, лучше, чем в прошлом. Но по сути сборы от кино в нашем регионе откатились примерно на уровень шестилетней давности.
Саратовские кинотеатры, как и заведения общественного питания, в 2020 году были вынуждены в прямом смысле биться за существование.
Так, в конце июля 2020-го сотрудники кинотеатров Саратова устроили акцию, в ходе которой упрашивали губернатора Валерия Радаева разрешить им возобновить работу. В руках они держали плакаты с лозунгами «Нечем платить за ипотеку!», «Хотим работать!», «Мы безопасней, чем автобусы и маршрутки», «На одних макарошках долго не протянешь!» и другие подобные воззвания.
В 2019 году кинотеатры, действующие на территории Саратовской области, собрали на показах фильмов 634 миллиона рублей. В 2020-м — менее 280 миллионов. То есть, выручка снизилась более чем вдвое.
Всё это повлияло не только на сами заведения, но и на их смежников и партнеров.
В нынешнем году кинотеатры не смогли восстановиться до уровня 2019 года. Серьезное падение их доходов, в частности, подтверждают данные по летним «сезонам блокбастеров». Период с 1 мая до конца августа называют так потому, что голливудские студии в это время чаще чем обычно выпускают в прокат высокобюджетные премьеры.
С 1 мая по 31 августа 2018 года кинотеатры Саратовской области, по данным ЕАИС, собрали на билетах 150 миллионов рублей. За тот же период 2019 года — 191 миллион. В нынешнем году — 122 миллиона.
Таким образом, падение сборов в Саратовской области в «сезоне блокбастеров» в нынешнем году по сравнению с 2019-м составило примерно 36 процентов.
Кассовые сборы в России и странах СНГ упали по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 39 процентов. И это при том, что средняя цена билета выросла.
Взрыв из прошлого
На фоне этих очевидных проблем индустрии в последние недели в Саратове разворачивается удивительная кампания с требованиями возродить показ фильмов в ряде кинотеатров, которые ранее закрылись по экономическим причинам. А именно — в «Экране», «Саратове», «Победе» и «Пионере».
Представители власти и общественники убеждены, что эти кинотеатры являются «объектами соцсферы» (?! — авт.). И призывают правоохранителей проверить, каким образом они оказались в частных руках. Прокуратура эти настроения и идеи поддерживает.
Почему кинотеатры перестали показывать кино? Есть ощущение, что защитники кинопоказа даже не пытались осознать эти причины.
«Экран» был переделан в развлекательный комплекс много лет назад, когда бизнесу в стране вообще не приходило в голову инвестировать в возрождение кинотеатров. Советская система проката была ликвидирована. Новая система по сути даже не начала формироваться. Отрасль кинопроизводства СССР лежала в руинах.
Судьба «Саратова» тоже никого не интересовала в эпоху упадка кинопроката, который для этого конкретного кинотеатра длился около 15 лет. Когда инвесторы решили вложиться в реконструкцию «Саратова» в 2005-м, в самом большом по численности населения Ленинском районе города действующих кинотеатров вообще не было. И это, кстати, не волновало тогда ни мэрию, ни правительство области, ни депутатов Госдумы.
«Саратов» на десяток лет получил статус монополиста и неплохо зарабатывал. Но уже тогда было понятно, что появление поблизости мультиплекса (многозального кинотеатра) в составе крупного торгового центра быстро поставит под угрозу экономическую стабильность «Саратова». Ведь мультиплекс позволяет зрителям выбирать из нескольких одновременно идущих фильмов в нескольких залах. А также продлить досуг до или после просмотра кино в магазинах и заведениях общепита, не покидая здание ТЦ.
В случае с «Саратовом» новых мультиплексов поблизости появилось сразу два: с некоторой разницей во времени заработали крупные торговые комплексы «Галерея Тау» и «Хэппи молл» и в каждом из них открылся современный кинотеатр.
Таким образом, против одного зала «Саратова» начали играть сразу 15 залов в двух ТЦ. Кинотеатр вполне предсказуемо такую конкуренцию не вытянул.
За полтора с лишним года до пандемии, летом 2018 года, на сайте заведения появилось сообщение о том, что кинотеатр «закрыт на реконструкцию». После этого работу он не возобновил.
