В тех местах, где есть нефть и газ, царствуют комфорт и благополучие. Там улицы выложены итальянским кафелем, а дворник уже выплатил кредит за второй внедорожник. По крайней мере, такой стереотип живет в воображении наших сограждан. Для того чтобы посмотреть, так ли это на деле, мы отправились в поселок Красный Октябрь, построенный нефтяниками и газовиками.
У здешнего базарчика нас встречает группа пожилых женщин с документами в руках. Вообще это очень симптоматично для нашей глубинки в последние годы: первыми "закон молчания" — сельскую "омерту" нарушают именно бесстрашные бабушки. Мужики подтягиваются потом, под занавес.
В глазах местных жительниц — вековая укоризна здешней власти. Оно и понятно, ведь нынче поселок выглядит бесконечным серым пятном на карте страны.
— Знаете, как у нас раньше было замечательно? — восклицают старушки. — Чистота, порядок, уютно. А сейчас нас старательно изживают с лица земли.
В 1941 году на берегах Волги были открыты месторождения нефти и газа, после войны здесь появились первые нефтяники, которые организовали в чистом поле склады материалов и техники для начала строительства Песчано-Уметского нефтепромысла. Так появился поселок Красный Октябрь, который еще не так давно считался завидным местом жительства. Тут же неподалеку располагается подземное хранилище газа и компрессорная станция.
Старушки начинают наперебой рассказывать нам о своих проблемах. Боятся, что их не выслушают. Робко интересуются:
— А у вас коммерческое СМИ или опять наврете, как мы хорошо живем?
Выяснилось, что журналисты приезжают в Красный Октябрь регулярно, вот только почему-то не видят основного — разрухи.
Кстати, на официальном сайте поселка все очень оптимистично и бодро. Вот, к примеру, благодаря спонсорской помощи газовиков на территории школы построили современную многофункциональную спортивную площадку — в рамках программы "Газпром — детям". А на главной странице и вовсе красота: "Р.п. Красный Октябрь всегда открыт для новых контактов, иностранных и отечественных инвесторов, для всех, кто намерен работать на благо развития поселка, укрепления его социально-экономического потенциала и повышения уровня жизни его жителей".
На деле отсюда готовы убежать даже терпеливые пенсионеры.
— Дыра! У нас такая дыра, что уехал бы, кабы был помоложе! — восклицает местный житель Борис Шабалов.
Бабушки начинают говорить, потрясая документами в воздухе. Проблема у них у всех общая — бездействие управляющей компании ООО "ЭЖК-ЖилСар". По меткому выражению Шабалова, коммунальщики пришли к управлению в апреле этого года, а расчетки прислали за март.
Суммы в этих расчетках стоят аховые. Тариф за ремонт и содержание жилья составляет 15 рублей 40 копеек за квадратный метр, как в лучших домах Европы и Нового Света. За скромную квартиру в 54 квадрата пенсионерка Евдокия Кадыкова должна отдать 2865 рублей, из них за неведомое официальной науке "содержание" — 837 рублей.
Почти у всех "хрущевок" 70-х годов постройки течет крыша. Жаловаться в управляющую компанию или в здешнюю администрацию — что Деду Морозу писать. Понимая, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, старожилы уже давно начали менять участки кровли за свои собственные деньги. Больше всего в этой ситуации их раздражает, что им выставляют счета за ремонт.
— Мы все делаем за свой счет! — говорит старшая по дому № 53 по улице Октябрьской Римма Метленко. — Сами крыли крышу, сами выкачивали воду из подвала. Потому что до нашей УК дозвониться невозможно. Недавно нам почему-то поставили железную дверь на входе в подвал. Теперь мы тонем в нечистотах, а доступа туда не имеем.
Мария Щербакова из дома № 45 по улице Нефтяников говорит о том, что ловкачи от ЖКХ все записывают в свой актив:
— Мы меняли кусок теплотрассы за свои деньги, заплатили 25 тысяч рублей, а потом узнали, что это, оказывается, сделали коммунальные службы.
Похожую историю рассказывает Наталья из дома № 40 по улице Нефтяников:
— Заменили кусок крыши, скинулись личными деньгами. Потом, когда стали жаловаться на бездействие нашей УК в областную жилинспекцию, узнали, что они, оказывается, ремонтировали нам кровлю 16 октября этого года, о чем составлен акт и даже есть гарантийное письмо.
— Мы всем подъездом отдали 19 тысяч рублей, — возмущается Зоя Кобанова, житель того же дома № 40, — заплатили свои кровные деньги. Вот накладная на материал! А они потом уверяют, что нам почудилось!
С водой в поселке напряженка. Раньше он питался чистой волжской водой, которая шла сюда от газокомпрессорной станции. Потом эта благодать кончилась. Сейчас из кранов в квартирах идет мутная белесая жидкость, напоминающая известковый раствор — сюда без всякой очистки закачивают воду из речки Латрык. По свидетельству жителей, эту жидкость нельзя не только пить — ей даже мыться противно, потом все тело чешется. Стиральные машинки не могут работать на такой воде и ломаются. Приходится все стирать вручную.
Наталья Коратонова уже не первый месяц бьется за то, чтобы в поселок регулярно ходил автобус:
— Здесь у нас работы почти нет. Очень многие работают в городе. А автобус № 225 стал ходить редко. На маршруте всего две машины, которые ходят раз в три часа, а то и больше. Доехать из города на такси стоит дорого. Куда мы только ни жалуемся, а толку нет. Из министерства транспорта мне ответили, что ОАО "Автобусный парк" находится в сложном финансовом положении, а срывы рейсов происходят из-за наших плохих дорог.
Есть проблемы и с вывозом мусора. Нас встречают забитые до отвала мусорные баки. Местные улыбаются и говорят, что это еще пустяки, почистили перед недавним приездом журналистов с ТВ. Мусор сваливают не на полигон, а в старый песчаный карьер по дороге на село Верхний Курдюм. Чуть позже мы посетили этот укромный уголок — здесь и впрямь горы мусора. А что? Зачем напрягаться и вести отходы куда-то далеко, когда рядом такие замечательные песчаные ямы? Мусор видно даже со спутникового снимка в интернете — он предательски белеет на фоне лесов и полей, передавая сигналы разума в космос.
Под конец нашего импровизированного общения с жителями подтягивается глава администрации Краснооктябрьского МО Владимир Кухарев. Он профессионально отбивает несколько атак бабушек, которые пеняют ему на хаос и разруху. Пенсионеры ухмыляются:
— Ну сейчас он вам все по пунктам расскажет, как у нас все хорошо и что он не виноват.
Владимир Павлович говорит о том, что управляющая компания ООО "ЭЖК-ЖилСар" уже отказалась от поселка. Просит себя не фотографировать, правда, мы не можем отказать себе в удовольствии.
— Мы теряем до 70 процентов воды, потому что трубы гнилые, — объясняет он качество жидкости в кране. — У нас тридцать километров труб, в этом году заменили шесть. Сначала сделаем трубы, потом займемся очистными сооружениями.
О том, какая компания придет на смену ушедшей, Владимир Павлович говорить отказывается:
— Та, которая пройдет конкурс!
Старики улыбаются. Они такой процедуры отродясь не видывали. ООО "ЭЖК-ЖилСар" пришло к управлению жилфондом поселка элегантно и быстро, без учета их мнения.
Местные жители никак не хотят нас отпускать. Вот на улице Нефтяников, дом 40, уже две недели течет труба отопления. Она размывает стену, но никому нет дела. Кстати, обмотку трубы делали сами жители дома. Вот бабушка хватает нас за руку и показывает разрушающуюся фасадную стену соседнего дома под самой крышей. Через пару лет тут будет сквозная дыра.
Проблем в Красном Октябре так много, что можно поселиться здесь и вести постоянную рубрику "Разруха". Похоже, что жители поселка не нужны абсолютно никому, кроме себя, даже тем, кто рвет рубашку на груди "за народ".
Мы покидаем поселок по дороге, которая вся утыкана дырами. Именно так сюда хотят заманить инвесторов, желательно побогаче и иностранных. Авось приедут с деньгами, а сбежать не смогут.