Залеченные до экстремизма

23 января 2014, 19:41
Залеченные до экстремизма
"Когда ночью стучатся в дверь и вызывают «для разговора», это как называется?"

После того как аткарская активистка Юлия Орлова написала на своей странице в «Одноклассниках» призыв для всех неравнодушных откликнуться и не позволить властям закрыть инфекционное отделение Центральной районной больницы, правоохранительные органы проявили к женщине вполне конкретный интерес. Орловой было выписано предупреждение о недопустимости экстремистских действий. Для 25-тысячного Аткарска это все равно что назвать человека «террористом».

«Когда ночью стучатся в дверь и вызывают «для разговора», это как называется? Предупреждают. Говорят: «Вы пишете в социальных сетях, призываете встретиться, а ситуацию не знаете, поэтому не лезьте никуда». Приехали на трех машинах. Представились: начальник отдела полиции, участковый, еще несколько человек в форме», — говорила Ольга, жительница Аткарска, молодая мать, написавшая в социальной сети о том, что нельзя допустить закрытия детской инфекционки в ЦРБ. Она рассказывала это на встрече районной администрации, членов общественного совета и жителей города, в котором уже три недели детей и взрослых, которым необходима срочная врачебная помощь, везут по убитой дороге 100 километров до Саратова. Встречу организовали руководитель Союза ветеранов силовых ведомств Геннадий Баранов и член Общественной палаты области Светлана Мартынова. Общественница выдвинула свою кандидатуру на должность регионального уполномоченного по правам человека и теперь набирает «очки», пытаясь регулировать конфликты в районах области.

Главным героем эпопеи с закрытием инфекционного отделения в Аткарске стала его обычная жительница Юлия Орлова. Молодая женщина, не связанная с политикой, работает кассиром-продавцом. Когда ей позвонили сотрудники больницы и анонимно рассказали, что отделение закрывается, а им угрожают увольнением, если они будут делать публичные заявления об этом, женщина написала в «Одноклассниках»: «Одни хорошие новости перед праздником! Закрывают детскую больницу в Аткарске. Народ, что творится в нашем городе, все разваливается. Почему мы должны наших деток теперь просто с температурой в Саратов везти! Не верю, что в нашем городе не найдется спонсоров для ремонта детской больницы! Отзовитесь, кому не все равно».

 Залеченные до экстремизма

«Всем, кому не все равно, что будет с нашей детской больницей, пишите, как с вами связаться. Нужно срочно что-то решать. Решили окончательно ее закрыть… Медперсонал, обращаюсь к вам! Не дайте себя запугать, подумайте о завтрашнем дне. Если мы не отстоим больницу, все вы без работы останетесь. А дети — без больницы», — обращалась Орлова в соцсети к медсестрам и санитаркам.

Сами медработники общаться с прессой не спешили, камер пугались. Шепотом и только на правах анонимности рассказывали, как после объявления о закрытии написали заявление «по собственному» и ушли работать кто на дому, кто в другие отделения. Еще говорили, что здание аварийное уже лет десять и ничего не меняется: то лекарств, то  перевязочного материала не хватает, то кормить пациентов нечем.

Залеченные до экстремизма

Главврач аткарской ЦРБ Элеонора Полякова на встрече с журналистами рассказала о том, что отделение закрывать никто не собирался: «Нас никто не закрывал, но деятельность приостановили, чтобы ничего не случилось». Ту же версию озвучил министр здравоохранения области Алексей Данилов: «Мы приняли решение о проведении ограничительных ремонтных работ, в результате чего деятельность отделения была временно приостановлена с 31 декабря 2013 года. Вопрос закрытия отделения не стоял». Интересно, что официальные пояснения поступили только после внимания СМИ и протестов жителей. До этого никто не потрудился объяснить, зачем перед Новым годом, когда у всех служб недельные выходные, закрывать отделение ЦРБ.

