Боцман и пустота

11 сентября 2016, 10:40
Боцман и пустота
После выхода в эфир такой картинки случится форменный скандал. Причем на всю Россию

Возможно, оно и к лучшему, что саратовские гребцы-академисты не выступили на Олимпиаде в Рио. Звучит крамольно и очень даже непатриотично, но если разобраться, медаль сейчас столь высокой пробы абсолютно некстати. Точнее, не награда даже, а негативный итоговый резонанс, который наверняка последовал бы вслед за результатом. Ведь условия, в которых занимаются чемпионы, можно охарактеризовать лишь одним выражением. И оно непечатное.

Апгрейд на козелках

База по академической гребле, где выросли многие титулованные личности — победители чемпионатов мира, Европы и России, есть среди них даже призеры Олимпийских игр, — находится фактически в самом сердце купеческого Саратова: в двух минутах езды от Глебучева оврага и в пяти от областного Дома правительства. Именно здесь, в поселке Затон, на прибрежном участке в несколько соток, ежедневно оттачивают свое мастерство сотни спортсменов, в том числе входящие в основной состав сборной России. В этом году, к слову, в списках кандидатов значатся семь саратовских фамилий — шестой показатель по стране.

Впрочем, слово "оттачивают", по отношению к этим мускулистым парням и стройным девушкам, коих можно сравнить с рабами на галерах, звучит как издевательство. Потому как обстановка, где им приходится ежедневно заниматься под началом заслуженных тренеров России, давно стала притчей во языцех: два эллинга для хранения лодок, установленные на бетонные блоки еще в эпоху мэра Аксененко; с десяток металлических вагончиков, переоборудованных под раздевалки в брежневские времена; протекающие в дождь деревянные нужники, вкопанные за воротами от базы, и будка для сторожа-собаки по кличке Боцман. На этом все! Ни душевых, ни тренерской комнаты, ни мастерских. Все делается в буквальном смысле доморощенными кулибиными на коленках.

Боцман и пустота

Как объяснили аборигены, возникающие вопросы решаются просто и незамысловато: ремонт лодок — на самодельных козелках, теоретические занятия — на лавочке или в эллинге, водные процедуры — в Волге, а разминкой перед стартом является пробежка вдоль автомобильной трассы. Поверьте, это не шутка! Нередко гребцы совершают кросс до ротонды, а затем трусцой возвращаются обратно. Весьма экстремальный маршрут с определенной долей опасности из-за отсутствия иных вариантов. Нонсенс для представителей базовой дисциплины, каковым является гребной спорт наравне с боксом, плаванием, бадминтоном, прыжками в воду и т.д.

Обещание губернатора

Кстати, в сентябре исполняется 140 лет с момента развития спортивной гребли в регионе. Круглая дата для специалистов, известных на весь мир. Например, Юлия Иноземцева и Юлия Попова значились претендентами на Олимпиаду в Рио, но не были допущены к участию. Еще три саратовские воспитанницы — Валентина Плаксина, Анна Аксенова и Анна Коренкова — в конце августа выступили на первенстве мира в Роттердаме в женской восьмерке. Результат — бронзовые медали. То есть волжанки вошли в тройку лучших на планете. Наглядный пример для подражания и изготовления уличных баннеров. И это ведь только девушки, без учета успехов мужчин. К счастью, трио после возвращения домой не давало интервью на фоне "суперской" базы, иначе после выхода в эфир такой картинки случится форменный скандал. Причем на всю Россию. Благо прецедент имеется.

Помнится, четыре года назад, после возвращения Ильи Захарова из Лондона, губернатор Валерий Радаев вынужден был инициировать проект возведения дворца водных видов спорта. Любопытное совпадение: примерно в то же время, в сентябре 2012 года, глава области посетил объект в Затоне в целях возможности развития и реконструкции базы по перспективному виду спорта. Походил по территории, поинтересовался планами расширения, а потом предложил переселить в другое место соседей по береговой линии и, энергично жестикулируя, заключил: "Академическая гребля — один из самых медалеемких видов спорта на Олимпийских играх. У Саратовской области здесь есть хороший потенциал. Мы планируем выйти на федеральное минспорта, чтобы спортивный объект в Затоне был включен в федеральную программу и получил оттуда средства на реконструкцию". Судя по тому, что все осталось как есть, ничего из желаемого осуществить так и не удалось. Или не получилось, что в принципе одно и то же.

Боцман и пустота

О том визите ныне напоминает лишь пожелтевший от времени проект на ватмане: двухэтажное здание с тренажерным и игровым залами, раздевалками, душевыми, административными и… (барабанная дробь!) техническими помещениями.

Первое время гребцы еще верили, что когда-нибудь, пусть и не скоро, здание появится и больше не придется бегать ни по нужде через дорогу, ни за "дядей Васей" в соседнюю бендешку. Сейчас, если не учитывать Боцмана, радостно виляющего хвостом при появлении на базе знакомых лиц, пожалуй, больше оптимистов не осталось. Ну или почти не осталось.

Тренеры нет-нет да, случается, в разговорах еще затрагивают тему обустройства. Так и говорят: "Хорошо бы, если бы, вот бы". Частица, невольно превратившаяся в ключевое слово, так и осталась неизменной. Вот поэтому и хорошо, что наши гребцы не отличились на Бразильской Олимпиаде. Не дали, так сказать, повода обратить излишнее внимание на расшатанную альма-матер, именитые обитатели коей свыклись с привычным бытом.

"Доширак" перед стартом

А вообще о сложностях гребцы-академисты не любят распространяться, предпочитая тренировки разговорам. Например, умалчивают о том, что за последние три года были получены лишь две новые лодки "Филиппи" и весла к ним. Причем, как выяснилось, все это за счет средств грантов национального фонда поддержки олимпийцев и федеральных средств поддержки СДЮСШОР. Не говорят о сорванных предсезонных сборах из-за отсутствия финансирования на весенние выезды. Или про то, что норматив на питание составляет в два раза меньше, нежели для представителей игровых видов спорта — 450 рублей. И это для габаритных парней ростом под два метра и весом за 90 килограммов!

Боцман и пустота

Считается неэтичным говорить про мизерные фиксированные оклады в семь тысяч и "доширак" с бананом перед стартом. А еще про заманчивые приглашения из других регионов. И про тамошние базы с инфраструктурой, инвентарь и зарплаты, впрочем, тоже. Какова разница, подтвердят тренирующиеся на базах в Бронницах, Валдае, Санкт-Петербурге, Казани, а также саратовские воспитанники, переехавшие в Краснодар.

Впрочем, при всех имеющихся недугах, оказывается, не все так уж и печально. Невзирая на спартанский образ жизни и существующий жесткий отбор, затонские гребцы-академисты продолжают удивлять и сохраняют надежду на улучшение ситуации. По официальным данным, за 2015 и первую половину 2016 годов на регатах различного уровня было завоевано 237 медалей. И не только. Свыше 130 юношей и девушек выполнили различные спортивные разряды, 72 спортсмена стали кандидатами в мастера спорта, а шестеро — мастерами спорта России. Наибольшего успеха достигли двое: Роман Ломачев выполнил норматив мастера спорта международного класса, а Юлия Иноземцева представлена к почетному званию "Заслуженный мастер спорта". Ожидается, что в ближайшее время министр спорта РФ Виталий Мутко подпишет соответствующий приказ. Все вкупе — одни из лучших показателей среди культивируемых в Саратовской области видов спорта. Вот только достигнуты они при одних из худших условий среди коллег.