Все повторяется. История движется по спирали, и вот на очередном ее витке мы вдруг видим что-то до боли знакомое. Думаем, вспоминаем, а потом оглядываемся назад — да вот же! Ведь это уже было всего каких-то несколько лет назад. Так, недавно я прочитала новость о переводе всех медицинских карт в электронный вид и крепко задумалась. А потом вспомнила. Шесть лет назад уже была такая заметка, которая радостно сообщала, что к 2013 году в области появится "электронная карта больного, а история болезни будет фиксироваться во всех мелочах". "В несколько кликов врач сможет получить полную информацию о своем пациенте, начиная с момента его рождения", — говорилось в новости. Прошло шесть лет, а я до сих пор стою в очереди в регистратуре за своей весьма потрепанной бумажной картой.
Тогда, в 2010 году, об электронных картах рассказывала министр здравоохранения области Лариса Твердохлеб. "У нас должен измениться менталитет", — говорила она. Спустя два года уже другой министр, Алексей Данилов, уверял, что к концу 2012 года количество пациентов с электронными картами должно составить 40 процентов от общего числа обратившихся за медицинской помощью. "Возникает резонный вопрос: а надо ли вообще этим заниматься, нужно ли тратить такие серьезные средства? — спрашивал Алексей Данилов и тут же отвечал сам себе: — Конечно, необходимо". И вот на дворе конец 2016 года, кресло министра здравоохранения занял Владимир Шульдяков, но суть некоторых комментариев остается прежней. "Процесс перевода документооборота в электронный вид идет в штатном режиме, — говорит Владимир Анатольевич. — В 2017 году ожидается принятие изменений законодательства, которые позволят вести медицинскую документацию только в электронном виде, без вывода на печать, что значительно ускорит процесс перехода к электронным медицинским картам".
Такое ощущение, что когда какой-нибудь министр покидает свой пост, он говорит преемнику что-то вроде этого: "Вот тут, дорогой товарищ, бумажки с реальными расходами, вот тут список сотрудников, которые чьи-то родственники. А вот в этом ящике перечень тем, которые следует время от времени поднимать, чтобы как-то отвлекать и развлекать общественность. И обрати внимание, дорогой товарищ, в этом перечне красными галочками помечены темы, на которые можно совершенно безопасно сливать бюджетные миллионы". Это, конечно, вымышленная речь. Однако иной раз читаешь новости и думаешь, что все происходит именно так и никак иначе.
Вот информация, которую Алексей Данилов озвучивал летом 2012 года: "В 2011 году уже было потрачено 65 миллионов из 408 выделенных. На эти деньги закупили первую партию компьютерной техники, создали областной портал здравоохранения, сайты для всех лечебных учреждений области и запустили в эксплуатацию подсистему электронной записи к врачу. В 2012 году все ЛПУ должны перейти на электронный документооборот". Данилов уверял журналистов, что в 2012 году в 48 самых крупных лечебных учреждениях появятся электронные медкарты! А к концу 2012 года, по словам бывшего министра, количество пациентов с электронными картами должно было составить 40 процентов от общего числа обратившихся за медицинской помощью.
Сорок процентов, уважаемый читатель! Что же мы имеем четыре года спустя? Как сообщает министр Владимир Шульдяков, в настоящее время электронные медицинские карты пациентов ведутся в региональной медицинской информационной системе (сокращенно — МИС), которая работает в Саратовской области с 2012 года. В МИС созданы карты более чем 1 миллиона 100 тысяч пациентов. "Планируется, что карты в МИС будут созданы для всего населения Саратовской области", — обещает Владимир Шульдяков. Что ж на бумаге получается что-то около 40%, однако так ли это на деле сказать сложно. Сама я ещё ни разу не встречала пациента с электронной картой. Кого бы из своих знакомых я не спросила, ответ один: какая электронная карта, в нашей поликлинике компьютеры-то далеко не в каждом кабинете стоят.
Только на поэтапное создание региональной медицинской информационной системы с 2012 по 2016 годы было потрачено 110 миллионов рублей. Сейчас в системе работает 115 медицинских организаций, а это более 15 тысяч пользователей. То есть какой-то документооборот все же переведен в электронный вид. В 2017 году, если верить министру Шульдякову, бюджет дополнительно не потратит на МИС ни копейки — обслуживание будет финансироваться за счет средств медицинских организаций в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Средства на счетах медицинских учреждений появляются, естественно, не сами собой. Эти деньги приходят из территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). К слову, доходы и расходы ТФОМС в 2017 году составят 23,255 миллиарда рублей. Почти все эти деньги (кроме 115,4 миллиона рублей, которые потратят на содержание аппарата ТФОМС) уйдут в больницы и поликлиники. Видимо, часть этой суммы и будет потрачена на "обеспечение взаимодействия МИС с федеральными системами, обеспечивающими работу интегрированной электронной медицинской карты, и обслуживание информационных систем".
Как рассказали в областном минздраве, лидерами по переходу на ведение карт в электронном виде стали три учреждения: Саратовская городская поликлиника № 2, Саратовская городская клиническая больница № 8 и Областной онкологический диспансер № 2. "В настоящее время в 53 медицинских организациях области в медицинскую информационную систему вносится информация об амбулаторных осмотрах пациентов и госпитализациях. Ежемесячно в региональной информационной системе регистрируется более 392000 амбулаторных осмотров пациентов и более 34000 случаев госпитализаций", — сообщили в ведомстве. Что означает сам факт регистрации осмотра, мне не совсем ясно. Ведь электронные карты есть менее, чем у половины возможных пациентов. Предположу, что в остальных случаях регистрация осмотра — это что-то вроде галочки в программе рядом с именем пациента, мол, такой-то на осмотр явился. Ну а подробности осмотра, как обычно, записываются от руки в потертую тетрадку.
А тем временем главврач ГУЗ "Саратовская городская детская поликлиника № 4" Тамара Грищенко на одной из пресс-конференций заявила, что в будущем пациенты будут приходить в больницу с чипом, на котором будет записана вся история болезни. Медики будут скачивать информацию в свою систему, а сам чип посетитель сможет забрать с собой. Думаю, эту "сказку" могут смело брать на вооружение и министры здравоохранения. Рассказывать о чипах можно будет еще очень долго, лет десять точно. А уж сколько можно "потратить" на чипы, даже и представить страшно.