В редакцию ИА «Версия-Саратов» обратились жители дома № 14 на улице Краснодарской в Энгельсе. Они рассказали, что рискуют встретить зиму без крыши над головой. При этом горожане живут не в ветхом строении, а в обычной панельной многоэтажке на 10 подъездов, построенной в 90-е годы. Одна из квартир многострадального дома принадлежит женщине с дочерью-инвалидом детства.
Жильцы дома на улице Краснодарской признаются, что сделали для ремонта крыши все, что могли — прошли целый квест: ушли от управляющей компании, которой были недовольны, создали товарищество собственников недвижимости (ТСН) и попытались починить крышу, выбив деньги из Фонда капитального ремонта. Однако все их усилия закончились ничем.
На стенах квартиры Веры Молотковой в доме на улице Краснодарской видны следы от потоков воды, которые зимой стекали на выключатель и розетку. В нескольких комнатах тогда не было света, и жители сделали временную проводку. Ни один профессиональный электрик не взялся за основательный ремонт проводов. В квартире высокая влажность и отходят обои, под которыми виден грибок… За женщину, у которой нет сил на походы по инстанциям и нет денег на ремонт, и за ее дочь становится страшно.
Вера Молоткова
«Крыша течет годами, но проблема не решается. Этой зимой у нас текло в коридоре, на кухне, в зале и в спальне — вся квартира была в воде. Вода стекала по стенам и всю зиму стояла под линолеумом. Ты по нему ходишь, наступаешь на него — а из швов выступает вода. Это ужасно. Просто ужасно. Мы почти всё время жили на чердаке. В будни по утрам и вечерам сын сливал оттуда воду. Я делала то же самое в выходные. Иногда приходилось и по ночам ее сливать, потому что квартиру внезапно начинало заливать. Это было во время интенсивного таяния снега. Мы подставляли посуду, она наполнялась… Не знаю, как можно выдержать это еще раз. Сил уже нет. Та зима была ужасная», — рассказывает Вера Молоткова.
Женщина живет на 10-м этаже. Но ее соседям снизу не легче. «Когда всё протекло до 9 этажа, соседи снизу тоже начали чистить крышу от снега, сливать воду. После этого соседка получила воспаление легких. Мой сын простудился. Это ведь не один час надо на крыше проводить. И так — каждый день», — говорит Молоткова.
На чердаке и сейчас стоят различные емкости на случай дождя. По словам Молотковой, после частых протечек в доме перестал работать звонок. Провода просто замкнуло. Две комнаты зимой не освещались совсем. Пришла в негодность мебель.
«За ЖКХ мы платим без перебоев. А получаем все эти красоты. В половине комнат — грибок. Жизнь веселая. Дышать страшно. Мы в основном дома находимся, дышим этой зеленью, плесенью. Стараемся чаще проветривать… У меня бронхит, я две недели лечусь и толку никакого. Может, грибок и влажность влияют на мое состояние. Хотим обработать стены от грибка, но гарантий, что он не появится снова, нет. По дому бегают мокрицы. Чего еще не хватает? Чтобы бегали мыши? Мы живем, как в сарае. Даже стыдно за такое жилье. А смысла делать ремонт — нет. Зимой все потечет заново. Да и на какие деньги его делать? Моя пенсия — 10 тысяч рублей. Пенсия по инвалидности дочери — 12 тысяч рублей», — разводит руками жительница Энгельса.
Вера Молоткова сообщила, что несколько лет назад жаловалась в прокуратуру. «Приходила девушка, заходила на чердак, видела течь, была в квартире, ходила в управляющую компанию. Но результата никакого. В этом году я писала жалобу на имя главы района Александра Стрелюхина (позже глава сменился, — прим. авт.). Мне ответили, что УК „Строитель-2008“ обанкротилась, и что с кровлей сделать на данный момент ничего не могут. Еще сказали, что нам чистили снег. Но мы делали это сами. Мы и соседи снизу. Я не могу много ходить по инстанциям, мне не с кем оставить дочь. Не могу особо никуда выйти. Крышу нам уже вряд ли поправят… Как мы будем зимовать? Не знаю. Даже не представляю. Что будет? Где нам находиться? У нас одна квартира. Идти нам некуда», — обреченно говорит женщина.
