Вывести на чистую воду. Манипуляции мэрии с контрактом на строительство очистных сооружений грозят Саратову федеральным скандалом

Вывести на чистую воду. Манипуляции мэрии с контрактом на строительство очистных сооружений грозят Саратову федеральным скандалом
© ИА «Версия-Саратов»

В Саратове реализация важнейшего для города проекта по строительству очистных сооружений началась со скандала. Администрация города (возглавляет мэр Михаил Исаев) в лице комитета по строительству и инженерной защите вопреки позиции прокуратуры Саратовской области и здравому смыслу решила, по всей видимости, протащить «своего» подрядчика, невзирая на возможные негативные последствия для города, репутационные, финансовые и прочие риски.

Саратов не один десяток лет ждал начала строительства очистных сооружений. Сейчас все неочищенные стоки напрямую сливаются в Волгу, загрязняя реку. Чиновники много лет не могли подготовить хороший проект строительства очистных в Глебучевом овраге. А когда всё же заказали, вляпались в коррупционный скандал с «фирмой-прокладкой». Годы спустя сотни миллионов рублей начали осваивать, используя финты с манипулированием авансом.

 

Сливы и «прокладки»

В настоящее время очистные сооружения в Саратове отсутствуют. Вода по коллекторам просто сливается с городских улиц в Волгу. Без всякой очистки и фильтрации. Такие сливные трубы есть чуть выше Затона, у моста Саратов-Энгельс, рядом с пляжем Покорителей Волги и в других местах. У города был шанс получить десятки миллиардов на то, чтобы переломить экологическую ситуацию, но власти этот шанс упустили.

Проблема в том, что правительство Саратовской области при губернаторе Валерии Радаеве подало недостоверные данные о том, что в регионе самая чистая вода и нет проблемы со стоками. Согласно поданным сведениям, в Саратовской области объем загрязненных сточных вод на конец 2017 года — 0,003 кубических км в год, в то время как в Астрахани и Марий Эл — 0,04. В итоге регион получил в общей сложности менее 100 миллионов рублей по федеральной программе очистки Волги. Самара за время существования программы (с 2017 года) получила 32 млрд рублей, Волгоград — 24 млрд рублей. Об этом провале и нелепом вранье чиновников не раз говорил председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин.

Пока другие регионы получали миллиарды, Саратов пытался своими силами делать проект строительства очистных сооружений Глебучева оврага. Получилось долго и стыдно. Проект был заказан в 2019 году. Его стоимость составила 17,7 млн рублей. Контракт был заключен с ФГУП «Управления строительства № 3 ФСИН». Потом предприятие было преобразовано в АО «ПУИС „УС-3“ ФСИН России». По следам контрактов с этой фирмой — «прокладкой» возбуждаются дела и идут судебные процессы с ущербом на десятки миллионов рублей. В 2023 году потребовалась корректировка проекта очистных еще на 2,44 млн рублей.

В сентябре 2023 года в Саратов приезжали вице-премьер Виктория Абрамченко и руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова. Но и после этого проект не удалось запустить.

Ровно год назад, в июле 2024 года выяснилось, что проект прошел экспертизу и все готово к началу строительства. Стоимость проекта выросла до 2,85 млрд рублей. Но в правительстве одернули мэрию и заявили, что в основу документов легли данные практически 20-летней давности, которые не отражают объективную картину по площади водосбора и объему сточных вод. Поэтому проект вновь отправили на доработку.

 

Манипуляторы

В феврале 2025 года комитет по строительству и инженерной защите администрации Саратова в очередной раз объявил торги на строительство очистных сооружений. Деньги были выделены только на первый этап. Однако мэрия сама отменила торги и объявила новый аукцион. Начальная цена контракта при этом выросла с 649,2 до 688,8 миллиона рублей, так как объем работ был увеличен (срок исполнения — ноябрь 2025 года). Но увеличение цены — не самое главное. Мэрия переписала условия авансирования работ, сократив размер аванса с 30% до 1%.

Чиновники сделали то, с чем прокуратура Саратовской области пыталась бороться на протяжении предыдущих лет при реализации национальных проектов — использовали механизм манипулирования авансом, чтобы отсеять «ненужных» участников на торгах.

