Кости в мешке

21 ноября 2014, 09:00
Кости в мешке
Они лезут наружу, и пора бы уже не только районным и региональным, но и федеральным властям обратить на это пристальное внимание. Иначе можно сколько угодно говорить с высоких трибун о патриотизме и памяти о подвиге воинов, отстоявших наше Отечество, но все эти речи разобьются о суровую действительность страшного оврага на краю Поворинского кладбища в городе Балашове

Стала музыка нашим подобием,

И слеза посреди тишины

Прошептала над ранним надгробием:

"Только б не было больше войны"

Расул Гамзатов

Окраина города. Тихое и хорошо убранное место, огороженное жестяным забором. Вокруг ни души. Надпись на плакате: "Вы входите на территорию мемориала "Поворинское кладбище". Здесь похоронены 2347 воинов Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Остановитесь! Склоните головы!.." И если вы действительно склоните голову, то взору может предстать нечто шокирующее. Кости тех самых павших солдат, защитников Отечества, которые когда-то были погребены здесь, лезут наружу.

Поворинское кладбище находится в Балашове Саратовской области. Во времена Великой Отечественной войны в этом месте хоронили солдат, которые умирали в ходе Сталинградской битвы и в местных госпиталях. Районные власти следят за чистотой на территории мемориала — ухоженный газон, заасфальтированные дорожки, таблички, содержащие фамилии погребенных воинов. Тут же плакаты, на одном из которых размещено четверостишие, приведенное в эпиграфе к этой статье. Автор произведения — известный поэт Расул Гамзатов. Его работа, надо думать, появилась здесь не случайно. Помимо того что строки из песни "Только б не было больше войны" в этом месте и в любое время более чем актуальны, именно здесь, на территории Поворинского кладбища, похоронен брат поэта — Магомед Гамзатов

Кости в мешке

В день посещения мемориала журналистами нашего издания возле памятной плиты с фамилиями защитников Отечества лежали свежие венки. Точно такие же, но немного потрепанные временем нам удалось обнаружить, заглянув за жестяной забор, отгораживающий ухоженную территорию кладбища от крутого оврага. Они валялись там, на глубине около 10 метров, среди бытового мусора и дикорастущих деревьев.

Кости в мешке

"Вот смотрите, — указывает сопровождающая нас общественник-эколог Екатерина Адонина на участок склона, — это, похоже, гроб". Присматриваемся. Действительно, из земли торчат прогнившие доски, а чуть ниже — кости. Части ног неизвестного солдата. Если спуститься ниже, то можно найти ребра и череп. Но мы не рискуем слезать вглубь оврага, ограничившись этой страшной находкой.

Мусорные укрепления

Чтобы было понятно: Поворинское кладбище представляет собой братскую могилу, здесь нет привычных оградок и надгробий — только участок земли, на котором установлен мемориал. Асфальтовые дорожки, проходящие здесь, проложены прямо над захоронениями. По некоторым данным, частные дома, расположенные поблизости, также построены на костях защитников Отечества.

Овраг постепенно разрастается, поскольку снизу его подмывает ручей. Говорят, что раньше вода текла на уровне кладбища, но с годами песчаный грунт вымывался все больше. Когда начались серьезные обвалы, останки захороненных здесь воинов стали осыпаться в образовавшийся проем. Первыми по этому поводу забили тревогу балашовские общественники — экологи-активисты. В результате весной 2014 года прокуратура города Балашова провела проверку состояния Поворинского кладбища.

Кости в мешке

"В ходе проведенной проверки установлено, что прилегающая к мемориальному комплексу территория Поворинского кладбища находится в неудовлетворительном состоянии. Так, овраг, проходящий вдоль мест захоронений, захламлен бытовым мусором, из-за периодического обвала края оврага, примыкающего к кладбищу, ежегодно в весенний период происходит вскрытие мест захоронения и появление на поверхности останков погребенных военнослужащих, — констатировали в надзорном органе. — По результатам проверки прокурором в адрес главы администрации Балашовского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о содержании мест захоронений. Вопрос устранения выявленных нарушений взят на контроль".

Летом этого года в Балашов зачастили телевизионщики, в том числе представители федеральных каналов. Всех интересовало, как местные власти устранили выявленные прокуратурой недостатки? Тем более что в мае 2015 года нам предстоит отпраздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Выяснилось, что основные силы чиновники направили на содержание территории мемориала. Все, что было за забором, там, где начинается овраг, — оставалось в том же недопустимом состоянии.

