В Саратове с новостями небогато. Всегда было небогато, а летом информационное поле напоминает скорее информационную пустыню. А уж чтоб новость о родном городе прогремела на всю Русь великую — такого вообще почти не бывает, а если и бывает, то наверняка случается какая-нибудь гадость: разобьется что или сгорит, или трассу жители перекроют, или стена в доме обвалится. Если не прибьет никого — уже хорошо.
Или потоп, или, наоборот, засуха во всем городе. В общем, Саратов для жителя отдаленного города — это такое средоточие всех коммунальных несчастий сразу. Ну и иногда, по дням рождения и театральным датам — родина Олега Табакова, Евгения Миронова и Олега Янковского. И город адюльтеров, в котором парней холостых много, а девушек почему-то тянет исключительно на женатых. Так что если вдруг Саратов перекочевывает в федеральной новостной ленте из раздела "происшествия" в какой-то другой раздел, то у жителей сразу случается информационный передоз и полная прострация, потому что как на это реагировать — непонятно. Привыкли же поддакивать тому, что очередное ЧП случилось, а чего еще ожидать-то, дороги у нас плохие, госдолг огромный, в детский садик очередь, полгорода в аварийных домах живет, у второй половины горячей воды нет, набережная новая — и та осыпается. А тут внезапно неожиданность: на родимый Саратов обратил внимание не кто-нибудь, а сам Артемий Лебедев, и не просто так, а с подарочком — логотипом для столицы Поволжья. Саратовцы посмотрели на столичную игрушку, покрутили перед глазами так и сяк, проморгались — и началось.
Сначала народ честно изучал подробные приложенные именитым дизайнером пояснения, что вот эта розовая фигурка должна обозначать собой плод странной связи сердца, бинокля и ключа. А символизирует сие, что город надо любить, в нем есть на что посмотреть и есть что открыть. Ключ все разглядели сразу, а вот дальше пошли неувязочки. Логотип превратился в тест Роршаха, в котором подсознание жителей не только Саратова, но всей России-матушки последовательно усмотрело: слона, маленькую очковую кобру, наручники, кастет, двустволку, противогаз, заводной ключ от будильника, открывашку для пива, череп инопланетянина и робота из мультсериала "Футурама" (правда, не хрестоматийного Бендера с его луна-парком, блэкджеком и труженицами, легализация труда которых столь сильно волновала председателя областной общественной палаты). Большинство, увы, разглядело в несчастном ключике известную часть человеческого тела. Некоторые — даже две части, наименование которых очень любит употреблять в речи автор логотипа Артемий Лебедев, но которые мы из соображений, предписанных Роскомнадзором, называть не будем. А остальные радостно по привычке поддакивали, что, мол, правильно, она самая, родимая, чего еще Саратову в качестве символа надо. Что самое интересное, связь и кастета, и наручников, и даже противогаза с городом комментаторы тоже усматривали, и самую прямую, а вот безобидного ключика — почему-то нет. Зато наперебой советовали использовать в знаке города стерлядок, консерваторию и Чернышевского.
К делу подключились мастера художественного жанра, мало-мальски освоившие графические редакторы. Эти, наверное, мысленно поблагодарили Артемия за несложность логотипа, потому что для того, чтоб сваять смешную картинку на его основе, достаточно было базовых навыков не то что фотошопа — пейнтбраша. Так появилось море изображений с подписями, перефразирующими слоган "Люблю бывать в Саратове". Видимо, опять сработало коллективное подсознательное, потому что в слове "бывать" разобрали и "отбывать" (привет наручникам), и "бухать" (привет открывашке), и то, что может "буханию" воспоследовать. Все, кто с фотошопом недружен, просто плюсовали под картинками, ругали логотип, ругали шрифт, опять ассоциировали, правда, без огонька и по десятому кругу, ругали дизайнера и наконец переключились на власти, которые этому дизайнеру отвалили огромную сумму бюджетных денег.
Но вот тут дизайнер с приятной улыбкой сообщил, что огромная сумма составила 1 (прописью — один) рубль, и критики недовольно вернулись к обхаиванию шрифта и картинки. И тогда очнулись городские власти. Олег Васильевич Грищенко заверил всех, что к логотипу никакого отношения не имеет, согласовывать он его не согласовывал и вообще нужно было обсуждать с общественностью. Вроде выдавали действительно Артемию Лебедеву сто лет назад техзадание, но толком итоги не обговаривали. И вообще лично Олега Васильевича вполне устраивают старые стерлядки, а не новый смелый логотип. А он уже вот, готовенький. И даже размещен на билбордах в других городах — в Пензе, Самаре, Волгограде и даже столицах. Правда, сообщают билборды об открытии концертного зала, и сомнительно, чтобы это привлекло в город толпы страждущих туристов-меломанов, но хозяин, в смысле Артемий Лебедев, барин. Сам нарисовал, сам показал, сам расставил и даже денег не взял. Нет чтоб спасибо человеку за безвозмездный пиар Саратова сказать, может, наконец, хоть с Самарой путать перестанут. А что розовый заводной ключик — так ничем не хуже московской пятиконечной звезды или ижевской фигурки того же автора. Москвичи вроде не жалуются. Да и ижевцы свой логотип ни с чем особо не сравнивают, хотя туда по замыслу автора как раз рожок от "калаша" вписан. Возможно, наш логотип и стоит поменять. Или что-то надо поменять в консерватории.