Во сколько обошелся первый фильм и почему не снимают шедевры: режиссер Андрей Звягинцев открыл «Саратовские страдания»

Во сколько обошелся первый фильм и почему не снимают шедевры: режиссер Андрей Звягинцев открыл «Саратовские страдания»
На фото: Андрей Звягинцев / © ИА «Версия-Саратов»

Сегодня, 27 сентября, в рамках XV кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» началась встреча с режиссером и сценаристом Андреем Звягинцевым. 

Перед тем, как режиссер вышел к гостям, на экране показали видеоролик с кадрами из его фильмов и отрывками интервью. Затем Андрей Звягинецев занял подготовленное место перед зрителями. Диалог начался с воспоминаний режиссера о том, что он один раз был в Саратове давно. 

Первый вопрос задала девушка, которая поинтересовалась у режиссера о его отношении к героям, в частности, любит ли он их. «Я уже не раз слышал эти вопросы. И некоторые выступающие заходили дальше и говорили за кадром, что дескать режиссер не любит своих героев, да что уж там, не любит людей. И добавляли — русских. Начнем с легкого, с того, как я отношусь к персонажам. Фильмы делаются несколько лет, герои с тобой живут годами. Когда появляются деньги, то начинается процесс, еще несколько месяцев снимаешь, несколько месяцев монтируешь. Уходит два года жизни. Это невозможно делать без любви и привязанности к персонажам. Все дело в нас самих, находим ли мы силы понять и разглядеть в другом человеке такого же, как ты. Все дело в глазах смотрящего», — пояснил Андрей Звягинцев.

Затем председатель региональной Общественной палаты Александр Ландо поинтересовался, почему в последнее время не снимают шедевры. «Раньше цензура мешала, сейчас нет», — уточнил он. 

Андрей Звягинцев рассказал, что молодые режиссеры испытывают большие трудности, чтобы найти возможность выразить себя. «Раньше цензурные интенции укладывались в идеологию. А сейчас давят деньги. Тебя просто не профинансируют. Мне крупно повезло, я по образованию актер, в 2000 году получил возможность снять полнометражный фильм. Продюсер Дима Лесневский. И мы сняли „Возвращение“. Мне нравится поговорка „Ты сначала работаешь на авторитет, а потом он на тебя“. Мы сняли кино за 450 тысяч долларов. Мы затыкали дыры невероятным энтузиазмом. Все были в шоке. А уже с „Изгнанием“ мы роскошествовали. А потом попал к такому продюсеру, что совсем забыл о том, что такое искать финансирование. Высокий бюджет — это качество. В моих картинах нет бюджетных денег, за исключением одного. Как это не парадоксально, это „Левиафан“. „Министерство культуры представляет“ — начало фильма. А они даже не представляли», — объяснил Андрей Звягинцев.