В Саратовской области обнаружился город-аналог киношного Сайлент Хилла. Если кто не смотрел одноименный канадский фильм ужасов, то там рассказывается о мрачном местечке, отрезанном от остального мира, где на головы обитателей постоянно сыплется пепел. И все население здесь заведомо обречено на кошмарную жизнь и мучительную смерть.
Народная кипелка
В поселке городского типа Озинки, конечно, все не настолько критично. Но явные параллели с фильмом прослеживаются. Здесь на головы тысяч местных жителей осыпается известь. Причем есть подозрения, что она — негашеная.
Ее еще называют оксид кальция или кипелка. Последнее наименование намекает на химическую реакцию, которая происходит при взаимодействии негашеной извести с водой, — нагревание свыше 100 градусов. Есть даже зафиксированные случаи, когда из-за дождя происходили пожары на складах, где это вещество хранилось ненадлежащим образом.
Так вот, жители Озинок обратились в редакцию нашего издания и заявили, что расположенный рядом с поселком завод ООО "Силикат" регулярно производит выбросы оксида кальция. Негашеная известь оседает на деревьях, автомобилях, домах, дорогах…
"С тех пор как на территории поселка начал работать известковый завод, наша жизнь превратилась в кошмар, — написали в обращении на имя прокурора Саратовской области местные жители. — Негашеная известь выбрасывается из трубы завода круглыми сутками и разносится по всему поселку… Учитывая наши климатические условия — очень сухой воздух и сильные ветра, положение особо ухудшается в летне-осенний период. Дышать становится невозможно, известь оседает в дыхательных путях и на коже, вызывая аллергические реакции и заболевания. Наша жизнь и жизнь наших детей и внуков находится в опасности".
За несколько дней активисты собрали уже более 500 подписей под этим письмом. Аналогичные обращения в ближайшее время будут направлены и в другие властные и контролирующие инстанции.
Правда, люди не очень-то верят в скорое решение возникшей проблемы. Самому заводу уже много лет, и борьба с опасными выбросами в поселке идет не один год. О невыносимых условиях писали уже и в местную администрацию, и губернатору Саратовской области. Однако пока никаких видимых изменений в пользу жителей не произошло.
И грянул гром
В минувший вторник 7 июня корреспонденты нашего издания отправились в саратовский Сайлент Хилл. Посмотреть на утопающий в извести поселок. Что-то неладное началось уже на подъезде к пункту назначения — магазину "Теремок", расположенному на окраине Озинок, напротив силикатного завода. Именно там решила собраться инициативная группа.
— К нам тут полиция пришла, может быть, заберут. Но вы все равно подъезжайте сюда, кто-нибудь на месте будет, — сообщила по телефону Елена Рябцева, активистка, пригласившая журналистов в гости, владелица торговой точки.
К счастью, стражи правопорядка никого забирать не стали. Они лишь предупредили людей об ответственности за проведение несанкционированных акций протеста. Как выяснилось позже, вести о визите представителей СМИ разнеслись по Озинкам очень быстро и местные власти просто решили перестраховаться. Похоже, для этого отдаленного поселка, расположенного на границе с Казахстаном, внимание прессы — уже само по себе неординарное событие.
— Проблеме уже около десяти лет, но именно сейчас, как говорится, закипело, — рассказала при встрече Елена Рябцева. — Мы счастливы, что начался сезон дождей, мы можем выходить на улицу и дышать свежим воздухом. Но дождь здесь — очень редкое явление. А вот когда установится жара, снова все будут запираться в домах. Иначе задохнуться можно, аллергия постоянная — сыпь, язвы. Белье на улицу не вывесишь сушиться — оно тут же покрывается коркой. Машины тоже не отмыть. Ведь происходит химическая реакция.
Как пояснили местные жители, собравшиеся на встречу с журналистами в "Теремке", помимо заводской трубы существует еще один источник распространения опасных веществ. Дело в том, что карьер, в котором рабочие ООО "Силикат" добывают мел для производства, расположен недалеко от самого предприятия. Но путь грузовому транспорту здесь преграждает проходящая между двумя объектами железнодорожная ветка. Поэтому транспорт вынужден проезжать через весь поселок. Не всегда правила перевозки соблюдаются, не все накрывают груз пологом. В результате по дороге от карьера на завод из кузовов просыпается мел. А при вывозе с предприятия готового товара по воздуху развеивается известь.
— Давно, когда здесь еще кирпичи делали, по дороге пускали водовозку, поливали, — вспоминает активистка. — Тоже несладко было, но хоть немного полегче. Когда я беседовала с директором завода, он мне сказал, что ему якобы проще закрыть предприятие, чем очистные установить. Вроде необходимо фильтры менять каждый квартал, а они стоят 500 тысяч рублей. Мы не против завода, он необходим. Но сопоставьте: 150 рабочих, которые могут быть уволены, и 10 тысяч человек населения, которые ежедневно страдают от последствий производства. У нас тут, когда ветер в сторону поселка дует, настоящий Млечный путь до Казахстана растягивается.
Совпадение? Не думаю
По мнению активистов, собирающих подписи под обращениями в различные инстанции, администрация Озинского района каким-то образом мотивирована со стороны бизнесменов — владельцев завода. Предприниматели выделяют спонсорские средства на проведение праздничных мероприятий в поселке, и, по мнению некоторых, этим финансовые бонусы не ограничиваются.
Пока журналисты общались с жителями, в "Теремок", прямо как в одноименной сказке, то и дело кто-то стучался и заходил. Так совпало, что появился здесь и председатель общественного совета района Петр Романчук. Он изучил обращение граждан и сказал, что подписывать его не собирается, хотя и полностью поддерживает народное негодование.