«Суть в том, что на первоначальном этапе размер аванса устанавливался от 1 до 5%, а после заключения контракта увеличивался до 30-50%. Естественно, что организации, не знающие о возможности дальнейшего безосновательного увеличения аванса, не заходили на аукцион. Такие маневры стоили бюджету миллионы. Такая ситуация — в новоузенской больнице, а также краснокутской. Так как заявки участников, которые предлагали сделать дешевле, отклонялись незаконно. С использованием такого механизма заключены практически все контракты 2023–2024 годов», — рассказывал в марте 2025 года о схемах чиновников представитель прокуратуры Иван Гусев в Саратовской областной думе.

Именно для этого, как позже выяснилось, мэрия и отменила первоначальные торги. Причем чиновники прекрасно знали о позиции прокуратуры, но всё же решили провернуть старую схему. Победителем второй закупки было признано ООО «Поволжьестройинвест» (директор — Олег Черабаев), предложившее цену в 650,93 миллиона рублей. Весьма сомнительным стал отказ в принятии заявки первоначального победителя конкурса — ООО «Холдинг СП». Этот подрядчик согласился выполнить работы за 647,48 миллиона рублей, невзирая на минимальный размер аванса.

Основанием для отказа послужили некие формальные несоответствия, которые, судя по всему, могли быть заложены в условиях тендерной документации. Чиновники мэрии написали более 10 страниц о якобы «несоответствии участника закупки требованиям» и «предоставлении участником закупки недостоверной информации». А в конце июня последовал финт, который чиновники обычно делают для «избранных», близких к госзаказам подрядчиков.

24 июня 2025 года комитет по строительству и инженерной защите подписывает дополнительное соглашение № 2 с ООО «Поволжьестройинвест», в соответствии с которым размер аванса увеличивается с 1% до 30%. За искрометным решением чиновников последовало его моментальное исполнение. Подрядчик сразу же получил еще 188 миллионов рублей, хотя обычно выделение дополнительных бюджетных средств — длительная и трудоемкая процедура.

Складывается впечатление, что решение об увеличении аванса для «Поволжьестройинвеста» было продумано заблаговременно. Возможно, еще до подведения итогов конкурса. Для Саратовской области, к сожалению, такая практика является довольно распространенной.

 

«Неправомерное изменение»

Корреспондент ИА «Версия-Саратов» связался с юристом, представляющим интересы ООО «Холдинг СП». Она пояснила суть претензий к мэрии.

«При подаче заявки на закупочную процедуру для строительства объекта капитального строительства «Очистные сооружения ливневого коллектора Глебучева оврага» мы подали для подтверждения сведения о нашем опыте. Мы уже выполняли такие же большие контракты на соответствующую сумму, что предусмотрено 44-ФЗ. Комиссией при рассмотрении заявок предоставленный договор был признан ненадлежащим. Но этот договор субподряда по 223-му ФЗ является подтверждением опыта.

В силу того, что заказчик отказался признавать нас победителем, мы подавали жалобу в УФАС по Саратовской области. Жалоба рассматривалась достаточно долго, на протяжении трех дней. Но УФАС приняла решение, что наша жалоба была необоснованной. При этом не было рассмотрено много существенных моментов, мы подавали жалобу в ФАС России. Её также признали необоснованной. Мы планировали пойти в суд для признания решения недействительным, но с момента закупки прошло уже больше двух месяцев, был заключен контракт.

Сейчас мы обратили внимание, что тот контракт, который был заключен по данной закупке на строительство очистных сооружений, был изменен. В контракте было указано условие: согласно пункту 2.3 аванс был предусмотрен в размере 1%, но 24 июня было заключено дополнительное соглашение об увеличении аванса до 30%, который составил 195 млн 279 тысяч рублей, а не 6,5 млн рублей, как было изначально.

В рамках 44-ФЗ изменение размера аванса не предусмотрено. Так как государственный контракт не отвечает публичным интересам, мы считаем, что это неправомерное изменение. В связи с этим мы направили обращение в Саратовское УФАС, чтобы проверить законность заключения этого дополнительного соглашения. Направляли жалобу ФАС РФ и жалобу в прокуратуру Саратовской области.

В целом, считаем, что действия заказчика направлены на препятствование другим участникам торгов. Такое расходование целевых средств является неправомерным в рамках закона», — заявила юрист.

