Восставший из мертвых

Восставший из мертвых
Павел Сиротин (слева). Фото из семейного архива
В Энгельсском районном суде в ближайшее время должно быть рассмотрено необычное дело. Фактически речь идет о возвращении человека с того света

В Энгельсском районном суде в ближайшее время должно быть рассмотрено необычное дело. Фактически речь идет о возвращении человека с того света. Ранее мужчина, который официально был признан мертвым, пытался развестись со своей женой, но из этого ничего не вышло. Служители Фемиды тогда сочли, что покойник не может быть истцом, и отказались рассматривать его заявление. На сей раз судиться решил ПФР, который более десяти лет исправно начислял умершему пенсию.

В редакцию нашего издания обратилась пенсионерка Алевтина Сиротина. До 1992 года Алевтина Ивановна проживала в Энгельсе вместе со своим мужем Павлом Сиротиным. Потом Павел Петрович уехал в Астраханскую область, где проживала его мать. Вроде бы отъезд был временный, но затянулся он на долгие годы.

— Первые пару лет нам приходили от него алименты на несовершеннолетнюю дочку, а потом перестали, — отмечает Алевтина Сиротина. — Пытались узнать, что случилось. Когда уже ребенку 18 лет исполнилось, необходимость в этом отпала. А в 2004 году встал вопрос с пропиской в частном доме, в котором мы живем. Его хозяином официально значился мой муж, на него все документы были оформлены. Мне пришлось подавать в розыск.

Как рассказала пенсионерка, в правоохранительных органах сначала восприняли ее заявление не всерьез. Сказали, что искать никого не будут. Однако Алевтина Ивановна была настойчивой.

— Дошла до начальника милиции, — подчеркивает собеседница. — После этого два милиционера пришли, опросили соседей о том, видели ли они моего мужа, перекопали весь дом в поисках его следов. Вдруг мы его где-нибудь тут прячем? Искали волосы или еще что-то, но за столько лет, конечно, ни следа уже не осталось. Потом участковый записал все особые приметы мужа, взял фото. Направили информацию судмедэкспертам и сказали, что начнут искать через полгода. Потом уже в федеральный розыск его объявили.

После всех необходимых процедур в январе 2005 года Алевтине Сиротиной пришлось подавать заявление в Энгельсский городской суд о признании супруга безвестно отсутствующим. Представитель прокуратуры в ходе процесса согласился с требованиями Алевтины Ивановны. Служители Фемиды, получив на руки справки из всех возможных органов власти, в том числе расположенных в Астраханской области, удовлетворили это заявление.

В октябре 2005 года рассматривалось заявление об объявлении гражданина умершим. Суд заслушал показания свидетелей, приобщил к материалам дела справку из УВД города Энгельса, согласно которой в 2004 году проводился розыск Павла Сиротина, не давший результатов. Требования снова были удовлетворены. В результате отдел ЗАГС выдал свидетельство о смерти Сиротина Павла Петровича. Согласно этому документу, мужчина скончался 19 октября 2005 года. Его дочери даже выплатили компенсацию на ритуальные услуги в размере 6 тысяч рублей.

А летом 2007 года пенсионерка получила неожиданное послание из Астраханской области. Местный мировой суд извещал ее о том, что "скончавшийся" два года назад супруг хочет с ней развестись. Ехать в другой регион Алевтина Сиротина отказалась, но отправила туда свидетельство о смерти мужа. В день рассмотрения иска о расторжении брака ни одна из сторон в зал заседаний не явилась. А жаль, потому что это мероприятие, наверное, запомнилось бы на всю оставшуюся жизнь.

В судебном определении от 18 августа 2007 года дословно говорится следующее: "Установлено, что истец был объявлен умершим согласно решению Энгельсского городского суда Саратовской области от 03.10.2005 года... в связи с чем мировой судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу, в связи со смертью одной из сторон".

— Я опасалась, что здесь замешаны какие-то мошенники, — подчеркивает Алевтина Ивановна, — ведь у родственников мужа в Астраханской области было какое-то имущество. И я подумала, что кто-то от его имени решил вступить в наследство, но штампик в паспорте помешал. Вот и решили развод устроить. С тех пор — тишина.

Никто не беспокоил пенсионерку до недавнего времени. В феврале 2016 года ей прислали извещение о необходимости явиться в Энгельсский районный суд. Оказалось, что Управление Пенсионного фонда России в Приволжском районе Астраханской области подало заявление об отмене решения о признании умершим Павла Сиротина. В качестве обоснования своих требований представители ПФР сообщили: "В настоящее время Сиротин П.П. состоит на регистрационном учете… и является получателем трудовой пенсии по старости. Данные факты подтверждаются регистрацией, справкой администрации МО "Началовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области".

