На днях стало известно, что дом № 30 на улице Соляной в Саратове включен в реестр объектов культурного наследия. А все потому, что в XIX веке здесь жил итальянский художник Гектор Баракки, а если точнее, то Эттори Паоло Сальвини-Баракки. Он был известен как театральный декоратор, портретист, преподаватель, фотограф, воспитавший целую плеяду учеников, таких как Борисов-Мусатов, Кузнецов, Уткин, Матвеев. Благодаря ему сформировалась так называемая саратовская школа живописи.
Два года назад мне довелось побывать возле будущего объекта культурного наследия. Но вовсе не страсть к краеведению и искусству привела меня сюда. Все дело в том, что в конце июня 2014 года стена дома № 30 по Соляной обрушилась. Произошло это в рабочее время, поэтому, к счастью, никто не пострадал.
Нашим глазам предстал самый настоящий "домик Барби" — большинство квартир здания оказались открытыми взору стороннего наблюдателя. Во дворе лежала огромная груда битого кирпича вперемешку с мебелью и вещами. Вся эта композиция выглядела крайне удручающе. В то время когда во всем цивилизованном мире трясутся над подобными памятниками старины, у нас на них плюют с высокой колокольни.
Но интересней всего был тот факт, что в этом доме жили люди. Несколько человек, которые привыкли засыпать под треск стен и перекрытий. У каждого из местных жителей накопилась целая папка переписки с чиновниками, но при всем внешнем накале борьбы за свою жизнь, за годы, проведенные в "культурном объекте", все они стали фаталистами. Защитная реакция психики, иначе можно умом тронуться.
Дом был признан аварийным в соответствии с техническим заключением советской организации "Жилкоммунпроект" и по решению исполнительного комитета Волжского районного совета народных депутатов еще в далеком 1989 году. А в апреле 2010 года была созвана межведомственная комиссия, которая снова посчитала строение аварийным. А собственникам жилых помещений было предписано снести здание до 1 января 2011 года за счет собственных средств.
И вот этот многострадальный дом, где жил, по сути, родоначальник саратовской школы живописи, стоял десятилетиями никому не нужный. И чиновники всех мастей и рангов чихать на него хотели, невзирая на его повышенную культурную ценность.
В прошлом году отсюда все-таки отселили всех жителей, предоставив им квартиры в Солнечном. И дом Баракки, оставшись без жителей, начал разрушаться с утроенной скоростью. Сюда зачастили мародеры, чудом уцелевшая веранда просела, а двор стал прибежищем бомжей и наркоманов. А в июне 2016 года городская администрация опубликовала список домов, определенных на незамедлительный снос. В их число попал и наш "герой".
И так бы и пал сей памятник старины смертью храбрых в битве с чиновничьим равнодушием. Но энтузиаст Игорь Сорокин, бывший заведующий домом-музеем Павла Кузнецова, вместе с единомышленниками стал привлекать общественное внимание к рушащемуся строению.
Сперва возникла идея российско-итальянского проекта "Пароход "Гектор Баракки"", который предполагал ежегодные десанты итальянских художников в Россию: выставки в городах Поволжья и проведение мастер-классов в саратовском доме живописца. В рамках этого проекта вокруг умирающего строения удалось создать столь нужную шумиху. Во дворе дома собралась культурная общественность города. Саратовские художники провели городской пленэр, запечатлев дом мастера. Состоялась презентация фильма Марины Селивановой "Пароход "Гектор Баракки"", которая была показана по местному телевидению.
Потом было продолжение действа под названием "увлеки чиновника". Энтузиасты убрались во дворе, выкосили сорняки, поставили скамейки рядами и организовали лекторий. Как вспоминает Игорь Сорокин, местные жители после начала работ приняли в них активное участие. Они, вероятней всего, устали лицезреть тоскливую разруху у себя под окнами:
— Знаете, как бывает: бросишь одну бумажку, а вскоре туда кучу других набросают? Так вот, с хорошими делами всё очень похоже. Мы начали расчищать территорию, а на следующий день пришли ребята с бензопилой и помогли нам выкосить бурьян.
Итак, с 7 по 12 июля 2016 года во дворе дома Гектора Баракки для всех желающих работал импровизированный лекторий под открытым небом. Каждый вечер ученые, педагоги, музейщики, художники, архитекторы и дизайнеры читали публичные лекции, вместе со слушателями изучали проблемы старого города, прикидывали будущее подобных старинных домов. Эта акция вызвала широкий общественный резонанс, после чего судьба уже было погибшего здания была решена — его включили в реестр объектов культурного наследия. Как говорят энтузиасты, судьба будущего дома-музея находится на контроле у губернатора области. По их задумке, здесь можно будет организовать не просто музей, а мастерскую живописи, как и было при жизни русско-итальянского художника.
А сколько подобных объектов разрушается в нашем родном городе? Сколько интересных архитектурных решений, барельефов, затейливой лепнины гибнет, уступая твердой поступи бетонных монстров и извечного саратовского раздолбайства? Взять хотя бы здание, соседствующее с домом-музеем Павла Кузнецова: по некоторым данным, оно является самым старым в Саратове, ибо построено в 1811 году и перестояло все пожары. В каком состоянии оно находится сегодня? Пожалуй, эти руины еще можно восстановить, было бы желание.
А дом на улице Рабочей, где четыре года вместе с матерью и няней жил руководитель Белого движения Антон Деникин? Всякий ли город может похвастаться такой достопримечательностью? Сегодня это здание находится в чудовищном состоянии, и недалек тот день, когда оно рухнет.
И таких примеров куда больше, чем положительных. Нет стратегии, которая помогла бы сберечь богатое культурное наследие нашего города, причем не только сберечь, а собирать реальные дивиденды от заинтересованных туристов. Похоже, недалек тот час, когда наша забытая временщиками от власти "Венеция" окончательно пойдет на дно.