Жильцы дома на Краснодарской сделали все, что могли, чтобы исправить ситуацию. Люди погрузились в пучину жилищно-коммунальных проблем с головой.
Соседка Молотковой, Елена Твердохлебова, рассказала, что приехала в Саратов из Магадана в 2018 году, и купила квартиру в доме на Краснодарской, увидев ее в интернете.
Елена Твердохлебова
«Нам квартира понравилась. Мы переехали. Правда, потом оказалось, что в доме двор как после бомбежки… Тогда за дом отвечала управляющая компания „Строитель-2008“. Она была под конкурсным управлением. Мы посмотрели на это всё и решили что-то менять. Я всем говорила, что нужно что-то делать, ведь невозможно так жить. Предлагала или новую „управляйку“ искать, или создавать ТСН. За прошлое лето мы провели три собрания жильцов. К осени прошлого года решились на ТСН. Собрали пачку бюллетеней. Официально его создали 6 марта 2019 года», — рассказала женщина, которая является членом правления ТСН.
После этого жильцы выяснили, что в доме 1991 года постройки ни разу не проводилось капремонта кровли. «Если люди жаловались, управляющая компания, насколько я знаю, просто периодически кидала новый слой рубероида на старый. На год его хватало, а потом крыша опять текла. Когда мы создали ТСН, сначала думали „капиталить“ подвал — это ведь основа дома. А потом поняли, что стоит начать с крыши, ведь она текла во всех подъездах», — говорит Елена.
По словам женщины, весной в седьмом подъезде протечки доходили до 7-6 этажа. Вода лилась по той стене, где стоят счетчики. «Люди отключали электричество, лезли на крышу, пробивали ливнёвки, пытались что-то предпринять. Топило катастрофически. При этом, согласно графику, крышу собирались чинить только в 2023 году или позже. Жители писали жалобы и смогли добиться переноса сроков», — сообщила Елена.
Владельцы квартир в доме на Краснодарской перечисляют средства за капитальный ремонт на спецсчет, который находится под управлением Фонда капитального ремонта. После того, как граждане смогли обосновать необходимость трат на восстановление крыши, они выбрали подрядчика и заключили с ним договор.
«Нам предложило свои услуги ООО „СИМУН“ („Строительные и монтажные услуги населению“). Подрядчик Дмитрий Нефедов пришел к председателю ТСН и сказал, что он из Саратова, и хочет зайти на энгельсский рынок. Были еще подрядчики, но они нас не устраивали — в правлении ТСН есть люди со строительным образованием, и им не нравились материалы, с которыми подрядчики хотели работать, или технология, которой они хотели следовать, либо не устраивала цена», — объясняет член правления ТСН.
По ее словам, в результате в апреле 2019 года жильцы заключили договор с Нефедовым. Согласно смете, ремонт крыши обошелся бы в 4,2 млн рублей. На счету дома эти деньги были. Люди выплатили 1,3 млн рублей в качестве аванса и стали ждать.
«Срок выполнения работ — конец сентября 2019 года. Лето прошло. Сейчас над пятью подъездами снята старая кровля, восстановлена стяжка, уложен нижний слой покрытия крыши. Денег, которые мы заплатили, по нашим подсчетам, хватило бы на материалы на восемь подъездов. С 26 августа работы остановились. Мы с подрядчиком разошлись в цифрах. Согласно так называемой «твердой смете», приложению к договору, работ выполнено на 500 тысяч рублей. Ну, с учетом того, что он положил первый слой покрытия — может, максимум на 900 тысяч. Но перед Фондом капремонта мы не можем отчитаться о проведении работ на 900 тысяч. Там свои тонкости… Потом подрядчик просил нас подписать акты приемки работ, и, на наш взгляд, завышал их объемы. Он хотел, чтобы мы подписали документ о проведении работ на 1,8 млн рублей. Мы не видим, что работы были проделаны на эту сумму.
