От чувств-с!

28 марта 2017, 09:39
От чувств-с!
Некоторые люди до сих пор верят в существование здравого смысла

Отгремели громкие дела об оскорблении чувств верующих, после которых все уяснили, что танцевать в православных храмах не стоит. Как быть с другими видами храмов, где танцы – одна из частей непосредственного процесса, пока отдельно не обсуждалось. Но это не значит, что о чувствах верующих позабыли.

Нет, нет и ещё раз нет. В Общественной палате решили пойти дальше и защитить чувства не только верующих, но и патриотов, а также яростных фанатов собственной национальности. Ну, наверное, так можно расшифровать понятие "национальные ценности", которые упоминаются в этом контексте. В комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений считают, что только "разграничив общественные пространства" можно уберечь людей, для которых важны, цитата "религиозные и национальные ценности", от острого ощущения собственной ущемлённости.

Суть предлагаемых изменений, если вкратце, - это административная ответственность за нарушение правил поведения в храмах, музеях и иных местах, "имеющих национальное или патриотическое значение". А если нарушений будет много или они будут совершаться с особым цинизмом, то и до уголовной ответственности должно быть недалеко. Причём подаётся мысль весьма здраво: понятие этого самого оскорбления религиозных и прочих нежных чувств не должно касаться содержания спектаклей и выставок, протестовать против них надо у входа, а не внутри здания.

Но если вдуматься, какой смысл протестовать у входа, ведь так не видно, что именно оскорбляет чувства протестующих! Сама суть протеста таким образом сводится на нет. Хотя это как раз следование старой традиции "Пастернака не читал, но осуждаю", в осовремененной версии: "фильма "Матильда" не видел, но заранее против".

Только тут же в другом дело: ведь нельзя будет хватать за рукава входящих в здание, где, по мнению людей с обострённым чувством (не будем уточнять, чего именно, просто обострённым), творится непотребство. Они ж из лучших побуждений, они же защитить хотят чужую нравственность, ценности и прочее всё, что нуждается в защите. Письма пишут, пороги обивают. От "Красавицы и Чудовища" вон хотели детей малых оградить, потому что там по фильму бегают, писать противно, эти, про которых подруга Эллочки Людоедки знала богатое слово "гомосексуализм". И ведь оградили: Россия стала единственной страной, где на детскую сказку для самых маленьких повесили замок "16+". Чтоб неповадно было.

В Госдуме идею в целом поддержали, но в обтекаемых формулировках. Согласились, что защищать точно надо, но не очень понятно, что именно. А чтобы стало понятнее, надо что? Правильно! Описать защищаемое в законе. В частности, ввести понятия "общественная нравственность" и "традиционные ценности", поскольку они требуют "поддержки, заботы и при необходимости – охраны".

Правда, считать ли всякие провокационные театральные постановки объектами культуры, председатель госдумского комитета по развитию гражданского общества пока не определился, зато точно и чётко заявил, что в области культуры нужно быть внимательнее. А то понабегут так называемые творцы и, прикрываясь законом, как начнут оскорблять общественную нравственность прилюдно! Наверное, по домам будут ходить или детям во дворах демонстрировать. Потому что не знаю, как председателя госдумского комитета, а простых людей в театр обычно не загоняют, чтоб насильно показать им какую-нибудь очередную сильно хитровывернутую версию "Евгения Онегина" с ругающейся матом Татьяной или "Ромео и Джульетты", где юные влюблённые бегают по сцене исключительно неглиже.

А если кто-то попадет на постановку, которая сильно обидит его чувство прекрасного, то есть древний способ борьбы с подобной оскорбительной провокацией: встать и выйти из зала, больше на творения выдающегося автора никогда не приходить, и друзьям отсоветовать. История знает примеры, когда государство брало на себя защиту вкуса граждан. Получалось громко, но не сказать чтобы сильно удачно.

Чувство прекрасного, как и вообще любое чувство, например, восприятия религии или неких ценностей,- оно величина весьма субъективная и эфемерная. Описать его в законе это, прямо как по Пушкину, попытка измерить алгеброй гармонию. Никто не спорит, что прилюдная демонстрация живым человеком собственных интимных частей, - это хулиганство, но демонстрация таковых же мраморным микеланджеловским Давидом – уже искусство.

А вот как с Сальвадором Дали быть? У него много вещей, что детям точно не покажешь, да и у иных взрослых они могут противоречивые чувства одними названиями вызвать. Но обозвать великого Сальвадора нарушителем традиционных ценностей и изгнать куда подальше язык не поворачивается и рука не поднимается, потому что он мировым сообществом уже почти сто лет как признан классиком. Против сообщества-то не попрёшь. И закон не приложишь. Максимум – ограничение к показу детям до 18.

Есть, впрочем, одно чувство верующих, защита которого и впрямь бы не повредила. Некоторые люди до сих пор верят в существование здравого смысла. А некоторые новости, появляющиеся в газетах, на интернет-сайтах и телеэкранах, оскорбляют их чувство веры так, что ни в сказке сказать, ни законом описать.