Заведующая отделением эндокринологии Саратовской областной больницы Елена Жукова в интервью порталу MedRussia.org рассказала, какой «диагноз» мог быть у Шрека, какие прорывы случились в лечении сахарного диабета и кому подходят инсулиновые помпы.
Врач сообщила, что развитие болезней эндокринной системы может запустить наследственность или некоторые заболевания, например, аутоиммунные. Железы внутренней секреции также могут пострадать от инфекций, иногда от травм, кровоизлияний. «Влиять на эти факторы мы не можем, зато можем выбирать образ жизни, связанный со сниженным риском развития эндокринных заболеваний. В списке факторов риска всегда были и будут курение, ожирение, недостаток подвижности, злоупотребление алкоголем», — отметила Жукова.
Она добавила, что сейчас врачи могут помогать пациентам с различной недостаточностью желёз внутренней секреции, не только поджелудочной, а препараты становятся более эффективными. «Они максимально очищены от примесей, селективно действуют на нужные рецепторы, их переносимость лучше, меньше побочных явлений. Это уже можно назвать большим прорывом», — сказала врач.
«Что касается сахарного диабета первого типа, когда речь идет об абсолютной инсулиновой недостаточности, то здесь разработки ведутся в нескольких направлениях: создании нового продленного инсулина, который способен максимально долго оставаться в организме, разработке новых быстродействующих инсулинов, что позволяет максимально имитировать работу поджелудочной железы, и помповой инсулинотерапии, когда вместо железы работает аппарат. То есть, чтобы сама помпа определяла, сколько нужно добавить и убавить инсулина», — сообщила Жукова.
Врач сообщила, что инсулиновые помпы устанавливаются взрослым по квотам высокотехнологичной медицинской помощи.
«Показания: диабет 1-2 типа с множественными осложнениями. Но нужно учитывать, что установка инсулиновой помпы — это не просто пришел пациент и сказал: „Я хочу!“. Он должен быть обучен, мотивирован к использованию, и обязан продолжать контролировать глюкозу в крови, вести дневники. Если пациент не сможет использовать помпу правильно, есть риск получить осложнения вплоть до комы. Это не аппарат работает за него, а он вместе с аппаратом работает на благо своего здоровья», — рассказала медик. Она поделилась наблюдением, согласно которому в случае, если у человека кнопочный телефон, и он пользуется им как будильником, ответить-позвонить, то ему сложновато будет работать с помпой. «Если же пациент активно пользуется смартфоном, разбирается в гаджетах, идет на взаимодействие с доктором, должен быть хороший результат», — пояснила врач.
Она также отметила, что инсулиновая помпа может быть неудобна тем, кто часто ходит в бассейн, так как в воде с ней быть нельзя, а также людям, которые не хотят, чтобы помпу было видно.
«Некоторые пациенты привыкли к инсулиновым ручкам. Но есть инсулиновые порты, которые подходят тем, кто боится инъекций, особенно детям. Порты устанавливают сроком до пяти дней и через него затем вводится инсулин. Таким образом вместо 25 инъекций за 5 дней человек получит только одну при установке этого аппарата», — сообщила Жукова.
Врач также рассказала, что есть ряд заболеваний, проявления которых можно заметить визуально.
«Чаще всего это патологии надпочечников, гипофиза. Если человек начал диспропорционально поправляться, на коже появились стрии — это знак, что надо обратиться к врачу. Или вдруг заметил, что у него увеличился размер обуви, размер колец, перчаток, укрупнились черты лица, начались головные боли, ухудшилось зрение, огрубел голос.
Такое заболевание, как акромегалия, чаще всего манифестирует между 20 и 40 годами, иногда старше 50 лет, и связана с избыточностью гормона роста. Вследствие чего формируется патологический диспропорциональный рост костей, хрящей, мягких тканей, внутренних органов, а также нарушения метаболизма, состояния сердечно-сосудистой, легочной системы и так далее. Кстати, примером пациента с акромегалией является борец Морис Тийе, который стал зарабатывать при помощи своей специфической внешности и получил сценическое имя «Урод Орг». Позже он стал прототипом Шрека из одноименного мультфильма. Но когда происходят изменения, заметные глазу, значит, с момента заболевания прошел не один год, и они с трудом поддаются коррекции», — объяснила медик.