Кинотеатр «Победа» с тремя залами, у которого какое-то время тоже была фора в виде отсутствия конкурентов в центре города, получил соперника вообще в буквальном смысле через дорогу — в виде открывшегося несколько лет назад кинотеатра Oscar в здании торгового комплекса «Победа плаза».
В марте 2020 года, после старта режима «самоизоляций», собственники юрлиц, которые контролировали «Победу», сообщили министерству труда Саратовской области о том, что сотрудники кинотеатра будут уволены в связи с ликвидацией организации. Позже здание кинотеатра вместе с участком было выставлено на продажу.
А мужики-то не знают…
Впрочем, главный вопрос, который неизбежно появляется при взгляде на ту возню, которой вдруг решили заняться взрослые серьезные люди, формулируется просто: с какого, простите, перепуга кинотеатры в Саратове в 2021 году вдруг сделались «объектами социальной сферы»?
Особенно с учетом того, что 30 лет подряд они были вполне себе бизнесом, который у власти ничего не просил и не требовал, — и всех это вполне устраивало?
Говорить всерьез о том, что кинотеатры служат для населения значимыми объектами соцсферы, можно было в 1920-1970-х годах. Тогда просмотр фильмов в кино был одинаково важен и населению, и власти.
Для граждан СССР поход в кино был одной из самых доступных форм досуга. Власти же система проката позволяла через «важнейшее из искусств» (как кино называл советский вождь Владимир Ульянов-Ленин) доставлять в мозги советского кинозрителя необходимые для советской идеологической машины тезисы и идеи. А также зарабатывать огромные деньги на сборах от проката игрового кино.
Сегодня мы живем в реальности, которая радикально отличается от ситуации 1991 года, когда вместе с СССР рухнула советская система кинопоказа.
Кинофильмы теперь можно смотреть 24 часа в сутки 365 дней в году разве что не на утюгах. Львиная доля граждан России всех возрастов так или иначе обладает техническими устройствами, от смартфонов до телевизоров, которые позволяют потреблять фильмы и сериалы в любое удобное время практически в любой точке пространства. Чем многие саратовцы, кстати, регулярно и занимаются.
При этом стоимость похода в кинотеатр в выходной день условной стандартной семье из трех человек может обойтись в сумму, равную месячным затратам этой семьи на пакет услуг телефонной связи, кабельного ТВ и безлимитного интернета.
Наверное, в небольших городах области и сельских районах кинотеатр или кинозал по-прежнему в большей степени — объект соцсферы, а не бизнес-актив. Попросту за неимением других заведений. Но вряд ли логично считать кинотеатры «объектами соцсферы» в Саратове, где многие люди смотрят кинофильмы и видеопрограммы на смартфонах в транспорте по дороге на учебу и работу.
Потребности граждан в просмотре фильмов сегодня кроме кинотеатров с лихвой удовлетворяют множество других участников информационного рынка.
В последние годы с огромной скоростью растут всевозможные видео- и стриминговые сервисы. Они позволяют любому обладателю технического устройства для приема данных смотреть кино из гигантских онлайн-библиотек в любое время и в любом месте, где есть возможность получать интернет-трафик по кабелю или по воздуху через системы связи.
Как можно считать кинотеатры «объектами социальной сферы», если по сути они — объекты индустрии развлечений, шоу- и медиа-бизнеса?
Если человек сломал ногу и не получил экстренную помощь, потому что чиновники продали здание травмпункта, — это действительно проблема и трагедия. Причем чреватая потерей здоровья, а то и жизни. Просмотр фильма в кинотеатре в 2021 году точно не является для кого бы то ни было жизненно важной услугой, без оказания которой могут произойти необратимые негативные последствия.
В жанре абсурда
В сожалениях про кинотеатры у многих саратовцев присутствует комплекс эмоций и чувств, которые принято именовать ностальгией. Одни ходили в конкретные кинозалы с друзьями. Другие с родителями. Третьи впервые отправились туда на свидание и поцеловались на заднем ряду…
Такие воспоминания ценны. Но ими невозможно оплатить аренду, налоги, зарплаты и расходы на содержание, капитальный и текущий ремонт зданий. Кстати, это невозможно сделать также результатами опросов и чужими обещаниями в соцсетях, из серии «Вот если бы он открылся заново, то я (мы) стал (а) бы непременно там снова смотреть кино!». Равно как и прекрасными идеями использования зданий, если за ними не стоит готовность автора идеи вложить в нее свои деньги.