Отделение, по словам главврача, открылось после ремонта 21 января. Когда его закрывали, замминистра здравоохранения Жанна Никулина заявляла о нескольких днях: «Я не могу точно сказать сроки, возможно, потребуется двое суток, может быть больше или меньше. Все должно быть сделано в соответствии с нормами». Прошло три недели. Визуально ремонт заключался в постройке деревянной перегородки, отделяющей обрушающуюся часть здания от просто ветхой. Зачем нужно было при этом прерывать работу отделения, не очень понятно.

Залеченные до экстремизма

Есть еще несколько вопросов к главврачу и одновременно к надзорным органам. На сайте госзакупок не было найдено ни одного сообщения о конкурсе на строительную экспертизу, после которой, как рассказала Элеонора Полякова, было принято решение о закрытии. Также нет данных о проведении конкурса на ремонт помещения. Возможно, это объясняет и действия полиции, и администрации.

После записи в «Одноклассниках» на работу к Юлии Орловой пришли сотрудники правоохранительных органов и вручили предупреждение о недопущении экстремистской деятельности. Орлова восприняла это однозначно: «Это предупреждение, что я якобы являюсь организатором какой-то там группировки и готовлю какой-то там митинг. Единственное, что я хотела – нормальных условий лечения для детей всего района и Аткарска». Предупреждение подписано начальником отдела МВД России по Аткарскому району полковником полиции Алексеем Соловьевым. Ни даты, ни печати на документе нет.

Соловьев, кстати, объяснять свои действия отказался, с журналистами встречаться не стал. За правоохранительные органы пришлось отвечать члену общественного совета при аткарской полиции Сергею Сучкову, который попытался пояснить, что документ - не обвинение, а лишь предупреждение о недопустимости нарушения закона. «Его не аткарская полиция придумала, это общероссийский бланк», — разумно заметил Сучков. А дальше началось самое интересное.

Залеченные до экстремизма

«Если бы вы не опубликовали этот документ, никто бы о нем не узнал, — обратился общественник к Орловой. — А так привлекается лишнее внимание. Значит, это кому-то нужно было, в чьих-то интересах».

То же самое заявил и заместитель главы районной администрации Александр Емелин, предположивший, что «раскачивание» ситуации выгодно неким политическим силам. Каким, чиновник не уточнил, а представить, что женщина могла выступить по собственной инициативе, пытаясь защитить право детей на медицинскую помощь, видимо, не смог.

Залеченные до экстремизма

В ответ Юлия Орлова рассказала, какому давлению подвергается не только она сама, но и ее родственники: «Родственница написала вместе со мной обращение, но потом позвонила и рассказала, что ей позвонил ее начальник и заявил: «Закройте Орловой рот, потому что если она не замолчит, вы слетите с работы». Сучков на рассказ женщины заявил, что «этого не может быть», и предположил, что Орлову могут специально вводить в заблуждение, чтобы «стравить жителей и полицию».

Начальник аткарской полиции и автор «предупреждения об экстремизме» Алексей Соловьев встретился с общественницей Светланой Мартыновой за закрытыми дверями в кабинете районного прокурора Дмитрия Болдырева. После разговора Мартынова рассказала, что полиция намерена встретиться с недовольными жителями, чтобы пояснить свою позицию. Что касается Орловой, Соловьев якобы обещал провести проверку обоснованности вынесения предупреждения женщине.

Юлия Орлова уверена, что если бы к проблеме в Аткарске не проявили внимание СМИ, инфекционное отделение, в котором, по словам жителей,  не хватало лекарств и перевязочных материалов, было бы закрыто окончательно. Также как родильные отделения в районах области. Она довольна результатами своего протеста: инфекционное отделение вновь работает, к ЦРБ приковано внимание СМИ и областного руководства. В четверг 24 января в Аткарске ждут зампреда правительства Сергея Канчера, который будет решать вопрос о переносе ЦРБ в другое здание.

Залеченные до экстремизма

«Мне постоянно звонят люди, жители Аткарска. Говорят о поддержке, о том, что они готовы и митинг организовать, если нужно. Я даже не подозревала, что есть столько честных и мужественных людей, готовых меня поддержать», — рассказала Юлия Орлова.

От полиции женщина ждет только публичных извинений.