Пожар в доме пенсионерки Лидии Решетниковой вспыхнул 28 сентября, около четырех часов дня. 85-летнюю хозяйку квартиры спасла случайность — она как раз пошла в магазин, а после заглянула к своей знакомой. Сын Лидии Ивановны спал, не ожидая подвоха. Он задохнулся от дыма как раз тогда, когда его мать вернулась домой.
Буквально считанные минуты отделяют счастливую жизнь от несчастья. В тот день Лидия Ивановна не могла и предположить, что, выйдя на час из дома, лишится и сына, и жилья. Огонь превратил ее квартиру в черную пещеру, без мебели и отопления. А дальше все было почти как в песне: "Пожарный мне выписал справку, что дом мой сгорел". Получив на руки этот страшный документ, Лидия Решетникова первое время даже не знала, что ей делать. Коммунизма или даже социализма с человеческим лицом в нашей стране так и не построили, поэтому помогать пожилому человеку не торопился никто, кроме родных и близких.
Другие квартиры в частном доме № 2В по улице Стадионной в Ершове почти не пострадали. Сильнее всего выгорели именно те помещения, где проживала наша героиня, ветеран труда. К счастью, у Лидии Ивановны есть две родные сестры 87 и 78 лет, у которых она смогла пожить до тех пор, пока не был сделан хотя бы первичный ремонт. Стоит ли говорить о том, что жилище приводится в порядок без помощи государства и муниципалитета?
В доме долгое время не было ни света, ни газа, ни воды, обрушилась крыша. Пожилые женщины, одна из которых перенесла два инсульта, а у другой было предынфарктное состояние, каждый день приходили в дом и не знали, за что браться. Старушки сдирали черную сажу со стен, разбирали крышу, в надежде восстановить дом до зимы.
Первым делом им пришлось делать ремонт в прихожей, где стоял старый отопительный котел — в результате пожара он пришел в негодность. Потом установили новый котел, купили газовую плиту, чтобы женщина смогла готовить себе пищу.
— Помогли всем миром, — рассказывает племянник Лидии Ивановны Алексей Смольянин. — Нашли человека с золотыми руками, финансово поддержали как могли, купили необходимое. Хорошо, когда есть родственники и можно на кого-то надеяться.
Сейчас в доме можно худо-бедно обитать. Конечно, гнетут воспоминания о том, что здесь совсем недавно погиб сын. Каждый раз, когда заходит речь о случившемся, Лидия Ивановна плачет. Как она держится после всего — загадка. Ее сестра, не выдержав стресса, попала в больницу от переживаний.
На потолке и стенах черные пятна, а запах гари никак не выветрится. На данный момент у пожилой женщины нет холодильника и стиральной машины. Стирать, ввиду преклонного возраста, она уже не в состоянии. Также необходима финансовая поддержка для окончательного восстановления жилья.
На просьбу о помощи местная администрация разводит руками, так как квартира, на беду старушки, была приватизирована. Но наша героиня не ропщет. Сейчас родня помогает ей получить причитающееся по закону. Из органов социальной защиты должны выдать пять тысяч рублей как погорельцу, а также шесть тысяч рублей — на похороны сына. Учитывая, сколько сейчас стоят строительные материалы, отопительный котел, мебель и бытовая техника, это кошкины слезки. Не стоит забывать и о том, что приличные похороны сегодня обходятся в немаленькую сумму — Решетникова отдала для этой цели свои честно скопленные за несколько лет "похоронные" средства.
Причина пожара по сей день не определена. Вполне вероятно, что виной всему — короткое замыкание. Подобная беда может настигнуть жителей любого деревянного дома, где проводку делали во время возведения жилища.
По сути, Лидии Ивановне не повезло трижды. Первый раз, конечно, когда у нее случился пожар. А второй раз, когда она приватизировала квартиру, что усиленно пропагандируется в государственных СМИ как некое благо для собственников. На деле это оборачивается тем, что в случае форс-мажора органы власти делают вид, что сочувствуют.
Жалко также, что пенсионерка не родилась слегка пораньше, чтобы быть ветераном Великой Отечественной войны или хотя бы тружеником тыла. Тогда, в подобной ситуации шуму было бы до небес. Наверняка приезжали бы коллеги с федеральных телеканалов и гневно клеймили здешних чиновников. Но так получилось, что старушке "всего" 85 лет и она появилась на свет слишком поздно.
Все свои силы и все свое здоровье она отдала тяжелой работе. Сперва Лидия Ивановна трудилась на милейшей "дамской" работе — шпалоукладчицей. Потом перевелась в местечко потише — грузчиком на железнодорожный склад. И на железной дороге, куда после всего пережитого за помощью обратились родственники Решетниковой, им ответили, что предприятие настолько бедно, что нет даже досок.
Вот и куда податься старушке, попавшей в беду? Похоже, что сегодня помогать таким людям могут лишь отдельные энтузиасты, а не государство, региональные власти или муниципалитет. Пока наверху играют в большую политику, бабушки нужны стране лишь раз в несколько лет — чтобы бросить бюллетень с нужными пометками в урну.
P. S.
Саратовское областное отделение Союза добровольцев России объявляет сбор помощи для восстановления дома и улучшения условий проживания ветерана труда. Контакты координатора проекта "Вы не одни" — в редакции.