Человек с петардой

24 апреля 2015, 09:00
Человек с петардой
"Когда появилась информация о том, что Раю задержали где-то в Москве, и ее в первый раз после длительного отсутствия увидела дочка... Не знаю, что там происходило с ней, но Рая была вся отекшая, как бы побитая..."

В истории с поджогом Сенного рынка происходят все новые неожиданные повороты. Сначала государственный обвинитель заявил, что считает незаконным приговор Кировского районного суда в отношении Рафиды Минигалеевой, хотя служители Фемиды полностью удовлетворили требования прокуратуры, признав эту женщину виновной в совершении преступления. Теперь и вовсе появляется информация о том, что пожар в торговом объекте мог начаться из-за брошенной в одну из палаток петарды. Якобы стражи правопорядка даже задержали некоего поджигателя в день, когда произошло ЧП, 21 февраля 2014 года, однако тут же его отпустили.

Мы продолжаем знакомить читателей с делом о поджоге Сенного рынка. Наше издание уже адресовало некоторые вопросы к следствию, ответы на которые до сих пор не получены. Например, как Рафида Минигалеева, торговавшая в своей палатке на территории магазина "Океан", могла быть причастна к пожару, если очаг возгорания находился в соседней торговой точке, куда подсудимая не заходила?

Несколько дней назад в редакцию позвонил читатель, сообщивший, что знает возможный ответ на этот вопрос. Якобы некоторые сотрудники полиции изначально сообщали неофициальную информацию о том, что после ЧП был задержан мужчина, бросивший в одну из палаток рынка петарду, от которой и началось возгорание. Однако этого человека после задержания отпустили, а потом нашли женщину без российского гражданства, которую теперь судят за произошедшее.

Каких-либо документальных подтверждений у читателя нет. Он отметил, что это всего лишь пересказанные слова людей, близких к расследованию громкого дела. Как бы то ни было, версия о незнакомце с петардой дает хотя бы ответы на многие вопросы, в отличие от той, что высказывается стороной обвинения, поэтому стоит уделить ей внимание.

Во-первых, петарду могли использовать как детонатор, предварительно залив горючей жидкостью первую палатку от входа в магазин "Океан", прилегающего к Сенному рынку. Этим можно объяснить тот факт, что очаг возгорания находился именно там, а не в расположенной рядом торговой точке Минигалеевой. Но тогда возникает другой вопрос: почему о задержании человека с петардой в материалах дела нет ни слова?

Корреспондент нашего издания побеседовал с бывшими коллегами и соседями Рафиды Минигалеевой и выяснил, что слухи о возможной причастности к поджогу некоего мужчины действительно имели место. Кроме того, все опрошенные уверены в том, что Рафида, которую они называют Раей, не могла и не стала бы поджигать свое рабочее место и рынок.

"В суде говорили о том, что она якобы вела асоциальный образ жизни, выпивала, хотела покончить жизнь самоубийством... Все это неправда! Мы жили с ней в одном доме длительное время, я ее знала, общалась с ней вплоть до того момента, как она пропала. Хорошая женщина. Она хотела только одного — получить гражданство Российской Федерации для себя и своей дочери. Дети у нее, кстати, замечательные. Она их одна вытягивала и очень их любит. Так что повода сжигать свою палатку — своего кормильца — у нее не было. И мыслей о суициде она никогда не высказывала. Я внимательно следила за ходом процесса, который освещался в вашей газете. Когда только вышла первая статья о том, что Рая может быть не причастна к произошедшему, сразу же появились слухи, что газету закроют за такую позицию. К счастью, не закрыли", — рассказывает бывшая соседка подсудимой Елена Вердеревская.

Председатель товарищества собственников жилья, обслуживающего многоквартирный дом, где проживала Минигалеева, также сомневается в том, что Рафида могла совершить поджог, и в беседе с корреспондентом отмечает, что эту женщину могли задержать для отчетности. "Она снимала в нашем доме квартиру, никаких нареканий к ней не было, — говорит председатель ТСЖ. — Не думаю, что она поджигательница. Сейчас много слухов ходит по поводу того, кому это могло быть выгодно".

Знакомая Рафиды Минигалеевой по работе, которая пожелала остаться неназванной, объяснив, что опасается за свою жизнь и жизни близких людей, рассказала нашему корреспонденту следующее: "После того как случился пожар и Рая пропала, мы повсюду ее искали. А исчезла она так: подошла к своей дочери на работу и попросила какое-нибудь лекарство от боли в сердце. Та не могла отлучиться, чтобы дойти до аптеки, и дала матери денег на таблетки. Рая ушла и уже больше не вернулась. Кстати, в то время она готовила документы на гражданство для дочери, и эти бумаги тоже пропали. Мы обзвонили все больницы, морги... Я даже на кладбище ходила, где хоронят бездомных".

По словам собеседницы, дочь Рафиды Минигалеевой написала заявление в полицию о том, что ее мать исчезла. Однако через несколько дней после этого стражи правопорядка якобы на целые сутки задержали саму заявительницу, а потом добрались и до сына пропавшей женщины. Что с детьми Минигалеевой могли делать в стенах полиции столь длительное время, нам не известно.

"Когда появилась информация о том, что Раю задержали где-то в Москве, и ее в первый раз после длительного отсутствия увидела дочка... Не знаю, что там происходило с ней, но Рая была вся отекшая, как бы побитая... Я не исключаю, что ее могли просто вывезти в Москву, чтобы сделать вид, как будто она сбежала, скрывается от следствия, — высказала свои предположения женщина. — А то, что было потом, озвучивалось на суде. Она сразу сказала, что оговорила себя под давлением и никогда не думала сжигать себя или рынок. Ее дети сейчас боятся с кем-либо общаться по этому поводу. Я думаю, на них было оказано сильное давление".

Итак, вопросов к следствию по делу о поджоге Сенного рынка прибавилось. Самый главный из них: был ли человек с петардой и, если был, почему его отпустили после задержания? Сейчас Рафида Минигалеева находится под стражей в ожидании рассмотрения жалоб на приговор Кировского районного суда, которым она была осуждена на четыре года лишения свободы. Что там происходит с этой женщиной, посещают ли ее сотрудники правоохранительных органов, проводившие расследование? Не произойдет ли повторение истории с самооговором, о принуждении к которому заявила Рафида в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции?

P.S.

Мы уже писали о том, что суд первой инстанции отказался исследовать и приобщать к материалам дела диск, на котором имеется видеозапись событий, связанных с пожаром на Сенном рынке. Представитель потерпевшего ООО "Перспектива" адвокат Елена Сергун заявила в своей апелляционной жалобе ходатайство о приобщении этой записи. Интересно, что на видео запечатлен некий неизвестный мужчина, появившийся в непосредственной близости от очага возгорания в момент поджога.

Ни районный суд, ни следствие не изымали и не исследовали материал, снятый камерами видеонаблюдения рынка за весь день 21 февраля 2014 года. Между тем, как уверяет адвокат, на этих записях отсутствуют доказательства того, что Рафида Минигалеева приносила в палатку пятилитровую емкость с бензином, при помощи которой якобы устроила пожар. Сейчас от принципиальности областного суда зависит, будет ли новый судебный акт вынесен на основании бесспорных доказательств или будет оставлен в силе приговор, основанный на предположениях.

Продолжение следует