Компания ожидает ответа из надзорного органа с оценкой действий чиновников мэрии. Такие нарушения, по мнению отсеянного участника торгов, не должны остаться безнаказанными.

 

«Золотой дождь» на фоне постоянных срывов

Сам выбор подрядчика мэрией вызывает подозрения в какой-то заинтересованности властей. Ведь опыт ООО «Поволжьестройинвест» по исполнению государственных контрактов нельзя назвать блестящим. Совсем наоборот. На счету этого подрядчика несколько сорванных контрактов по очень важным для Саратовской области объектам.

Последним ярким примером является строительство набережной в Балаково. После нескольких провалов торгов чиновники решили заключить прямой договор с фирмой из Саратова на 245 млн рублей. Причем фирма Черабаева и тут получала 30-процентный аванс, но к 30 июня 2025 года контракт так и не был исполнен.

Глава Балаковского района Сергей Барулин сообщил, что несмотря на то, что слишком много видов работ ещё не выполнено, он принял решение не продлевать контракт с подрядной организацией. Теперь фирму каждый день штрафуют за просрочку в исполнении контракта. По данным на начало июля, стоимость выполненных работ составила 82,6 млн рублей при фактически оплаченных работах на сумму 131 миллион. В связи с этим прокуратура Саратовской области инициировала доследственную проверку по факту мошеннических действий руководителя ООО «Поволжьестройинвест».

Другой провал в Балаковском районе — строительство дома культуры в селе Быков Отрог. ООО «Поволжьестройинвест» взялось достраивать объект за другим подрядчиком, но закончить работы в первом квартале 2025 года не удалось. Именно такой срок ставили в министерстве культуры области. Но на объекте в марте случился пожар, и сроки пришлось сдвигать. На портале ЕИС «Закупки» контракт до сих пор значится не исполненным. В первом квартале 2025 года новое здание ДК в эксплуатацию, по данным минстроя области, не вводилось.

Еще один очевидный срыв — строительство школы в микрорайоне «Зеленая горка» по заказу ООО «Госжилстрой». По условиям контракта «Поволжьестройинвесту» предстояло выполнить проектно-изыскательские работы и получить положительное заключение госэкспертизы до 1 августа 2024 года (по факту — только в ноябре), а построить новую школу на 275 мест до 1 августа 2025 года. Однако в настоящее время начинается строительство только первого этажа школы, которую очень ждут в Кировском районе. Срыв сроков подставляет правительство Саратовской области и лично губернатора Романа Бусаргина.

Тем не менее власти по непонятным причинам продолжают «накачивать» фирму всё новыми и новыми госконтрактами. В марте 2025 года компания заключила с МУПП «Саратовводоканал» пять контрактов на сумму 200 млн рублей по капремонту водопроводов по улицам Зарубина, Тульская, Орджоникидзе, проспекту Энтузиастов и канализационной насосной станции в поселке Дачный. Эта же фирма будет строить новый корпус дома для престарелых в Саратове в этом году за 213 млн рублей. Фирме Черабаева доверили контракт на 745 миллионов по строительству детского сада на 400 мест на Шуровой горе в Энгельсе.

На фоне невыполненных обязательств по предыдущим контрактам такая щедрость властей выглядит весьма странно.

 

Сухой остаток

Строительство очистных сооружений является важным и стратегическим для города проектом, долгожданным шагом в сторону исправления экологической ситуации и прекращения ущерба, который наносится Волге. Поэтому выбор надежного подрядчика становится ключевым фактором успеха всего проекта. Назначив победителем ООО «Поволжьестройинвест», мэрия рискует втянуть Саратов в очередной громкий скандал. До ноября времени на завершение первого этапа, учитывая объемы работ, остается немного. А на подрядчике «висит» ещё ряд объектов, в том числе просроченных.

За строительством очистных сооружений в рамках проекта «Оздоровление Волги» пристально следят на федеральном уровне. В других регионах из-за некачественных работ и срывов уже возбуждались уголовные дела. Год назад заместитель председателя Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанна Рябцева («Единая Россия») комментировала срыв начала строительства очистных сооружений в Глебучевом овраге.

«Важно, чтобы руководство регионов понимало, что просто „освоить“ федеральные деньги и забыть про них — не получится. Спрос будет», — предостерегла депутат ГД. Услышали ли её в Саратове, остается только гадать.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции