"Самоуправление" — отличное слово, как модно сейчас выражаться, с положительной коннотацией. Да вот беда, понимают его все по-разному. Идеалисты видят в нем чуть ли не синоним демократии, скептики считают этакой риторической ширмой, маскирующей пустоту. Ну а некоторые оптимисты во власти все никак не могут уразуметь разницу между самоуправлением и самоуправством.
"Изменения в генеральном плане не проводились, публичных слушаний не было", — приводит ИА "Версия-Саратов" откровения главы администрации областного центра Валерия Сараева. "На данный момент в комитете финансов отсутствуют договоры на оплату работ", — не отставал от своего шефа и. о. председателя профильного комитета Александр Струков. Следует отметить, что такая искренность возникла не сама собой, а под давлением депутатов гордумы, живо интересующихся всеми перипетиями строительства длиннейшей в Европе пешеходной зоны. Впрочем, зря стараются народные избранники: для нас, облагодетельствованных, данная информация все равно ничего не изменит, ведь наш принцип — радоваться любому позитиву.
Однако есть и другие принципы, на которых зиждятся и мироздание в целом, и Саратовская область в частности. Например, если где-то нечто прибыло, значит, в другом месте это нечто непременно убыло. В нашем же случае это выглядит так: с одной стороны, у нас нежданный-негаданный сюрприз в виде продления прогулочной зоны, а с другой — обманутые надежды обитателей ветхого и аварийного жилья. И тут уж козырять прямотой и честностью пришлось губернатору Валерию Радаеву: "Просим прощения, потому что сроки программы не выполнили. Но наша задача в 2017 году ее завершить — для этого сегодня есть все. На всех этапах нас поддержало руководство Российской Федерации, выделило ресурсы, которые нам позволят твердо сказать, что мы обязательно программу выполним".
Кстати, нечто подобное Валерий Васильевич уже говорил в апреле нынешнего года, правда, извиняться ему тогда было, кажется, еще не за что: "График переселения жилья должен быть у глав администраций на ежедневном контроле. Объемы большие, поэтому на вас лежит персональная ответственность за реализацию программы. Сегодня нет никаких оснований, чтобы не завершить второй этап до конца 2016 года".
Тем не менее было бы грубейшей ошибкой вешать всех собак (и в первую очередь муниципального уровня) на народного губернатора. Он всего лишь глава субъекта, то есть обычный среднестатистический начальник, а не бог и даже не царь. Кроме того, 131-ФЗ со всеми его многочисленными принципами организации местного самоуправления никто не отменял и, похоже, не собирается. А значит, у людей из органов МСУ имеется полный карт-бланш, ограниченный лишь бюджетными да нормативно-правовыми рамками. Зато во всем остальном рамки и границы весьма условны. Именно об этом на недавнем семинаре-совещании для вновь избранных депутатов местного уровня со всей ответственностью заявил Валерий Васильевич: "…вы не просто самый близкий уровень к народу. Вы и есть народ. "От" и "до" знаете, чем дышат люди рядом с вами, в курсе их проблем и нужд. Как говорили в старину, одним миром мазаны".
Не знаю, причисляет себя Радаев к мазаным одним миром или все-таки дистанцируется от них? Как бы то ни было, но любому ясно, что не губернаторское это дело вникать в суть локальных проблем и, как говорится, не отходя от кассы разрешать их. Такое, конечно, тоже происходит, но пока еще не вошло в систему. Вероятно, потому что помнят местные начальники о министерстве по делам территориальных образований Саратовской области и его ежегодном докладе о результатах мониторинга деятельности органов МСУ. А кроме того, знают, что от их положения в "турнирной таблице" напрямую зависит объем межбюджетных трансфертов. В общем, доклад этот не какая-нибудь дежурная филькина грамота, а, по словам профильного министра Алексея Решетникова, "объемный аналитический документ", который "формируется с целью выявления зон, требующих приоритетного внимания органов местного самоуправления".
На сей раз аналитичности документу придало следующее нововведение: муниципальные районы и округа были разбиты на три группы по численности населения — до 40 тысяч человек, свыше 40 тысяч человек и городские округа (ЗАТО). И это правильно! А то ведь как-то странно ставить на одну доску 840-тысячный (по официальным данным) Саратов и 11-тысячный Балтайский район. Но, забегая вперед, скажу, что такое деление областному центру, который прочат в столицу всего на свете и на полном серьезе именуют городом будущего, нисколько не помогло вырваться из аутсайдеров хотя бы в середнячки. В своей "весовой категории" он занял последнюю, 13-ю строчку. В лучшем положении оказались Петровский, Балашовский, Красноармейский, Ершовский, Энгельсский, Саратовский, Пугачевский, Марксовский, Ртищевский, Вольский и Аткарский районы. Ну а Балаковский вообще стал лидером. И это, на мой взгляд, очень похоже на чудо.
