С 1 августа в России вступил в силу так называемый закон о блогерах, обязывающий владельцев интернет-страниц, "доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей", включаться в реестр Роскомнадзора. После получения от ведомства соответствующего уведомления блогеры должны будут указывать информацию о себе на своей странице и соблюдать целый ряд обязательств, нарушение которых карается блокировкой интернет-площадки до их исполнения и штрафами. Наблюдатели уже бьют тревогу: они считают, что новый императив вобьет еще один гвоздь в крышку гроба, по их мнению, и без того загибающейся свободы слова в стране. При этом сам документ пока оставляет больше вопросов, чем конкретных ответов.
Речь идет об уже наделавшем шуму Федеральном законе № 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей". Как отмечают эксперты, циркуляр фактически приравнял наиболее посещаемые интернет-платформы к СМИ, с той оговоркой, что не дал блогерам всех прав, гарантированных журналистам законодательством.
Таким образом, ответственность за комментарии посетителей сайта теперь также будут нести блогеры. Вдобавок в скором времени им будет необходимо разместить возрастные ограничения для читателей. Эксперты пояснили, что собираются оценивать популярность блогов по особой методике: "Страница должна быть полностью загружена в браузер пользователя, — пояснил замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов, — и он должен пробыть на ней не менее 15 секунд и совершить какие-либо действия". Помимо этого получать информацию о числе уникальных посетителей ревизоры смогут и от самих владельцев интернет-журналов. ИТАР-ТАСС писало, что экспертная комиссия для решения спорных вопросов, касающихся подсчета числа пользователей блогов, будет создана к концу августа. По сведениям информагентства, в нее должны войти представители крупных интернет-площадок, члены экспертно-консультативного совета при Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), чиновники Роскомнадзора и популярные деятели Рунета.
Очередное творение депутатов Государственной думы вызвало недоумение у блогеров. Многие из них выразили опасение, что таким образом чиновники решили оказать давление на особо ярых критиков существующей власти и политических активистов. Однако представители блогосферы испытывают глубокие сомнения в том, что даже несмотря на всю суровость санкций, новый закон будет работать в условиях Всемирной сети.
"Газета Наша Версия" попыталась разобраться, чего стоит ожидать пользователям Рунета в связи с ужесточением контроля над ними. Для этого наше издание задало популярным саратовским блогерам следующие вопросы:
1. На ваш взгляд, как новый закон отразится на контенте популярных блогов в связи с повышением ответственности авторов? Не приведет ли это к тому, что блоги потеряют остроту, актуальность и свободу выражения? Возможно ли сокращение числа пользователей блогосферы в России?
2. Как вы считаете, адекватна ли методика оценки популярности исходя из количества посетителей, предложенная Роскомнадзором? Возможны ли накрутки количества пользователей извне со стороны заинтересованных лиц? Не приведет ли это к тому, что в отношении "неугодных" блогеров начнут применять различные технологии для увеличения посещаемости, чтобы привлечь авторов постов к ответственности?
3. По вашему мнению, возможно ли с технической точки зрения проконтролировать достоверность информации об авторе сообщений, размещаемых согласно новым требованиям в блогах? Существует ли вероятность обойти это требование?
Денис Аникин, блогер (http://denisanikin.livejournal.com/):
1. Думаю, в ближайшее время никак не отразится, пока не начнутся какие-то реальные санкции. Но, по-моему, все популярные блоги и так ведутся в рамках закона, а по сути все те же ограничения действовали и ранее, теперь только стало легче наказать автора. Насчет того, что число пользователей блогосферы сократится из-за принятия этого закона, — это вряд ли.
2. Методика, да, довольно спорна, а "накрутить" посетителей вообще несложно, поэтому использование таких технологий вполне может быть, но я думаю, если это "неугодный" блогер, то у него и так должна быть немаленькая посещаемость и какой-то авторитет, известность, иначе вряд ли его записи кого-то заинтересуют, чтобы тратить ресурсы на борьбу с ним.
3. С технической точки зрения — анонимно писать можно, но ведь блог могут заблокировать на территории страны. Возможно, какие-то энтузиасты будут продолжать его читать и после этого, обходя блокировку, но основную часть аудитории блог потеряет.
Игорь Лебедь, блогер (http://maklerz.livejournal.com/):
1. Думаю, что контент станет более сдержанным, хотя может и остаться на том же уровне. Сокращение пользователей может быть только за счет тех, кто пишет, скажем так, неадекватный контент, за который автору может быть туго.