«Пионер» на Проспекте Кирова в начале нулевых стал первым современным кинотеатром города с новейшим оборудованием. По мере роста конкуренции на рынке в 2017 году он был превращен в культурный центр. Затем изменения продолжились, и к настоящему времени в здании появилось заведение общепита под международной вывеской и продуктовый магазин крупнейшей российской сети. И если кафе и бургеры в бывшем «Пионере» общественность еще как-то стерпела, то по поводу продуктового магазина в соцсетях теперь бушует буря негодования. Мол, как можно торговать едой в любимом кинотеатре?!
Однако возмущенной общественности хочется напомнить, что «Пионер» был устроен в сооружении, которое изначально было выстроено как католический костел во имя Святого Климента. Каменное здание храма с двумя башнями возвели на месте деревянного костела в 1878–1880 годах. В 1930-х храм закрыли, башни снесли, а изуродованный остов при участии архитекторов из Ленинграда переделали в киноцентр. В 1965-м здание перестроили еще раз.
Если знать историю этого здания, то возмущение продуктовым магазином выглядит нелепо. Почему магазин — это плохо, а комедии, триллеры и детективы, которые демонстрировали в бывшем храме десятилетиями, — это хорошо?
«Фарш невозможно прокрутить назад», гласит известная фраза. Может тогда оскорбленным горожанам в случае с «Пионером» следует попытаться «прокрутить фарш назад» не до этапа восстановления кинотеатра, а прямо до точки возрождения немецкого костела?
Вспомнить всё
Другой аспект проблемы — это дальнейшие перспективы кинотеатров вообще.
Не исключено, что ситуация с коронавирусом продолжит развиваться по плохому сценарию и властям снова придется вводить жесткие ограничения. Кинотеатры тогда повесят замки на двери в числе первых, как это было в прошлом году.
В такой ситуации и с учетом цифрового настоящего, в котором мы живем, усилия по прессованию бизнеса за то, что он не использует здания кинотеатров по назначению, выглядят странно. Может быть, для кого-то это станет откровением, но деньги на содержание зданий и на налоги не самозарождаются в кошельках владельцев просто так сами собой. Их нужно каким-то образом с помощью этих сооружений еще извлечь.
Не все, но многие бывшие кинотеатры Саратова представляют собой ценность в качестве объектов архитектурного или культурного наследия. И по этой причине должны быть сохранены в качестве неизменных сооружений.
Однако это автоматически не означает, что в них надо непременно до скончания веков лишь показывать кино. Это вообще разные темы — ценность объектов, их сохранность и их использование.
В странах мира, которые принято называть «развитыми», есть множество примеров самого разного применения сооружений независимо от их первоначального назначения. Старые фабричные корпуса по всему миру активно переделывают в жилье, отели, офисы и общественные пространства. Заводские цеха превращают в выставочные центры. На вокзалах (в том числе действующих) проводят показы мод, концерты и дискотеки. Никто не застревает на идее о том, что первоначальное назначение зданий — единственно возможное, и его нужно сохранять любой ценой.
В Саратове внимание власти к бывшим кинотеатрам на протяжении почти трети века после развала Советского Союза было нулевым. Это позволяло бизнесу сохранять их и извлекать из них прибыль в том случае, если не получалось зарабатывать на показе фильмов.
За этот срок одни здания кинотеатров в городе ушли в небытие, другие используются самыми разными способами. Об этом наше издание подробно писало в большом обзоре «11 кинотеатров Саратова, где больше никогда не покажут кино».
В здании кинотеатра «Родина» работает «Магнит». Брат-близнец «Родины» кинотеатр «Маяк» тоже давно превратился в торговое заведение. Торгуют и в бывшем «Комсомольце». «Центральный» на Проспекте Кирова и «Красноармеец» на 1-й Дачной много лет назад были перестроены в развлекательные клубы.