— Не стоит говорить о том, что администрация ничего не делает в этом вопросе, это неправда, — заявил Петр Иванович. — И общественный совет вплотную занимается решением проблемы. В прошлом году мы посещали завод. Их штрафуют, но пока толку особого нет. Руководитель завода на наши предложения о замене фильтров положительного ответа не дает. Решение вопроса с установкой переезда около карьера, где добывают мел, тоже застопорилось. Там проблема с согласованием. В РЖД обращаются и администрация, и с самого "Силиката", но там пока не дают добро.
Действительно, на руках у Петра Романчука имеются документы, составленные в присутствии директора ООО "Силикат" Рамиля Байбикова. Там, в частности, говорится о том, что завод производит самые большие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в районе поселков Озинки, Старые Озинки и Известковый. "Масса выбросов составляет 110–120 тонн в год. Из них: негашеная известь — 34 тонны", — подчеркивается в справке, составленной группой общественного совета в ходе проверки в сентябре 2015 года.
Тем не менее, по словам Петра Ивановича, у надзорных и контролирующих органов особых вопросов к деятельности предприятия не возникает. По бумагам на заводе все в порядке и с экологией и с оборудованием рабочих мест.
Беседу прервало появление в "Теремке" очередного гостя. На сей раз на пороге магазина оказался заместитель главы администрации Озинского района Александр Максаков. Он сообщил еще об одном совпадении. Оказалось, что именно в этот момент чиновники проводят совещание с руководством завода. Более того, почти с самым высоким руководством.
— Мы узнали, что к нам приехали журналисты. Было бы замечательно, если бы вы тоже там поприсутствовали, задали свои вопросы, — предложил замглавы.
Конечно, мы не отказались. Куда уж деваться, если все так удачно совпало?
Царство оксида
На совещании присутствовали руководящий состав завода, включая директора Рамиля Байбикова, чиновники, а также целая плеяда вице-президентов ООО "Нарат-К". Эта компания управляет силикатным производством в Озинках.
Изначально за столом переговоров центральное место занимала глава администрации района Антонина Галяшкина, в кабинете у которой и проходило совещание. По тому, как осторожно она вела диалог с бизнесменами, было видно, что для местных властей завод действительно имеет большое значение. Фактически единственное предприятие в округе — рабочие места, налоги... Порою позволяя себе резкое высказывание, она тут же сглаживала момент фразой вроде: "Понимая, что все равно пыльное производство и все это оседает, мы будем вместе решать проблему".
В скором времени глава администрации была вынуждена удалиться на селекторное совещание с губернатором Саратовской области, и основным спикером стал один из вице-президентов "Нарат-К", депутат Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан Ирфан Аблязов. Он признался, что не знает, что именно вылетает из заводских труб: "Может, известь, а может, и нет".
— То, что пыль в поселке, так это может быть обычная земляная пыль, — подчеркнул депутат. — У нас все с документами в порядке, есть все разрешения, неоднократно проводились проверки. В прошлом году несколько месяцев подряд проверяли. Нарушений не найдено. Так что если кто-то считает, что мы нарушаем где-то, то ему необходимо подавать в суд на тех, кто выдавал разрешения.
Вообще, Ирфан Аблязов в ходе встречи попытался заручиться поддержкой своих же критиков. Подошедшим на совещание Елене Рябцевой и Петру Романчуку он пообещал, что будет ужесточен контроль за перевозкой грузов, а также руководство завода рассмотрит возможность полива дороги из бочки с водой. Что же касается выбросов, то вопрос может быть закрыт раз и навсегда при реализации проекта по строительству "французского завода" на месте старого, озинского. А для этого якобы необходима самая малость — добиться разрешения от РЖД на установку переезда между предприятием и карьером, чтобы двигаться к дальнейшему развитию.
— Это же государство в государстве, — обратился Аблязов к Рябцевой. — Они нам суммы объявляли от 8 до 45 миллионов. Сейчас автомобильная дорога до путей уже проведена нами, нужно только разрешение на установку переезда. Бюрократические моменты. Надо вести переговоры с Храпатым (начальник Приволжской железной дороги — прим. авт.). А это даже не уровень губернатора. Это выше. Вот к вам 12 июня должен приехать Николай Васильевич Панков (депутат Госдумы от Саратовской области — прим. авт.) церковь освящать. Я вас прошу, вы подойдите к нему и расскажите об этой проблеме. Будет переезд — и мы не станем гонять машины через весь поселок. Всем хорошо будет. Николай Васильевич имеет большой политический вес, он поможет.
Хочется верить в то, что Николай Панков не просто поспособствует решению вопроса с переездом, но и вникнет в прочие тонкости. Например, поинтересуется, не готовы ли вице-президенты заранее улучшить работу очистных сооружений завода.
Пока же пыль оксида кальция витает над поселком. Перед отъездом из Озинок мы заехали на местное кладбище. Как отметил индивидуальный предприниматель Николай Абдуразаков, который занимается здесь организацией похорон, негашеная известь оседает на могилы и уничтожает памятники. Уже имеются десятки исковых заявлений в суд от родственников почивших. Причем претензии предъявляют именно к ИП.
Отсюда же, с территории кладбища, открывается прекрасный вид на извергающуюся трубу завода. Что оттуда вылетает — неизвестно, но на дым не очень похоже. Это нечто действительно растягивается по всему поселку, над крышами жилых домов. Словно Млечный путь.