Все больше экономии, все меньше оптимизма: индекс потребительского доверия в России приблизился к историческому минимуму

Все больше экономии, все меньше оптимизма: индекс потребительского доверия в России приблизился к историческому минимуму
© ИА «Версия-Саратов»

Тенденция к улучшению потребительских настроений, отмеченная в первой половине нынешнего года, к декабрю сменилась на противоположную. Индекс потребительского доверия россиян в третьем квартале года снизился с 70 до 67 пунктов, вплотную приблизившись к историческому минимуму — ниже он был только в 2016 году. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследования The Conference Board и Nielsen.

Индекс складывается из оценки потребителями перспектив на рынке труда, готовности тратить деньги и уровня финансового благополучия. Рост показателя с 68 до 70 пунктов в апреле–июне мог быть связан с позитивным информационным фоном, связанным с тем, что Россия впервые принимала чемпионат мира по футболу, а также жарким летом, полагает директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Константин Локтев.

Снижение индекса осенью, по мнению экспертов, определяется пессимистическими настроениями россиян из-за ослабления рубля, ускорения инфляции и грядущего повышением налога на добавленную стоимость (НДС), которое произойдёт с 1 января. Россияне стали больше экономить, снизилась доля тратящих деньги на развлечения вне дома, сократилось и число граждан, расходующих средства на отпуск. В декабре эксперты спрогнозировали всплеск спроса на товары длительного пользования.

В начале августа президент подписал одобренный парламентом законопроект о повышении НДС с 1 января 2019 года с 18% до 20%. Предполагается, что это даст бюджету 634 млрд рублей дополнительных доходов в следующем году, 678 млрд — в 2020 году, 728 млрд — в 2021 году.

Эксперты полагают, что повышение НДС неминуемо приведёт к росту цен. Удар придётся по наиболее высокотехнологичным отраслям экономики или по тем, которые сильнее всего пострадали в кризис, а также по беднейшим россиянам, считают они. При этом спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что повышение произойдёт не за счёт граждан и по бедным россиянам не ударит, а первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов пообещал, что жизненно важные товары не подорожают.

По данным исследования холдинга «Ромир», больше всего россияне экономят на одежде и развлечениях, а доля тех, кто ни в чём себе не отказывает, с 2012 года сократилась почти в два раза — с 15% до 8%.

В центре развития НИУ ВШЭ считают, что 2019 год станет самым тяжелым в плане развития экономики из ближайшей трехлетки. Именно на него придутся основные риски.

Источник: Коммерсантъ