Если сейчас начинается активная кампания в отношении кинотеатров «Экран», «Победа», «Пионер» и «Саратов», означает ли это, что остальным владельцам бывших кинотеатров следует тоже приготовиться к «обратной экспроприации»?
Обяжут ли все бывшие кинотеатры в обозримом будущем снова крутить кино? Если да, то на основании каких законодательных актов? А если нет, то почему внимание к бывшим кинотеатрам столь избирательное?
В бывшем кинотеатре «Космос» в Заводском районе много лет квартирует детская школа искусств. В бывшем «Летнем кинотеатре» в Сквере имени Кирова в том же Заводском — детско-юношеская спортивная школа. В бывшем «Темпе» — муниципальный театр. Их тоже выгонят ради показов фильмов? Или им повезет остаться на местах, потому что они — «объекты соцсферы»?
За чей счет кино?
Дискуссия о судьбе бывших советских кинотеатров, которая набирает обороты в Саратове, во-первых, запоздала как минимум лет на двадцать пять.
Во-вторых, она была бы, наверное, логичной, если бы мы жили без коронавируса и связанных с ним ограничений. Но реальность теперь иная.
Приватизация кинотеатров Саратова состоялась много десятилетий назад. В те времена, когда она происходила, государству было все равно, где и как новые владельцы возьмут деньги на содержание. Важнее было, чтобы здания использовались и приносили налоговые доходы.
Сегодня при очень большом желании власть, конечно, в состоянии заставить бизнес возродить показ фильмов в кинотеатрах. Хотя это кино, вероятно, будет коротким. Потому что работать себе в убыток ни один нормальный предприниматель долго не станет.
Но в целом ситуация требует нормальной и профессиональной дискуссии. А не площадных обсуждений из серии «Давайте заставим бизнес приносить всем добро!» в духе пролетарских героев романа Михаила Булгакова «про говорящую собачку».
Если собственники кинотеатров ведут в зданиях непрофильный, но не противоречащий законам РФ бизнес, то у администраций городов и регионов нет оснований отбирать здания. Если при этом власть считает, что конкретному Саратову остро требуются социальные объекты — кинотеатры, «культурные центры», какие-то новые музеи или еще что-то подобное — то в таких случаях нормальный подход — взять под эти цели у владельцев здания кинотеатров в аренду. Государственные и муниципальные учреждения в виде арендаторов очень нравятся предпринимателям. Потому что они стабильно и гарантированно платят из бюджета.
Еще один вариант — покупка кинотеатров обратно в казну. Тогда надо договариваться с собственниками о цене. Но подход «А давайте просто отберем — и всё» — это ситуация за гранью.
Конечно, в свете последних событий в Саратове деприватизация кинотеатров без компенсации владельцам уже не кажется фантастикой, к сожалению. Но «возмущенной общественности» при этом не вредно понимать простую вещь. Даже если отобрать здания у бизнеса, кому-то придется заниматься перезапуском возвращенных кинотеатров. И это целый комплекс мероприятий, а не только перерезание красных лет под фанфары. Необходимы специалисты с опытом, деньги на эксплуатацию, договоры с дистрибьюторами, расходы на маркетинг и рекламу, промо-мероприятия и много иной разной активности.
Главная же проблема, которая тут начинает маячить, состоит в том, что если бизнесу не удалось сделать конкретные кинотеатры прибыльными еще до пандемии, то вероятность, что это получится сделать у бюджетных структур вообще исчезающе мала.
Если оставить владельцев кинотеатров в покое, они найдут способы использования зданий. Да, это может быть станет выглядеть не так элегантно, как кинопоказ. Но лучше прибыль и налоги, чем пустующие сооружения. Таких в Саратове и так сейчас навалом.
Если же власть заберет кинотеатры обратно в муниципальную или областную собственность и принудительно вернет их в оборот, как «Кинотеатры покорителей…» чего-нибудь или как «культурные центры», то возникает большая вероятность, что на бюджете (города или области) повиснут еще несколько новых убыточных организаций. При этом вообще не факт, что от них будет хоть какая-то реальная польза для граждан.
А заплатят за это «кино» в конечном итоге все те же налогоплательщики.