"Останки погибших в ВОВ перемешались с мусором в Саратовской области" — так озаглавили свой сюжет о Поворинском кладбище сотрудники НТВ, побывавшие в Балашове в июне этого года. Действительно, кучи мусора в овраге за мемориалом, кажется, растут и по сей день, несмотря на угрожающие надписи на плакатах, что за свалку отходов в этом месте грозит штраф 15 тысяч рублей. Со склона, усыпанного костями защитников Отечества, летит все, начиная от пластиковых бутылок с пустыми консервными банками и заканчивая старой мебелью. При этом, что интересно, возле частных домов, расположенных вдоль кладбища, находится несколько вместительных мусорных контейнеров, которые в день посещения мемориала журналистами нашего издания оказались полупустыми.

Кости в мешке

"Мы беседовали с местными жителями по поводу мусора, — отмечает Екатерина Адонина. — Они говорят, что бросают его туда якобы для того, чтобы прекратилось обрушение. Видимо, хотят таким образом весь овраг закопать". На самом же деле, по словам нашей собеседницы, рассматривался вариант укрепления склона при помощи габионных конструкций, однако от этой идеи пришлось отказаться — слишком крутой здесь обрыв.

Еще один выход из ситуации — перезахоронение останков.

Останки в рублях

В сентябре текущего года глава администрации Балашовского района Александр Москалев подготовил ответ на соответствующее обращение Екатерины Адониной. В документе говорится, что вариант укрепления склона оврага габионными конструкциями все-таки рассматривается. Этот вопрос на месте обсуждали члены профильной комиссии с привлечением специалистов из министерства строительства и ЖКХ региона. Однако стоимость одного элемента такой конструкции высотой 50 сантиметров, по данным администрации, составляет 150 тысяч рублей за погонный метр. "Полная стоимость разработки проекта и выполнения работ может быть сопоставима с бюджетом всего Балашовского района за несколько лет, что крайне расточительно. Глубина оврага составляет более 30 метров, по дну протекает ручей", — говорится в ответе.

Менее затратным представляется перезахоронение. Чиновник сообщает, что вся процедура обойдется приблизительно в 2,5 миллиона рублей (по 1 тысяче рублей на тело, с учетом возможного уточнения количества перезахоронений). Сюда же приплюсовывается стоимость рекультивации территории кладбища (0,5 миллиона) и установки мемориала на новом месте (1 миллион). Итого — 4 миллиона рублей. Сумма, надо сказать, для района не столь критическая, если учесть, что в прошлом году, например, на ремонтные работы здесь было потрачено более 600 тысяч рублей, а в текущем планируют освоить еще 400 тысяч. 

Кости в мешке

Участники закрытого заседания рабочей группы № 3 Российского организационного комитета "Победа" по координации подготовки и проведения военно-мемориальных мероприятий в связи с памятными датами военной истории Отечества также сошлись на том, что останки воинов в Балашове необходимо перезахоронить. Мероприятие, в котором приняла участие Екатерина Адонина, проходило 30 октября в Москве, в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации. Помимо общественников, которые продемонстрировали присутствующим фотографии оврага с бытовым мусором и человеческими костями на склонах, в заседании принимал участие председатель комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области Борис Шинчук.

Региональный чиновник, по нашей информации, сначала критически отнесся к тому, что жители Балашова в красках описывают ужасное состояние кладбища, однако позже сам признал наличие проблемы. В итоге члены рабочей группы РОК "Победа" предложили провести перезахоронение в апреле 2015 года, чтобы к 70-летию празднования Победы этот вопрос был закрыт. Правда, такое решение осталось лишь рекомендательным. Последнее слово остается за региональными и районными властями, как и выделение финансирования на проведение работ. И совсем не факт, что юбилейная дата станет отправной точкой для новой истории Поворинского кладбища, без мусорных завалов и обрушения могил.

Рыть или не рыть?