Я все лето жила, как Карлсон, на этой крыше. Я понимаю, что качественно сделанные работы — наша гарантия спокойной жизни, комфортной зимы. В мае подрядчик со всего дома сорвал часть кровельного покрытия. И теперь стало протекать даже там, где люди не дождались управляющей компании, делали что-то за свой счет, тратили на это 50 тысяч рублей. Когда шли дожди — я ходила, покупала клеенку и расстилала на крыше и на техэтаже. Вот так — платишь 1,3 млн и расстилаешь клеенку.
Кроме того, были какие-то перебои с материалами. Было два субподрядчика. Каждый уходил, а потом обнаруживалась нехватка материала. Мы заключили договор о том, что сначала мы выплатим подрядчику 30% от общей суммы, и только потом — оставшиеся 70%. Поэтому я считаю, что сейчас не обязана ему доплачивать. К тому же, у нас в ревизионной комиссии ТСН есть сметчица, которая умеет оценивать объемы работы. Есть люди со строительным образованием. Есть лазерный дальномер. Мы все померили и зашли в тупик», — рассказала Елена.
По ее словам, расторгнуть договор можно только через суд. Но в таком случае жильцы могут не успеть выйти на другого подрядчика.
«Мы можем судиться и требовать деньги обратно. Если обращаться в суд, то, по словам юристов, строительная экспертиза будет стоить от 50 до 80 тысяч рублей. Плюс услуги адвоката. Рассмотрение дела будет идти в течение 3 месяцев. А если будет апелляция? Это не быстро, а нам нужна крыша над головой к зиме. Для того чтобы вывести на кровлю другого подрядчика, нужно опять провести голосование, снова собрать пакет документов и подать их в Фонд капремонта, а затем ждать. В лучшем случае, ждать придется месяц, пока заявку не одобрят», — объясняет член правления ТСН.
Все лето собственники жилья в доме на Краснодарской жили в ожидании окончания ремонта. «Поднимались на крышу, проверяли качество работ. Сейчас все сидят и не знают, что будет дальше. Хорошо, что осень была не дождливая. Но все понимают, что скоро придет зима. Те, кому положили хотя бы первый слой рубероида, еще как-то ползимы продержатся. А остальные? Посчитать убытки от приостановления работ невозможно. Крыша не отремонтирована. Ее нет. Сейчас люди, у которых квартиры расположены на верхних этажах, говорят, что если будет течь, они уже ничего не станут делать. Не будут спасать квартиры. Это отчаяние», — сказала женщина.
Она подчеркивает, что в результате ситуации с крышей пострадал не один человек. «В доме 396 квартир. Проблема массовая. Я писала заявление в полицию, сообщала, что человек взял авансовый платеж, но не отработал его. Еще одну бумагу писала в УБЭП — просила проверить его деятельность. Меня вызывали и опрашивали. Всё. В разные инстанции обращалась. Не знаю, что еще я должна сделать и как помочь людям», — разводит руками член правления ТСН дома.
Получить комментарий подрядчика ИА «Версия-Саратов» пока не удалось — он не брал трубку мобильного телефона.
На днях жильцы дома сообщили, что обращались к главе района Дмитрию Тепину — писали ему в Instagram. Ответа пока не последовало. По словам жильцов, в четверг, 24 октября, подрядчик приезжал на Краснодарскую и обещал начать работы в субботу, 26 октября, а затем — во вторник, 29 октября. Но рабочих на крыше жильцы так и не увидели. На этой неделе в регионе обещают снег.