Удивительное дело, но у регионального министерства по делам территориальных образований получилось то, с чем долго не могли справиться депутаты собрания Балаковского района! То есть оценить работу местной власти по итогам 2015 года. Отмечу, что задачи оценщиков несколько разнились: первые ставили баллы всему районному начальству скопом, а вторые — только главе исполнительной власти. Но если у министерских деятелей получилось все и сразу, то в рядах муниципальных депутатов согласия и единодушия не наблюдалось — одни настаивали на "уд.", другие на "неуд.". В результате слуги народа так ни до чего и не договорились, оставив главу администрации Ивана Чепрасова неоцененным. Что, надо думать, Ивана Васильевича вряд ли расстроило. В 2015 году у него и без того хватало забот. Один "Мост Победы", на открытие которого пришли поглазеть шесть тысяч человек, чего стоил! Я уж не говорю о том, во сколько это обошлось. А тут еще разнообразная статистика свинью подкладывала: уровень безработицы за минувший год поднялся на 76 процентов, тарифы на вывоз мусора увеличились в 10 раз, а количество коррупционных преступлений выросло с 12 до 20.
Но не в характере господина Чепрасова обращать внимание на досадные недоразумения. Он сам про себя все прекрасно понимает и ни в каких отметках со стороны депутатского корпуса не нуждается: "Что бы ни говорили, пройдет время и дадут оценку. Я думаю, по крайней мере надеюсь, что мне не будет стыдно за тот период времени, когда я возглавлял район в рамках исполнительной власти". Иван Васильевич игнорирует злопыхателей, продолжая выполнять благородную миссию в рамках исполнительной власти, что находит отражение в новостных заголовках: "Валерий Радаев назвал Балаково ориентиром для муниципальных образований области", "Иван Чепрасов поручил высадить в Балаково тюльпановые поля", "Балаковские власти отчитались о завершении ремонта дороги под "Мостом Победы" и т. д. и т. п. А в общем и целом все не так однозначно. Вышеперечисленным заголовкам можно противопоставить нижеследующие: "В Балаково новый фонтан отключили после отъезда губернатора", "Правозащитница намерена пожаловаться губернатору на возвращение Ивана Чепрасова в балаковскую администрацию", "Губернатор призвал балаковские власти не расслабляться и завершить реконструкцию стадионов до конца года", "Балаковские власти пообещали отремонтировать футбольную площадку, которая стала разрушаться через месяц после открытия".
В Тащищевском районе (лидер в группе до 40 тысяч человек) жизнь гораздо менее яркая и разнообразная, но она все же есть. Более того, ее качество губернатору Радаеву кажется достаточно высоким: "Руководство района вместе с депутатами и жителями ищет решения, все вместе работают на результат, который говорит об их большом стремлении видеть свой поселок современным, комфортным, благоустроенным. Именно такие общие усилия дают высокий результат, ведут к развитию муниципалитета, к успеху". Данный спич в октябре 2015 года Валерий Васильевич посвятил ремонту дороги на пересечении улиц Лапшова и Школьной, стоившему 4,8 миллиона рублей. Однако через несколько месяцев новостные ленты, в том числе ИА "Версия-Саратов", сообщили, что в 2016 году "в Татищево на улице Лапшова будет реконструирован перекресток с улицей Дорожная. Также работы проведут на пересечении улиц Лапшова или Школьная". В общем, я, не обладая умом государственного масштаба, так и не поняла, на что любовался народный губернатор осенью 2015-го.
Зато летом 2016-го в рамках Всероссийских сельских спортивных игр в Татищеве состоялись соревнования дояров. А незадолго до этого поселок посетила областной министр сельского хозяйства Татьяна Кравцева, чтобы попробовать свои силы в доении искусственного вымени и выразить надежду на то, что следующие игры могут полностью пройти в Татищеве. Ну а в промежутке между визитами губернатора и министра местных жителей куда больше волновала отмена автобусного маршрута № 242 (Саратов — село Идолга — Татищево), из-за которой они оказались отрезанными от внешнего мира. После многочисленных жалоб транспортное сообщение было возобновлено, и люди снова стали мечтать о высоком — о Всероссийских летних сельских спортивных играх, к примеру.
Не стоит, наверное, распространяться об аутсайдерах, чтобы не портить впечатления о счастливой жизни на местах. Тем более что про столицу губернии нам и так все худо-бедно известно. Что же касается Федоровского района (последнего в своей "весовой категории" до 40 тысяч человек), то и без всяких новостей понятно, что дела там обстоят неважно. Наверное, даже хуже, чем в Саратове.