Огненная вода

16 ноября 2009, 17:49

Ни для кого не секрет, что работы у пожарных хватит всегда. По данным пресс-службы ГУ МЧС по Саратовской области, ежедневно в области происходит 7-10 пожаров, в которых часто люди гибнут, в общем-то, по глупости. Просто потому, что они небрежно обращаются с огнем или не соблюдают элементарные правила пожарной безопасности. Кроме того, число пожаров растет в геометрической прогрессии, если в деле замешан алкоголь. Так, с начала года 66,3% от общего количества погибших (120 человек) были «подшофе». Зачастую люди даже не знают, как вызвать пожарных.

Только на прошлой неделе в огне погибло 7 человек. Поэтому и было принято решение организовать операцию «Жилище-2009», направленную на предотвращение пожаров в жилом секторе. В рамках этой программы сотрудники МЧС проводят проверки противопожарного состояния домов и  инструктаж жителей района. Главной целевой группой этой программы являются неблагополучные семьи, а также лица, злоупотребляющие алкоголем

Ни для кого не секрет, что работы у пожарных хватит всегда. По данным пресс-службы ГУ МЧС по Саратовской области, ежедневно в области происходит 7-10 пожаров, в которых часто люди гибнут, в общем-то, по глупости. Просто потому, что они небрежно обращаются с огнем или не соблюдают элементарные правила пожарной безопасности. Кроме того, число пожаров растет в геометрической прогрессии, если в деле замешан алкоголь. Так, с начала года 66,3% от общего количества погибших (120 человек) были «подшофе». Зачастую люди даже не знают, как вызвать пожарных.

Только на прошлой неделе в огне погибло 7 человек. Поэтому и было принято решение организовать операцию «Жилище-2009», направленную на предотвращение пожаров в жилом секторе. В рамках этой программы сотрудники МЧС проводят проверки противопожарного состояния домов и  инструктаж жителей района. Главной целевой группой этой программы являются неблагополучные семьи, а также лица, злоупотребляющие алкоголем.

12 ноября состоялся рейд сотрудников пожарного надзора Ленинского района совместно с сотрудниками милиции по самым «злачным» в этом отношении местам – так называемой «Вольской петле», и баракам на ул. ОНП-2000.  В ходе рейда журналистам показали и рассказали, как осуществляется эта программа.

2Зона-51

«Вольская петля» расположена между улицами Буровая и Панфилова, рядом с оврагом. По словам начальника отдела ГПН Ленинского района подполковника внутренней службы Александра Курачика, это самая большая головная боль для МЧС-ников и правоохранительных органов. «Там стабильно, как минимум, раз в месяц, бывает пожар, и где-то раз в квартал – труп. Это даже улицей-то назвать нельзя! Фактически она существует, но ее нет ни на одной карте!», - отмечает подполковник. Как потом оказалось, он был прав. Это не улица. Просто ряд хлипких непрочных деревянных построек, внешне напоминающих сараи, которые ютятся друг у друга под боком. Зеркально напротив них в примерно таком же ключе располагаются кирпичные гаражи, всем своим видом словно насмехаясь над их убогостью и бравируя своим превосходством. Покосившиеся деревянные заборчики, кажется, вот-вот рухнут, стоит на них только дунуть.

В петле находятся бараки, пришедшие в негодность и «списанные» еще в советское время, - рассказывает Курачик. Там нет ни отопления, ни электричества. Несмотря на это, там до сих пор живут люди! Только большинство местных жителей, по словам Курачика, «не совсем попадают под это определение». Они постепенно теряют, если уже не потеряли человеческий облик. «Это бомжи, «синяки» и наркоманы у которых есть только одна цель – собрать бутылки, сдать их, а потом «принять». – Александр Владимирович делает характерный жест рукой. О каких правилах противопожарной безопасности здесь может идти речь!?»

1На въезде в Вольскую петлю располагается живописный вид на свежее пепелище, где все еще витает едкий запах дыма и остывшей золы. Это следы недавнего пожара, который произошел здесь на прошлой неделе. Тогда из-за «неаккуратного обращения с огнем в нетрезвом виде» погибло два человека, а барак сгорел дотла. Веский аргумент, лишний раз подтверждающий вышеприведенную статистику. Правда один из домиков в петле, простите за каламбур, стоит особняком среди остальных своих собратьев. Там благополучно живет вполне благополучная семья, состоящая из родителей, маленького ребенка, кошки, собаки и щенка. Их «двор» по сравнению с другими выглядит более-менее ухоженно. У фронтальной стены лежит запас свежих дров, наверняка, рассчитанный на всю зиму. В сенях (а никак по-другому назвать низкий узкий коридор язык не поворачивается) стоит еще одна поленница, которую охраняет симпатичный двухмесячный щенок.

