В конце апреля 2015 года народный губернатор Валерий Радаев примерно так представлял себе грядущие региональные торжества по случаю 70-летия Победы: "Мы должны отпраздновать так День Победы, настолько безукоризненно организовать парад, митинг, встречи с ветеранами, чтобы молодое поколение почувствовало и личную боль, и общую радость! Дети двухтысячных, символизирующих возрожденную Россию, через каких-нибудь десять лет войдут в большую жизнь. И от того, что сейчас мы заложим в их души, как донесем до них историю страны, с каким доверием передадим лучшие традиции, будет зависеть, выражаясь словами президента, "гражданский потенциал страны". Однако действительность превзошла ожидания, а в некоторых случаях их обманула.
Это ужасно, это цинично, но так уж вышло, что в День Победы образца 2015 года главным мерилом памяти, скорби и патриотизма стали цифры. Нет, не те, что свидетельствуют о жертвах, а те, что фиксируют количество участников акции "Бессмертный полк". Субъекты Российской Федерации, можно сказать, мерились размерами колонн потомков (предположительно) фронтовиков.
О Москве, где по разным данным в шествии участвовало не то 350, не то 500 тысяч человек, даже говорить не хочется. И так все понятно. Власть пошла по самому простому и эффективному пути, то есть действовала по принципу "не можешь бороться — возглавь". Это, как всегда, сработало. Так что нечего теперь делать большие глаза по поводу якобы имеющихся разнарядок на поставку "боевых единиц" в "Бессмертный полк". И нечего театрально заламывать руки и стенать из-за сваленных в кучу фотографий воевавших отцов, дедов и прадедов. У нас что, власть умеет как-то иначе прививать патриотизм?!
Ну да Бог с ней, с Москвой. Она же еще не вся Россия. В Томске, на родине этой акции, собралось около 30 тысяч человек, в Ростове-на-Дону — 20 тысяч, в Волгограде — 16 тысяч, в Самаре — порядка 15 тысяч, в Нижнем Новгороде — свыше 5 тысяч, в Липецке — около 4 тысяч. Сколько саратовцев приняли участие в акции, точно не известно. В принципе цифры есть, но их так много и они такие разные, что голова идет кругом. А впрочем, судите сами.
Так и быть, не станем брать в расчет данные независимых и полузависимых от органов власти средств массовой информации, а припадем к официальному источнику информации — интернет-порталу правительства Саратовской области. И вот что мы там видим: "Саратовский "Бессмертный полк" собрал больше тысячи человек", "Саратовский "Бессмертный полк" собрал около трех тысяч человек", "В Саратове акция "Бессмертный полк" собрала свыше 20 тысяч участников". Все эти новости появились в течение одного дня — 9 мая, причем посвящены они мероприятию, состоявшемуся 8 мая.
Откуда взялись 20 тысяч более или менее понятно: "Массовой стала всероссийская акция "Бессмертный полк". В нашем регионе она проходила в течение нескольких дней. Так, в шествии 6 мая приняли участие 500 человек, 8 мая — около трех тысяч человек, сегодня, 9 мая, — 500 человек. Кроме того, еще свыше 15 тысяч жителей и гостей Саратова стали участниками торжественного открытия экспозиции "Народная Победа" ("Стена Памяти. Бессмертный полк")". Насчет одной и трех тысяч ничего определенного сказать нельзя. Тексты обоих сообщений абсолютно идентичны за исключением первых фраз: "Более тысячи саратовцев прошли 8 мая по центру Саратова в едином "Бессмертном полку" и "Около трех тысяч саратовцев прошли 8 мая по центру Саратова в едином "Бессмертном полку".
Но и это еще полбеды. Через несколько дней народному губернатору Валерию Радаеву вздумалось выдать эдакий обзорный комментарий по наиболее актуальным текущим вопросам. И первым делом дорогой наш обратился к теме Победы: "Я сам был участником мероприятий, проходящих вечером 8 мая, которые объединило шествие саратовского "Бессмертного полка". Планировалось, что в нем примет участие 80 человек, а пришли 4 тысячи".
В следующем блоке своего многогранного комментария Валерий Васильевич принялся объяснять суть кадровых изменений в своем кабинете министров. Ни фамилий, ни конкретных должностей он не назвал, зато предупредил, что на этом не остановится, дескать, кадровые ротации будут продолжаться.
На первый взгляд, никакой логики в комментариях Радаева не прослеживается. Сказанное нашим народным идеально соответствует стилю "в огороде бузина, а в Киеве дядька". Однако люди более сведущие и в этих изречениях Валерия Васильевича угадывают причинно-следственную связь. Мол, за малочисленность акции ответственные лица все-таки получили по шапке, а получив, нашли крайнего — первого зампреда комитета общественных связей и национальной политики области Наталью Трошину — и "ушли" по собственному желанию.
Если это действительно так, то все у нас гораздо печальнее, чем я думала. Заниматься приписками в любом случае плохо. Нет ничего хорошего в том, чтобы, например, в погоне за рекордными или как минимум приличными показателями запихивать в ежегодный "саратовский калач" не только зерновые, а все что под руку подвернется. Но это можно расценивать как ложь во спасение регионального растениеводства. То есть чем больше урожай, тем больше почет и субсидии и т.д. и т.п. А теперь мы вынуждены наблюдать, как с той же меркой подходят к тому, что просто по определению не терпит фальши и формализма; как грубо опошляют то, что на чиновничьем языке принято называть "народной инициативой"; как дают молодому поколению понять, что боль и радость у нас могут быть только общими, массовыми и подконтрольными государству, а о глубоко личном лучше забыть.