Еще совсем недавно многие саратовцы обсуждали с друзьями новинки среди местных квестов - где страшнее всего, куда сходить дешевле, где крутые декорации. На пике популярности в нашем городе одновременно действовали 120 квест-площадок. Но ничто не вечно под луной.
В последнее время популярность как-то спала, а в лентах местных информагентств зачастили сообщения типа "семиклассник лишился фаланги пальца во время прохождения квеста". Мы решили узнать, как обстоят сейчас дела в этой индустрии, стоит ли пытаться начинать первый бизнес с организации квестов и на какую сумму рассчитывать при стартапе.
Как начиналось
Точно не известно, где квесты появились впервые. Кто-то говорит в Европе, кто-то – в США. Но главное, что их идея родилась из компьютерных квестов, вроде хита Нэнси Дрю, где персонаж разгадывал сложные логические задачи.
В России прародителем квестов стала популярная автомобильная игра "Дозор". В ней несколько команд колесили от одной локации к другой, искали разбросанные повсюду шифры и проходили задания. Сейчас "Дозора" уже нет. Он уступил место автомобильным квестам и дал толчок к развитию других.
Что сегодня?
Сегодня есть практически все. Если в голову пришла идея посетить квест, то достаточно найти контакты агрегатора. Это своеобразная служба поддержки для тех, кто ничего не знает о квестах. Операторы зададут всего один вопрос: "Что Вы хотите?", и независимо от сложности вашего ответа, подберут что-то подходящее.
Фото из группы vk.com/vnedrenie
Для тех, кто хоть немного разбирается в квестах, все прозрачно. Их несколько видов:
1. Escape room. Те квесты, где нужно выполнить задания и выйти в итоге из игровой комнаты
2. Авто-квесты:
а) Охотография. У вас на руках карта и 10 точек. Ваша задача — вычислить финиш и прибыть на него первым, просчитав самый оптимальный и быстрый маршрут.
б) Фото-охота. Вместо заданий — фотографии. Вам предстоит угадать место в городе, изображённое на фото, и прибыть туда, чтобы найти заветные коды.
в) Охота клад. Игра, которая идёт целую неделю, финалом которой будут раскопки настоящего клада. Собирайте карту и заполучите клад первым.
г) Охота Sport. Гламурные канализации и пафосные стройки. Игра, в которой большую роль играет не мозг, а ваша физическая подготовка.
д) Охота 100. Тренировка для поисковиков. Одна огромная локация и 100 кодов в самых труднодоступных местах. Настоящий тест на внимательность.
е) Охота домой. Незабываемое путешествие, которое запомнится тебе и твоим друзьям надолго. Формально вас просто выбрасывают на произвол судьбы далеко от дома.
3. Пешеходные квесты. Игроки получают интерактивную карту и выполняют задания по всему городу.
4. Экшн-квесты. Активно набирают популярность. Основной акцент делается на спортивных состязаниях, подобных телевизионному проекту "Форт Боярд".
Самыми популярными являются именно квест-комнаты. Если в других квестах подготовка к игре может занять неделю, а желающих не так уж и много, то в квест-комнатах все проще, а атмосфера привлекает целые толпы посетителей.
Операторы агрегаторов вас не обманут, если скажут, что обязательно подберут квест по вашему вкусу. Одни только квест-комнаты можно поделить на несколько жанров: приключенческие, логические, мистика, хоррор, детские и семейные.
Но несмотря на все это, невероятный интерес, наблюдавшийся к квестам еще год назад, постепенно утихает. Стоит ли сейчас открывать свой бизнес в этой сфере и как удержаться на плаву?
Этапы
1. Подбор помещения
"Если говорить о квест-комнатах, то, наверное, самое важное – это помещение. Удобнее, конечно, когда оно у тебя в собственности. С арендой придется хорошо попотеть. Во-первых, не все арендодатели согласятся на перепланировку. А без нее просто невозможно построить квест. Хотя бы минимальная, но она нужна всегда. Другой момент – каждую построенную и снесенную стену нужно согласовать с архитектором и нанести на план БТИ. Если этого не сделать, то можно случайно снести несущую и получить массу проблем и штрафов. Но это вам придется сделать даже в том случае, если помещение у вас в собственности. А еще, многие арендодатели прописывают в договоре, что в случае прекращения аренды, помещение следует вернуть в первозданный вид. А это, как понимаете, дополнительные траты".
При желании квест можно открыть в любом помещении, будь то подвал, бывший завод, офисное здание или жилой дом. Но если поместить его на верхние этажи, то проводить вечерние и ночные игры станет просто невозможно из-за закона о соблюдении тишины. Это сильно ударит по кошельку, если учесть, что пик активности приходится как раз на это время.
- Я считаю, что для хоррор-квестов, например, обособленные здания, вроде заброшенных бань, заводов, больше погружают в атмосферу, чем отдельный этаж в офисном здании. – поделился мнением Сергей Шереметьев, организатор квеста в Пятигорске.