Начальник управления по строительству и ЖКХ администрации Балашовского района Анатолий Федотов рассказал нашему изданию, что власти следят за состоянием оврага, ставшего частью Поворинского кладбища. "Ну, по поводу костей это вы немного погорячились, — отметил Анатолий Семенович. — У нас там каждые 2-3 дня силами муниципального предприятия "Ритуал" производится обследование, и если есть что-то, то удаляется. Обрушение идет уже много лет. Я сам коренной балашовец, лазал там мальчишкой. Был глубокий ручей, но не до такой степени. Если взять 15-20 лет тому назад, то там было запущенное место, не огороженное, не было нормального монумента, там паслись козы, коровы и овцы. Потом органы местного самоуправления взялись за эту проблему, привели территорию кладбища в порядок. Ежегодно "Ритуал" занимается уборкой территории. До сегодняшнего дня поисковые отряды занимаются выявлением недостающих фамилий погребенных здесь солдат. Восстановили монумент, заасфальтировали дорожки. То есть работы выполняются. Что касается укрепления оврага — то это непосильные для муниципалитета работы. Для этого, по нашим предварительным расчетам, нужно от 30 до 50 миллионов, а специалисты говорят, что гораздо больше".

На момент, когда корреспондент общался с Анатолием Федотовым, начальник управления еще не слышал о рекомендациях, данных на федеральном уровне по поводу перезахоронения останков воинов к 70-летию Победы. Однако он отметил, что подобные предложения рассматривались здесь и без Москвы. "Это очень непростой вопрос, — подчеркнул собеседник. — Если брать историю того места, где сейчас расположено Поворинское кладбище, то раньше там было царское кладбище и еще какое-то. Даже жилые дома там построены на кладбище. Поэтому определить, где именно воинские захоронения, где гражданские или еще какие-то, наверное, нет возможности, и на это уйдет не одно десятилетие".

Кости в мешке

О том, куда "удаляются" найденные сотрудниками "Ритуала" на склонах оврага кости солдат, мы уточнили у директора муниципального предприятия Сергея Кудряшова. Он отметил, что организация содержит мемориал в соответствии с контрактом, полученным в ходе выигранного аукциона. "Уборка у нас там производится ежедневно, — рассказал Сергей Анатольевич. — Это касается только огороженного забором Поворинского мемориала, поскольку территория самого кладбища намного обширнее. За оградой существует овраг — это прилегающая территория, куда местные жители носят мусор, устраивая там свалку. Что касается костей... После каждого дождя происходит смыв грунта и часто на склоне появляются останки. В штате предприятия есть специальные люди, которые с помощью троса спускаются вниз, все обследуют. Никакого кощунства нет. Все останки, которые там подбираются, бережно складываются. Уже есть большой пакет, в котором мы на территории мемориального комплекса прикапываем кости. Потому что они оттуда, и мы считаем, что никуда их уносить нельзя. Прикапываем до какого-то случая, когда, может быть, будет принято решение о перезахоронении останков. Стараемся соблюдать все религиозные и моральные нормы".

P.S.

Когда верстался номер, стало известно о том, что прокуратура Балашова продолжает следить за рассмотрением местными властями представления, внесенного главе администрации района весной этого года. Чиновники сообщили сотрудникам надзорного органа, что на проведение работ по устранению нарушений требуется много денег, которых нет. Тогда в июне 2014 года прокуратура предложила рассмотреть вопрос о переносе части останков погребенных солдат для предотвращения их вскрытия, но и этого выполнено не было.

Как говорится в письме за подписью первого заместителя прокурора Балашова Ольги Панферовой, которое на днях пришло на имя Екатерины Адониной, сейчас надзорный орган ждет ответа от местных властей о возможности включения в расходную часть бюджета района затрат на приведение мест захоронения в порядок. "После поступления в прокуратуру г. Балашова ответа о результатах рассмотрения данной информации прокуратурой города будет рассмотрен вопрос о возможности подачи искового заявления к администрации БМР", — отмечает Ольга Сергеевна.

Остается констатировать, что останки, конечно, можно продолжать собирать и прикапывать, да только кости в мешке не утаишь. Они лезут наружу, и пора бы уже не только районным и региональном, но и федеральным властям обратить на это пристальное внимание. Иначе можно сколько угодно говорить с высоких трибун о патриотизме и памяти о подвиге воинов, отстоявших наше Отечество, но все эти речи разобьются о суровую действительность страшного оврага на краю Поворинского кладбища в городе Балашове.