На двери отодвигается занавес из старого одеяла, и нашему взору предстает маленькая комнатушка, в которой довольно чисто и уютно и, несмотря на отсутствие света, в углу стоит компьютер. Хозяйка объяснила это наличием генератора. Сотрудник МЧС проверил состояние печки и предупредил женщину о возможных рисках. Он посетовал, в частности, на отсутствие специального притопочного листа из негорючего материала, который должен быть перед каждой печкой на случай если оттуда что-нибудь выскочит, вроде искры. На вопрос журналистов: «как же вы так живете, неужели вам не страшно?», женщина, вздохнула – «А что делать? Жить-то как-то надо!».

На дне стакана

3Следующая остановка – улица СНП-2000. На этой улице расположены бывшие дачные домики, которые теперь превратились в сараи. Их состояние не просто оставляет желать лучшего. Оно ужасает. Такие «домики» МЧС-ники называют «строения временного пользования» – для них это зона риска номер 1, так как там не соблюдаются почти никакие правила противопожарной безопасности. По нормам обычного человека, они непригодны для жилья, но для местных алкоголиков, которые их облюбовали, это просто верх фантастики.

Для всех присутствоваших на рейде верхом фантастики был сам факт того, что кто-то в них живет. В этом все смогли убедиться, зайдя внутрь одного из них. Это уже само по себе было подвигом и многие из журналистов предпочли остаться снаружи, едва переступив порог этого дома и почуяв сам дух или «душок» времени, с которого там не убирались. От увиденного внутри невольно чувствуешь себя предком медузы горгоны – волосы на голове шевелятся сами по себе. Во-первых, в доме нет пола, а везде, где он должен быть, лежит ковер из разного мусора. Судя по запаху, туалет, что называется, везде.

Изнутри дом выглядит еще более заброшенным, чем снаружи. Одна из комнат завалена обломками и старым хламом. Там же находится полуразрушенная печка, которую все еще пытаются эксплуатировать. У стены приткнулись два старых дивана, на которых вповалку спит нечто бесформенное в количестве пяти штук…трудно подобрать слово, которое могло бы их лучше охарактеризовать. Надо отметить, что у них еще не все признаки социальности атрофировались – на одном диване храпят мужчины, на другом чинно восседают «дамы». Вдруг куча тряпья на коленях у одной из них неожиданно оживает, поднимает голову и выражает недовольство тем, что ее разбудили… Вторая раздраженно повторяет: «Не надо меня снимать!» … Никто, собственно, и не собирался…

По словам сотрудников МЧС, это «ружье» когда-нибудь обязательно выстрелит. Эти люди – первые кандидаты на пожар. С таким отношением к пожарной безопасности, это всего лишь вопрос времени. Проводка неисправна, плитка стоит в окружении горючих материалов, на полу много подверженного горению мусора – тряпья и всякого бумажного хлама. Одна искра, и все вспыхнет! А обитатели этого дома курят и кидают окурки куда попало. И при этом злоупотребляют спиртными напитками. Это еще больше усугубляет работу сотрудников пожарного надзора. «Как можно проводить инструктаж с человеком, который на вопрос «Что ж ты пьешь?!» отвечает – «что придется!» и как ребенок радуется, что его покажут по телевизору уже в третий раз», – говорят сотрудники МЧС.

Есть и более тяжелые случаи, рассказывает подполковник внутренней службы МЧС Александр Курачик: «Более 60% всех пожаров связаны с лицами из неблагополучных семей. На мусорке такая категория людей, если их можно так назвать, живет в шалашах и колодцах ТЭЦ. У них звериные законы. Они могут за какую-нибудь сворованную бутылку спалить своего соседа. А когда приедут пожарные и начнут тушить его «жилище», кинуться на них с монтировкой!».

Несмотря на это, толк от проведенных инструктажей есть, утверждает главный специалист отдела ГПН Ленинского района Александр Фильчаков. - «Цель у них одна – снизить до минимума, не допустить гибель людей от пожара, и риск самих пожаров. Также мы выявляем места, где живут неблагополучные семьи, инструктируем население, проводим воспитательные беседы. В результате можно заметить существенное снижение количества пожаров – примерно на 40%».

«Беседы, конечно, действуют, но не всегда эффективно», – жалуется инспектор ГПН по Ленинскому району Максим Волков. Приходится целенаправленно выявлять подобного рода граждан и привлекать к этому милицию. 35 % пожаров случается по вине лиц в алкогольном опьянении. Работа усложняется еще и тем, что всех охватить просто невозможно».