В конце октября ушедшего года мы ездили в поселок Соколовый Саратовского района. Уже тогда, несмотря на плюсовую температуру за окном, в домах этого населенного пункта было холодно. Сегодня жители откровенно мерзнут. Замерзают взрослые, замерзают старики, не могут согреться дети. В местном детском садике так же холодно, как и в домах поселка.
Чтобы разобраться в том, отчего в поселке сложилась патовая ситуация, мы отправились на место. Первым делом пообщались с жителями, большая часть из которых оказалась бывшими или действующими вертолетчиками. По-военному четко Сергей, житель одной из окрестных пятиэтажек, рассказал о том, что температура в квартирах редко поднимается выше 16 градусов по Цельсию:
- Особенно страдают крайние подъезды. До них тепло почти не доходит.
На днях тепловики с представителями администрации проникли в наш подвал — под видом антитеррористических мероприятий. И опечатали наш бойлер. Теперь мы сидим не только без нормального отопления, но и без горячей воды. И конца-края этому не видно.
Мы идем в детский сад, который располагается на улице имени героя Советского Союза Путина А. Д. Елена, мама одного из воспитанников учреждения, делится наболевшим:
- Дети в группах на втором этаже мерзнут, несмотря на теплую одежду. Конечно, из-за этого многие болеют. Я вынуждена была забрать сына из садика, потому что в сильные морозы там было практически невозможно находиться.
Мне легко удается попасть внутрь детсада. Показываю удостоверение нянечке и меня ведут к заведующей. По пути узнаю от персонала, что на первом этаже — 20 градусов, а до второго тепло не доходит. Там шестнадцать градусов. Разница ощущается явно. Вроде пар изо рта не идет, но если провести здесь целый день - закоченеешь. Заведующая не совсем рада видеть журналиста. Говорит, что прийти можно будет, только получив одобрение местной администрации. Впрочем, всё, что мне было нужно, я уже узнал. Похоже, что местных детей готовят стать полярниками — обрабатывают холодом с раннего возраста.
Лоскутное утепление
Дома в поселке выглядят пестро. С одной стороны, видно, что народ здесь живет не бедный - почти везде пластиковые окна, у подъездов стоят неплохие авто. Всё-таки, большинство местных так или иначе связаны с недавно начавшей оживать оборонкой. Но аборигены крайне недовольны. Потому что они устали жить в бесконечном хаосе и беспределе.
Очень многие утепляют квартиры — обшивают их снаружи пенопластом и штукатурят. Почему-то здесь принято красить эти утеплительные панели в самые яркие цвета, выбивающиеся из общей цветовой гаммы хрущевок.
Мы направляемся в ООО "УК КЭЧ" - управляющую компанию, которая обслуживает 13 пятиэтажек из 25-ти многоквартирных домов поселка. Местные жители рассказывают нам, что УК уже давно находится в конфронтации с администрацией муниципального образования.
В ответе за всё
Сергей Шурыгин, глава ООО "УК КЭЧ" поведал о том, как развивается этот конфликт и из-за чего он возник:
- На нас постоянно хотят возложить ответственность за то, за что мы по определению отвечать не можем. Иногда происходит буквальное натравливание жителей на нас. Вот, к примеру, снижается температура в домах, отопление плохое. Кто виноват? Конечно же мы! А в то же время мы даже доступа в котельную не имеем. Это полномочия районной администрации.
Сергей говорит нам о том, что не так давно в котельной установили два итальянских котла. По мнению главы УК, они не предназначены для отопления:
- Они слабоваты, только для подогрева воды и подходят. Но дело даже не в этом. Всё дело в том, что в котельной не включают насос, который должен обеспечивать активную циркуляцию воды. Наверное, экономят электричество, хотя за коммунальные услуги жители платят вовремя и немало. Вот и получается, что жители верхних этажей мерзнут. Вода в трубах циркулирует вяло, самотеком.