Небольшие статистические данные о размере помещения: если раньше нормальным считался квест в две-три комнаты, то сейчас можно найти и такие, где комнат уже десять.
Кстати, если речь идет о франшизе, то можно за определенную сумму заказать себе квест под ключ. Ну или сделать все самому и отдать дополнительные деньги за открытие франшизы.
В авто-квестах помещение вообще не нужно. Там основные затраты идут на создание "движка", сайта, куда необходимо вбивать найденные коды. Ну и, конечно, на бензин, чтобы все эти коды разместить по городу и на призы победителям.
2. Набор команды
Стандартно в нее входят:
- владелец квеста (сети квестов);
- администратор;
- актер (при необходимости).
Но на этапе постройки необходима помощь нескольких специалистов: сценариста, дизайнера, бутафора, инженера (робототехника), архитектора.
Сценарий – одна из главных вещей для квеста. Мы поговорили с человеком, занимающимся их написанием: "Для того, чтобы создать сценарий, не обязательно быть профессионалом. Достаточно иметь хорошую фантазию и элементарные навыки написания. Если пишешь по книге или фильму, то было бы неплохо ознакомиться с сюжетом. Когда я пишу сценарий, то первое с чего начинаю – это обсуждение бюджета с организатором. Отсюда уже зависит количество и сложность головоломок. Их, кстати, нужно придумывать совместно с инженером. Точнее придумать можно и самому, но вот то, возможно ли это реализовать и как именно – это к инженеру. Он прорабатывает всю автоматику квестов, то есть открывающиеся панели, механические элементы и прочее. Для хоррор-квестов сценарист может еще прописать детали костюмов для аниматора, диалоги актеров. Получить за всю эту работу можно от 30 до 100 тысяч рублей, зависит от объема. Но по большому счету, сценарий можно найти и в интернете".
А вот немного о затратах на бутафорию.
"Есть специальные конторы, которые занимаются изготовлением механической продукции для квестов. А есть и отдельные люди, так называемые "универсальные" специалисты. Реквизит у них может и 5, и 10, и 15 тысяч рублей стоить. Мы, например, заказывали себе маски за 6 тысяч".
Кстати, если в квестах используют холодное оружие или бензопилы, в большинстве случаев они бутафорские. Если даже и используют настоящую бензопилу, то снимают с нее цепь, так что она не сможет принести никакого вреда. Это прежде всего в интересах организаторов, старающихся избежать неприятностей и отгородить себя от несчастных случаев на их площадке.
3. Бумаги
"После того, как все строительные и оформительские работы будут выполнены, необходимо получить разрешение от Роспотребнадзора и прокуратуры, а также пройти осмотр на соответствие правилам противопожарной безопасности - наличие запасных выходов, огнетушителя, системы вентиляции, справки о том, что все деревянные конструкции обработаны соответствующим образом".
Что интересно, безопасность реквизита квестов и уровень страха, например, на квестах-хоррорах никак не проверяются госструктурами. Многие внутренние вопросы подобного рода решаются владельцами крупных квестов самостоятельно. Обсуждаются общие правила, которые повысили бы качество услуг. Существует даже своеобразный черный список гостей.
- Туда можно попасть, если, например, что-то очень сильно или специально сломать, ну или ударить администратора, актера. В крайнем случае – нахамить. Мы, конечно, допускаем таких посетителей на следующие игры, но пристально следим, – поясняет один из организаторов саратовского квеста.
Мы спросили также, хотят ли организаторы квестов введения специальных правил для контроля за качеством услуг на уровне государства, и вот, каким ответом с нами поделился один из них: "Я, на самом деле, за регламент. Существуют такие некачественные квесты, что из-за них портится репутация у других. Приходит команда туда, а потом больше не рискует сходить в другие квесты. Так мы и теряем клиентов".
4. Прогон
Фото из группы vk.com/komnatasaratov
Перед тем, как окончательно открыть квест и зарабатывать на нем деньги, нужно обязательно провести тестовую игру, а при необходимости – несколько. Для таких игр обычно зовут друзей, родственников организаторов, и проходят они, конечно, бесплатно. Такие игры позволяют выявить неудобства и недостатки декораций, логических заданий и прочие несостыковки. Теперь перейдем к конкретике.
Цифры
Для того, чтобы открыть бизнес, нужно иметь на руках от 500 т.р. до нескольких миллионов первоначального капитала. При этом, конечной цифры быть не может – в спецэффекты можно вкладываться до бесконечности.
Несколько лет назад можно было открыть хороший квест в Саратове, имея на руках всего 300 т.р. Постепенно, новые игроки повышали качество квестов, за счет чего увеличивалась сумма вхождения в бизнес. Нет пределов совершенству, как говорится. Но маленьким квестам на начальном этапе пришлось несладко: сети-гиганты буквально поглощали тех, кто не соответствовал их уровню.
