Нечитаемые

4 ноября 2016, 18:59
Нечитаемые
Патриоты могут радоваться — американцев мы все-таки обошли

Статистика неутешительна. В России действительно стали меньше читать. Если в далеком 1992 году один среднестатистический россиянин прочитывал 5,14 книги за три месяца, то в 2014 году этот показатель равнялся 4,5. Мы читаем меньше, чем индийцы, которые тратят на книги примерно 11 часов в неделю. И даже меньше, чем тайцы и китайцы. Мы с показателем в семь часов находимся на седьмом месте в общемировом рейтинге. Впрочем, патриоты могут радоваться — американцев мы все-таки обошли.

Чтение в цифрах

Заявление президента Российского книжного союза Сергея Степашина звучит пугающе. 70 процентов взрослых "вообще ничего не читают"! Россия входит в тройку самых читающих стран мира среди детей до 12 лет, отметил Степашин, а "дальше идет провал". Впрочем, это, наверное, больше эмоции, нежели официальные данные. Пока статистика выглядит так: 34 процента россиян в 2015 году ответили, что за последние 12 месяцев не прочитали ни одной книги. То есть, получается, весь год человек развлекал себя тем, что, например, смотрел телевизор и сидел на "Одноклассниках"?

Число россиян, читающих бумажные книги практически каждый день на протяжении года, до смешного мало — всего 11 процентов. Добавим сюда еще четыре процента тех, кто ежедневно читал тексты книг на планшете или компьютере, а также электронные книги. В итоге получатся жалкие 15 процентов. Но еще более печально выглядят вот эти данные: 18 процентов россиян признались, что у них дома вообще нет книг. Конечно, современные технологии позволяют значительно сэкономить место на книжных полках, закачав сотни и сотни книг прямо в смартфон или на планшет. Но что-то мне подсказывает, что те самые 18 процентов к электронным книгам относятся так же, как и к бумажным.

Как пройти в библиотеку

Не так давно на открытии II Международной книжной ярмарки "Волжская волна — 2016" зампред правительства области Иван Кузьмин заявил, что Саратов — один из самых читающих городов страны. "У нас около тысячи библиотек на территории области, — пояснил он. — А что говорить о школьных библиотеках, в которых нарасхват читают все новинки, издаваемые в Российской Федерации". Утверждение зампреда, кстати, довольно близко к истине. Вот, например, в 2015 году Российский книжный союз проводил всероссийский конкурс на звание самого читающего региона страны. В результате наша область вошла в число 10 лучших участников конкурса и даже получила диплом.

Правда, сказав про тысячу, Иван Кузьмин слегка преувеличил. В 2011 году библиотек действительно было аж 1008. Но к 2015 году их количество уменьшилось до 934. С 2010 года было оптимизировано (читай — объединено с более крупными в других населенных пунктах) 100 библиотек в основном в сельских отдаленных и малонаселенных пунктах. В 2015 году на одну библиотеку в регионе приходилось в среднем 2669 человек, а охват населения библиотечным обслуживанием составил 42 процента. В последние годы сокращается и число читателей. Например, в 2015 году в губернских библиотеках числилось 1 миллион 49 тысяч читателей, а в 2014 — 1 миллион 69 тысяч 800. Получается, только за год библиотечных посетителей стало меньше на 20 с лишним тысяч.

Сокращение библиотек и спад читательского интереса — это тоже общероссийская тенденция. Статистика говорит, что каждый год число общедоступных библиотек сокращается на 1,2 процента. А посещают их только 7-9 процентов населения, в основном школьники и студенты. Остается надеяться, что эти цифры можно объяснить повсеместным распространением интернета, а вместе с ним и всевозможных сайтов с легальным или пиратским контентом. Ведь зачем идти в библиотеку, если можно включить компьютер и найти в сети нужную книгу?

Тенденция, однако

По мнению российских писателей Алексея Слаповского и Льва Гурского (он же Роман Арбитман) снижение интереса к чтению — это мировая тенденция. "СССР оказался самой читающей страной в мире, потому что чтение было чуть ли не единственным доступным досугом, — говорит Лев Гурский. — А поскольку массовой литературы было мало, читали классику. Скажем так, за неимением Донцовой читали Пушкина. А сейчас литературу оттеснили технологии — интернет и разросшиеся возможности телевидения. И у людей появился выбор — буквы читать или смотреть в экраны".

По словам писателя, остальной мир тоже читает значительно меньше, чем раньше, и это закономерный процесс. "Нужно еще учитывать, что наша пропаганда делает все возможное, чтобы аудитория глупела, — полагает Гурский.— Естественно, глупеющему человеку проще получать информацию в разжеванном виде, то есть с экрана. Ведь чтение требует напряжения, а информация с экрана льется в уши сама собой. Это нормально, это свойственно людям".

Алексей Слаповский видит три причины читательского спада: "Во-первых, сейчас много других способов проведения культурного досуга. Во-вторых, люди очень заняты — они много работают, устают. И, в-третьих, общее понижение образовательного и культурного уровня". Писатель уверен, что кардинально изменить ситуацию даже на государственном уровне уже не получится. "Популярность литературы сильно зависит от критики, — уверен Алексей Иванович. — Сейчас обращают внимание на то, о чем говорят и о чем пишут. А критика — это информация. Критикам сейчас никто не платит, их нет. Сейчас в информационном поле литература находится на маргинальной окраине. Нет информации — нет тебя". Лев Гурский согласен с коллегой: "Нужно задействовать центральные телеканалы, которые показывали бы умных писателей, привлекали к ним внимание. Но у нас этим занимается только канал "Культура". А "Культуру" смотрит тот, кто и без этого канала читает книжки. Человек пишущий не в тренде. Сейчас писатель не авторитет".

Книжный бизнес

Вопреки всем пессимистическим прогнозам и неутешительной статистике в одной из самых крупных российских книжных сетей "Читай-город" уверены, что россияне не стали меньше читать. "Слухи о том, что Россия перестает быть читающей страной, сильно преувеличены, — уверен генеральный директор сети Михаил Иванцов. — Люди читают, потому что это их внутренняя потребность, которую не сокрушит никакой экономический кризис. Согласно нашей статистике, последние годы в сети "Читай-город" наблюдается не спад, а заметный рост потока покупателей. Кроме того, мы открываем много новых магазинов не только в городах-миллионниках, но и в небольших городах. Только в этом году уже открылось 53 новых объекта и до конца года планируется еще семь, а в прошлом году было открыто около 70 магазинов".

По данным специалистов "Читай-города", магазин на улице Вольской, расположенный в саратовском Доме книги, ежедневно посещают в среднем 1250 человек. В их распоряжении — 84800 наименований книг. По результатам рейтинга продаж за последний месяц в топ-5 предпочтений саратовских читателей вошли "1984" Джорджа Оруэлла, "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" Виктора Пелевина, "Ждите неожиданного" Татьяны Устиновой, "Обратная сила" Александры Марининой и "Дом странных детей" Ренсома Риггза. По словам Михаила Иванцова, покупательский ажиотаж независимо от региона традиционно вызывают использование сюжета книги в кино, как это произошло, например, с "Домом странных детей", или получение писателями престижных литературных премий. Стабильным спросом пользуется и детская литература.

"Саратов, безусловно, один из самых читающих городов России, и мы готовы развиваться здесь дальше, — говорит Михаил Иванцов. — Главное, чтобы интерес к чтению активно поддерживался на уровне муниципальной власти, общественных организаций и средств массовой информации".