Неприкаянный мусор
Кроме того, Шурыгин рассказывает о конфликте, возникшем вокруг вывоза мусора. Некоторое время назад администрация пыталась принудить УК вывозить крупногабаритный мусор, который лежит возле контейнерных площадок. Чиновники были уверены в своей правоте, но суд решил иначе. В итоге сегодня возле баков лежат огромные зловонные кучи мусора.
- Мы выполняем свои обязанности по соглашению, - говорит Сергей, - но мы не готовы отвечать за то, что не должны делать. Если послушать представителей администрации, то может выйти, что мы обязаны следить за уличным освещением и за канализацией.
Действия по опечатыванию бойлера Шурыгин объясняет просто: у местных властей есть желание сконцентрировать в своих руках все ресурсы:
- Они хотят, чтобы им было подконтрольно всё — теплоснабжение, водоснабжение и чтобы управление жилфондом осуществлял их ставленник. Сперва нас обвиняли в том, что благодаря нашим бойлерным у них утечки до ста кубов воды ежедневно. Но всё дело в том, что давление холодной воды в трубках бойлеров выше, чем в трубах с горячей водой. Если бы бойлеры были неисправны, то холодная вода просто разбавляла бы горячую и никакой утечки из отопительной системы не было. Узнав это, они "переобулись на ходу" - стали заявлять, что наши бойлеры разбавляют им кипяток, в итоге приходится тратить лишние ресурсы на подогрев. Недавно они, якобы в рамках антитеррористических мероприятий, проникли в подвал одного дома и опечатали там бойлер, хотя он вполне исправен. Как это можно назвать? Эти действия, на мой взгляд, направлены на дискредитацию управляющей компании.
Вырвано из контекста
Мы отправляемся к главе администрации Соколовского МО Юрию Филимонюку. У Юрия Ивановича как раз был приемный день — в его кабинете стояла группа пенсионеров, которым он что-то объяснял. Когда пожилые люди выходили, одна бабушка в сердцах сказала:
- Разговоры, всегда одни только разговоры…
Филимонюк поначалу не слишком хотел общаться. Пояснил это так:
- Я просто знаю, как вырываются фразы из контекста, а потом подаются так, как нужно издателям.
Когда я попытался убедить Юрия Ивановича в том, что против него не плетется международный заговор, он поведал мне грустную историю о его опыте общения с прессой:
- Приезжала ко мне девушка с телевидения. Мы с ней ходили по улице имени Героя Советского Союза Путина, я ей рассказывал про Александра Дмитриевича, про то, что он жил в нашем поселке, про то, за что он получил звание Героя. Мы эту улицу, в принципе, содержим в порядке. А девушка увидела переулок, в котором жители постелили старые ковры прямо в лужи и вскоре я увидел репортаж о том, что на улице Путина лежат ковры на дырах в дороге. Тем временем, уже был подписан контракт о том, чтобы этот переулок заасфальтировать. И после того, как его заделали, стали говорить о том, что это из-за телерепортажа.
Фотографироваться Филимонюк наотрез отказался. Про котельную тоже говорить поначалу не хотел:
- Это не моя зона ответственности. За это отвечает район. Зачем я буду комментировать то, к чему не имею отношения?
Тогда мы принялись говорить о проблемах поселка. Для начала Юрий Иванович рассказал, что является вертолетчиком со стажем. И даже показал фото, где он жмет руку экс-главе города Саратова Олегу Грищенко на Театральной площади:
- Я посадил вертолет прямо на площадь!
Потом я узнал о том, что местный глава совершил опаснейший прыжок с горящим парашютом и даже посмотрел видео на телефоне. Также увидел фото, где наш герой жмет руку различным известным актерам и телеведущим. Наконец, перешли к проблемам. Юрий Иванович всё время рисовал схемы на бумаге:
- Я привык, чтобы всё было наглядно!
