Полный голодец

11 сентября 2016, 15:00
Полный голодец
Нам вроде как предлагают самим оплатить слежку за нами же

Три года назад, когда все мы были возмущены самой первой заморозкой пенсионных накоплений, правительство пообещало: мы сделаем все для сохранности ваших денег, накопительная часть пенсии заработает в полном режиме после реформы. Однако в 2015 и 2016 годах история повторилась. И вот свежие новости: нас ждет очередная заморозка. Мало того, новостные ленты сообщают: "закон Яровой" могут исполнить за счет пенсионных накоплений россиян. Мы решили вспомнить, через что пришлось пройти российской пенсии за последние годы.

В 2013 году пенсионная реформа заставила будущих пенсионеров взяться за калькулятор. Новая формула расчета пенсии включала в себя баллы, или "индивидуальные пенсионные коэффициенты". Сообщалось, что ежегодно правительство будет устанавливать стоимость такого балла. Стоимость, в свою очередь, будет сильно зависеть от экономической ситуации в целом. Проще говоря, те рубли, которые работодатель будущего пенсионера перевел в ПФР, скажем, в 2015 году, будут отличаться от рублей, перечисленных в 2016-м. Вот, например, в 2015 году один балл стоил 71,41 рубля. В этом году он подорожал почти на три рубля — до 74,27.

Сама же формула выглядит так: страховая пенсия = сумма пенсионных баллов * стоимость балла в году назначения пенсии + фиксированная выплата. Не так уж и мудрено, если разобраться. Только вот проблема в том, что рассчитывать на страховую пенсию смогут лишь те, кто выполнит определенные условия. Тому, кто отправится на заслуженный отдых после 2024 года, необходимо будет иметь за плечами не менее 15 лет страхового стажа и как минимум 30 баллов. Несложные подсчеты показывают: если вы получаете минималку, вам придется пахать значительно больше 30 лет. Например, в начале этого года до 1 июля минимальный размер оплаты труда составлял 6204 рубля. При таком раскладе можно рассчитывать на то, что в вашу пенсионную копилку упадет 0,94 балла. Те граждане, которые не смогут набрать необходимые баллы, получат лишь социальную пенсию (к примеру, в этом году ее средний размер составил 8,6 тысячи рублей), да и то не сразу — женщины с 60 лет, а мужчины с 65.

Самым обсуждаемым новшеством реформы-2013 стало фактическое повышение пенсионного возраста. Оказалось, что сумму баллов можно увеличить, если как можно дольше трудиться и обратиться за назначением страховой пенсии лишь через несколько лет после достижения соответствующего возраста. Так, если проработать еще пять лет, фиксированная выплата вырастет на 36 процентов, а сумма баллов — на 45 процентов. А если выйти на пенсию только через десять лет после наступления пенсионного возраста, то и выплата, и баллы увеличатся более чем в два раза. К слову, если бы губернатор Саратовской области Валерий Радаев собрался на пенсию, он мог бы рассчитывать на 22 тысячи рублей. А реши он поработать еще лет, скажем, десять после наступления пенсионного возраста, положенная ему сумма выросла бы аж до 50 тысяч рублей. Воспитательница в детском саду таких денег никогда не увидит. Даже если она решит пахать до 65 лет (то есть еще 10 лет после выхода на пенсию), ее ежемесячная выплата едва ли будет выше 18,5 тысячи рублей.

Отдельное место в пенсионной реформе заняли так называемые молчуны, то есть те люди, которые до осени 2013 года так и не распорядились своими накоплениями. Чиновники решили уменьшить для них тариф накопительной части пенсии с шести до двух процентов и за счет этого увеличить тариф страховой пенсии. Но чуть позже отказались и от этих двух процентов. В итоге получилось так: если человек уже распорядился своими накоплениями, например, направил их в негосударственный пенсионный фонд, у него остается тариф 6 процентов, а если работник был "молчуном", то все его будущие перечисления пойдут на формирование страховой пенсии. Впрочем, неопределившимся дали время, чтобы решить судьбу своих взносов. Однако в итоге те, кто решил остаться при накопительной части пенсии, оказались в проигрыше. С 2014 года ее пополнение было попросту приостановлено. Таким образом, государство смогло снизить трансферты Пенсионному фонду РФ и сэкономить в бюджете страны довольно приличную сумму — около 240 миллиардов рублей только в 2014 году. Предполагалось, что эти деньги зарезервируют в бюджете и тратить не будут, ну а по факту вышло совсем иначе: накопительные пенсии россиян за 2014 год потратили на Крым и принятие антикризисных мер. В 2015 году премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что пенсионные взносы разморозят в 2016 году, однако несмотря на эти обещания мораторий вновь был продлен. В результате в федеральном бюджете появился антикризисный фонд в размере 342 миллиарда рублей.

Очередные "морозные" известия пришли совсем недавно. Вице-премьер правительства Ольга Голодец сообщила, что заморозка пенсионных накоплений сохранится и в 2017 году. Интернет моментально отреагировал на новость неприличной шуткой, превратив фамилию вице-премьера в изящный эвфемизм. По словам чиновника, правительство не планировало никаких трансфертов в ПФР на компенсацию накопительной пенсии. Да и в трехлетнем бюджете пенсионного фонда на 2017–2019 годы уже прописано, что все пенсионные взносы работников будут направлены на страховую часть. Так что сами понимаете, накопительную часть пенсии мы увидим еще ой как нескоро. Если вообще увидим.

Что касается тех денег, которые мы с вами успели отложить до свалившейся на нас реформы, они по-прежнему работают, то есть инвестируются. Так, под управлением различных негосударственных пенсионных фондов находится больше половины всех пенсионных накоплений россиян — более 2 триллионов рублей. Еще 1,8 триллиона, по данным "Ведомостей", находились под управлением Внешэкономбанка — российской госкорпорации. Эти деньги вложены в облигации всевозможных компаний (в том числе, кстати, РЖД и "Почта России"). А совсем скоро у наших денег может найтись новое применение. Как пишут "Ведомости", еще одна госкорпорация "Ростех" предлагает профинансировать исполнение "закона Яровой" за счет пенсионных накоплений. С 1 июля 2018 года российские операторы связи и интернет-провайдеры будут обязаны до полугода хранить все звонки, письма, разговоры и файлы клиентов. На реализацию такого закона требуются колоссальные средства. Ростех предлагает создать единого оператора хранения данных, которому будут платить остальные телекоммуникационные компании. В Ростехе уверены, что дело прибыльное, а потому предлагают инвестировать в него пенсионные накопления россиян. По факту получается нечто совсем из ряда вон выходящее: нам вроде как предлагают самим оплатить слежку за нами же. Тут бы поставить в конце предложения удивленный смайлик, да рука не поднимается. Но самое смешное, что если идеи Ростеха поддержат, нам придется платить за слежку дважды, ведь телекоммуникационные компании не преминут включить свои затраты в тарифы для конечного потребителя. Так что чего уж там, и правда, полный голодец получается.