Выяснилось, что в декабре 2005 года, спустя два месяца после признания Сиротина умершим, он спокойно получил новый паспорт в ОВД Приволжского района Астраханской области. Кроме того, с 1996 года Павел Петрович непрерывно получал пенсию, хотя половину этого срока и был юридическим трупом.

— Здесь явно что-то нечисто! — уверена Алевтина Сиротина. — Если я сейчас уеду в другой регион и там помру, то мне уже в следующем месяце не будет пенсия начисляться. А в этом случае прошло уже столько лет, был розыск… Я же им в Астраханскую область отправляла все документы в 2007 году. Они там что, не смотрят на бумаги? Как такое возможно? Им присылают свидетельство о смерти, а они продолжают пенсию человеку выплачивать. Я боюсь, что это афера.

Пенсионерка опасается, что восставший из мертвых супруг может оказаться подставным лицом. После того как смерть Сиротина была задокументирована, его дочь смогла получить в наследство частный дом, в котором проживали супруги. Все документы, полученные за последние десять лет, станут в одночасье недействительными. Кроме того, Алевтина Ивановна не уверена, что после признания мужа живым к ней не нагрянут судебные приставы — вдруг у того человека, проживающего в Астраханской области, накопились серьезные долги?

— Но, как мне объяснили, проверить в ходе судебного заседания ничего нельзя, — сетует собеседница. — У нас была предварительная встреча с судьей, мы с адвокатом ходили. И там сказали, что дознанием не занимаются. Мол, если хотите проверить, он это или нет, то езжайте сами в Астрахань и ищите его. А суд якобы доверяет Пенсионному фонду. Максимум, что они обещают — это видео с его интервью показать. Но я настаиваю на том, чтобы он сюда приехал и участвовал в процессе. Здесь его лишили жизни, в этом суде, вот пусть сюда и приезжает.

Судебное заседание по иску Астраханского отделения ПФР назначено на 15 марта. В ходе процесса Алевтина Сиротина планирует заявить ходатайство о проведении генетической экспертизы, чтобы установить личность получателя пенсии в Астрахани. Ехать в другой регион на поиски объявившегося мужа она боится.

Нашему изданию удалось связаться с "покойным" по телефону. Он уверяет, что действительно является тем самым Павлом Сиротиным. Павел Петрович рассказал, что узнал о своей смерти в 2007 году, когда нашел новую спутницу жизни и решил развестись с Алевтиной Ивановной. Известие о том, что он мертв, повергло его в шок. Однако мужчина решил ничего не предпринимать и до недавнего времени спокойно жил своей жизнью.

— Пенсию я получал в банке каждый месяц, — отметил Сиротин. — Но месяца четыре назад мне стало сложно добираться до кредитной организации. Старость, здоровье уже не то, отгулялся я. И мне посоветовали воспользоваться услугой почты, чтобы пенсию на дом приносили. Я написал заявление, и вот что из этого вышло! В Пенсионном фонде заявили, что я умер, и перестали выплачивать деньги! Теперь один выход остался: сейчас возьму свою старую шапку-ушанку и пойду побираться на улицу. Дожил на старости лет!

Мы попросили представителей ПФР прокомментировать произошедшее, и они пообещали в ближайшее время разобраться в ситуации. Хотя, конечно, помимо Пенсионного фонда в этой истории явно отличились и другие органы власти, которые фактически заживо похоронили человека. Сколько еще таких мертвых душ в России — неизвестно. Еще более интересный вопрос: если человек действительно погиб в одном из регионов страны, насколько велики шансы того, что кто-то другой получает за него выплаты, гарантированные государством? Этот случай показывает, что в ПФР, например, подобное вполне возможно.

Мы продолжим следить за развитием событий.

 P.S.

Когда верстался номер, отделение ПФР по Саратовской области представило ответ на наш запрос. Сотрудники фонда отмечают, что в случае если выплата пенсии гражданину осуществляется в одном регионе, а факт его смерти зарегистрирован в другом, сведения о его смерти передаются во все территориальные органы ПФР и выплата пенсии умершему прекращается.

"В ходе проверки, проведенной в связи с Вашим запросом, установлено, что данный пенсионер получателем пенсии в Саратовской области не значится, какие-либо выплаты территориальными органами ПФР в Саратовской области ему не производились. Пенсия гражданину была назначена на территории Астраханской области... Фактические обстоятельства дела будут установлены в рамках судебного разбирательства", — говорится в ответе.