Хронический сушняк
Он поведал о том, что в поселке имеются проблемы с водоснабжением. Когда-то местным жителям все завидовали — оттого, что у них без перебоев из крана текла родниковая вода. Сейчас емкости-накопители проржавели — из 3100 кубов в строю осталось чуть больше тысячи. Этого катастрофически не хватает, особенно летом. Приходится подавать воду по графику, три раза в день.
- Я несколько раз обращался в областную думу, пытаясь выбить деньги на реконструкцию системы водоснабжения. Но каждый раз обещанные средства секвестировали. Сейчас мы собственными силами сделали проект и составили смету. Не хватает 48 миллионов, чтобы закончить работы.
Ёлка из космоса
Разговор дошел и до вывоза мусора. По мнению главы МО, о всех бытовых отходах, включая крупногабаритные, обязана позаботиться управляющая компания:
- Кто разделяет мусор по категориям? В законе такого нет! Любой мусор — бытовой. Вот елка — она же не из космоса упала, а получилась в результате жизнедеятельности граждан.
Но понимания с местной УК, по словам Филимонюка, нет. Тот факт, что елка упала не из космоса не может побудить управляющую компанию вывозить дерево, валяющееся за территорией контейнерной площадки.
- Вот хорошо бы, если бы все УК стали бы государственными, - вздохнул собеседник, - как в Белоруссии. Тогда за ними был бы полный контроль.
Наконец, коснулись и наболевшего вопроса по отоплению.
- Оборудование хорошее, итальянское, - заверил меня Юрий Иванович, - и насос, конечно, есть. Просто люди часто говорят, чего не знают. Возможно, операторы котельной включают ее в экономном режиме, открывают газ не на полную мощность. Опять же происходят утечки в бойлерных некоторых домов, а проконтролировать эту ситуацию мы не можем.
Что касается дорог в поселке, тут глава МО пояснил, что ежегодно ему выделяется сумма, которой явно недостаточно:
- В прошлом году выделили 480 тысяч, в этом 570. Что это такое при нынешних ценах? Пятьдесят метров дороги? Если я сделаю эти пятьдесят метров, меня не поймут, подумают, что издеваюсь. А когда ставишь заплаты, тоже ворчат. Вообще, людям очень тяжело угодить. Сделали недавно пешеходные дорожки, так они опять недовольны.
Трупы в снегу
После общения с чиновником-вертолетчиком, я вновь отправился к жителям. По пути к офису УК КЭЧ обратил внимание, как часто здесь попадаются трупы собак, лежащие в снегу. Похоже, что их тоже никто не убирает. Один лежал неподалеку от местной школы — буквально в пятидесяти метрах. В одном месте, как раз около садика и детской площадки канализационные люки не закрыты крышками. Местные говорят, что так продолжается уже несколько лет.
Когда я пересказал весь разговор людям, они спросили:
- Опять про вертолеты хвастался? Может быть, он уже улетит отсюда в голубом вертолете?
Устали от разговоров
Сергей Шурыгин внес несколько ценных замечаний к рассказу о беседе с чиновником.
- Что касается водоснабжения, то отмечу, что у них очень завышенные цены на емкости. Мы узнавали — цистерна на тысячу кубов стоит 1 миллион 200 тысяч рублей. У них эта цена возрастает до семи миллионов. Что касается того, что у них насос якобы работает — это всё чепуха, потому что давление на входящей в дом и выходящей трубе примерно одинаковое — в районе 0,4 МПа. И температура теплоносителя на входе — 45 градусов. Мало того, что экономят на людях, так еще и теплоизоляция оборвана и дыры в трубах.
Жители Соколового уже не знают, на что надеяться. Вроде бы внешне их поселок выглядит гораздо лучше многих населенных пунктов области. Но люди говорят, что устали от нескончаемого холода в квартирах, от гниющего мусора под окнами и от платежек, согласно которым приходится рассчитываться за "бракованные" услуги.
P.S. Пока мы общаемся, происходит авария на теплотрассе и давление на глазах снижается до 0,1 МПа, а температура теплоносителя падает до 24 градусов. Похоже, что эта ночка для жителей поселка будет прохладнее обычной.