Ежемесячные траты:
1. Затрата на аренду (около 400 р./кв.м.)
2. Оплата работы персонала (администратор – 250 р./игра, актер – 250 р./игра)
3. Коммунальные услуги (зависят от размера помещения)
4. Починка реквизита
5. Чай, печенье для гостей (около 2 т.р.)
6. Реклама (10-20 т.р.)
Из этих цифр можно найти ответ, например, на самый распространенный вопрос: профессиональные ли актеры играют в квестах? Если учесть, что все цифры взяты в среднем и округлены, то в месяц с учетом активности можно заработать от 10 до 20 т.р. Организаторы квестов иронично замечают, что мало кто из настоящих актеров пойдет работать за такие деньги. Поэтому чаще всего берутся люди, близкие к этой сфере – начинающие аниматоры, участники студенческих театральных кружков, да и просто студенты, которым нужны хоть какие-то деньги. Конечно, в крупных сетях квестов, где владельцы могут позволить увеличенную зарплату для сотрудников, не исключен вариант тщательного подбора персонала. Возможно, где-то действительно играют профессиональные актеры.
Стоимость игры для команды колеблется от 1 до 3 и даже 6 т.р. (например, в Москве). Эта сумма берется за всю команду, а среднее число игроков в ней - 5-6 человек. Цена, кстати, зависит не от жанра квеста, а от затрат на него и популярности.
- Когда открывается новый квест, организаторы прикидывают, сколько денег уходит на аренду и оплату персонала, ставят ценник и наблюдают. Если затрачено достаточно денег и квест получился качественным, то он пользуется популярностью, и цену оставляют. Если нет, то снижают ее и ждут, пока посетители не скажут: "Вот за такие деньги я готов сюда прийти", – подчеркнул Сергей Шереметьев.
Он же рассказал об отличиях качественного квеста от дешевого:
- Я видел квест, выполненный в стилистике двухэтажного дома. Организаторы постарались и затратили много сил и денег. Там даже зона рецепции выполнена тематически. А в другом квесте вместо стен были какие-то непонятные тряпки, пахло туалетом, персонал общался ужасно. Это сразу бросается в глаза и отталкивает посетителей.
Фото из группы vk.com/komnatasaratov
Мы поговорили с заядлым квестоманом Саратова, и он признался, что за три года существования квестов в нашем городе сходил более, чем на 150 игр. Путем несложной арифметики можно вычислить, что общие траты на увлечение составили около 60 т.р. Это сопоставимо с покупкой старого отечественного автомобиля. Но многие значительно экономят, посещая только бесплатные тестовые игры.
Через 3-4 месяца при хорошей рекламе можно выйти на самоокупаемость. Интересно, что лучшей рекламой владельцы квестов считают "сарафанное радио". Оно работает по принципу: удиви первую команду и получи еще десять. Кроме своей эффективности такая реклама еще и бесплатна. Но для продвижения используются еще социальные сети и наружная реклама.
То, сколько прибыли будет приносить квест в месяц, зависит, конечно, от его популярности. В среднем его может посетить более пятидесяти команд в месяц. В 2015 году, в пик популярности квестов, эта цифра была значительно выше. Сейчас снижение активности сильно бьет по кошельку мелких владельцев отдельных квест-комнат.
Перспективы
В основном, на уменьшение числа квестов влияет перенасыщение рынка. В начале года в Саратове было более 120 квестов. Сейчас – не больше 60. Цифра сократилась вдвое. При такой конкуренции изъяны малобюджетных квестов сильно бросаются в глаза потребителю. Как следствие – остаются только крупные сети, мировые и региональные франшизы, например, "Внедрение", "Выйти из комнаты".
Но конкуренция у квестов – понятие относительное:
- Каждый квест – это уникальный проект. Невозможно найти два одинаковых квеста в пределах одного города. Поэтому конкурировать можно только качеством квестов, – подчеркивает Антон Мизулин.
Кстати говоря, квест – это еще и одноразовая вещь в том смысле, что одна и та же команда вряд ли туда вернется второй раз. Когда посетителей у такого квеста становится очень мало, организаторы дают ему вторую жизнь: меняют задачи, декорации, другими словами, проводят реновацию.
В небольшие города квест-индустрия вообще только-только начинает проникать.
Иллюстрация Алёны Трухниной / © ИА "Версия-Саратов"
Все большую популярность набирают детские и семейные квесты, которые в меньшей степени подвержены влиянию быстротечной моды и всегда остаются интересными для своей аудитории. Такая же ситуация наблюдается у экшн-квестов и логических квестов, рассчитанных на соревнование между несколькими командами. К таким можно отнести, например, уникальный саратовский проект "Готика" от "LOCKation".