2. Как я понял, методики оценки посещений блога как таковой нет. Поэтому непонятно, как они будут оценивать даже те же самые личные страницы в социальных сетях. "Накрутить" пользователей, конечно, можно, но ведь накручивать придется длительное время, чтобы не вызывать подозрений у Роскомнадзора. А вот проверку информации, думаю, обойти никак нельзя, хотя, возможно, я и ошибаюсь.
3. Вообще, если честно, этим законом я еще не интересовался, так как планки посещений в 3 тысячи посетителей не имею. Рано еще задумываться.
Дед Едрос (http://twitter.com/ded_edros):
1. Я вот сегодня был на просмотре записи выступления "Монти Пайтон", так вот половину шоу можно было бы вырезать за какую-нибудь пропаганду. Русский официальный юмор беден, посмотрите телевизор: с бытовой стороны комики ограничены в тематике сексуальности, с общественной стороны — политической цензурой. За рубежом на этом строят карьеру, а в России все эти ваши шуточки абсолютно недопустимы. И есть шанс, что закон будет работать на превращение интернета в телевизор, но об этом мы узнаем по практике применения закона. Я, например, спрашивал техподдержку ВКонтакте, стал ли я блогером и вообще как этот закон будет реализовываться у них на площадке, и мне ответили, чтобы я ждал действий Роскомнадзора, — никто ничего не знает. Что касается количества пользователей блогосферы, то тут все зависит от того, что считать блогосферой: ЖЖ умер в любом случае и без всяких законов, а социальными сетями пользуются не для политики.
2. Если вы совершаете что-то безумное, нет повода обсуждать методики этого безумства. Если вы хотите считать количество пользователей у блогеров, то да, нужно считать количество посетителей, а как еще? Накрутки возможны, это легко, но ботов применять не будут, потому что неугодным является только тот, у кого и так есть больше трехтысяч посетителей. Оппозиционер, который гадит в ленту своим протестом двадцати друзьям, никому не интересен (как бы он этого ни хотел).
3. Было бы желание, а методика проверки информации найдется. Платежные системы с этим отлично справляются. Если те же технологии (а они несложные) будут применены здесь, то обойти это будет так же проблематично, как покупать что-то через Pay Pal на чужое имя. В общем, реализация закона о блогерах — это сложно, ненужно и вредно, но разве кого-то это волнует?
Впрочем, в исполнимости новоиспеченного творения отечественных парламентариев усомнились не только блогеры, но и технические специалисты.
Антон Omen, web-master, технический директор одной из саратовских компаний в сфере интернет-технологий:
— Как вы считаете, адекватна ли методика оценки популярности исходя из количества посетителей, предложенная Роскомнадзором? Возможны ли накрутки количества пользователей извне со стороны заинтересованных лиц? Не приведет ли это к тому, что в отношении "неугодных" блогеров начнут применять различные технологии для увеличения посещаемости, чтобы привлечь авторов постов к ответственности?
— Интернет для нашего государства — страна непуганой демократии, поэтому для власти — самая настоящая кость в горле. Естественно, оценка посещаемости блогов — это смех один. Что такое три тысячи пользователей? Ничто, таких блогов миллионы. Единицы, вроде Артема Лебедева (дизайнер Яндекса —прим. авт.), зарегистрируются в Роскомнадзоре, да и то только потому, что им деваться некуда. Ничего, скажем, мне не помешает закрыть статистику посещений и перенести блог, допустим, в Нидерланды (как я сейчас и делаю). И все, я вне зоны действия закона. По поводу накрутки: конечно, возможно. Но опять же, какой смысл накручивать статистику, когда счетчики закрыты?
— По вашему мнению, возможно ли с технической точки зрения проконтролировать достоверность информации об авторе сообщений, размещаемых, согласно новым требованиям, в блогах? Существует ли вероятность обойти это требование?
— Ответ на этот вопрос исходит из ответа на предыдущий. Разумеется, это возможно, если Роскомнадзору ничего не будет мешать, но что мешает тому же блогеру закрыть статистику посетителей? Ничего. И никто не узнает, кроме него самого, что его аудитория превышает три тысячи человек. Вероятность обойти требование просто огромна, и все, кому это будет нужно, обязательно это сделают. На самом деле новый закон — это очередной сизифов труд нашего государства, закон для галочки, который работать не будет. Проблема в том, что придумывают эти самые законы люди, далекие от современных технологий, они вообразили, что смогут, грубо говоря, запретить интернет, но опять ничего не просчитали и не продумали, как с законом о запрете курения. В стране нефти, где солярка стоит дороже бензина, закрываются детдома и "Протоны" (ракеты-носители — прим. авт.) разбиваются о небесную твердь, пытаются контролировать интернет и предлагают запретить кружевные трусики. Это, несомненно, важнее всех других проблем.